Формула-1

Место, где погиб Сенна. «Ф-1» возвращается в Имолу

Место, где погиб Сенна. «Ф-1» возвращается в Имолу
Айртон Сенна / Фото: © Pascal Rondeau / Staff / Getty Images Sport / Gettyimages.ru
Автодром Энцо и Дино Феррари, принимавший у себя гонки «Формулы-1» с 1980-го по 2006 годы, в грядущие выходные вновь станет частью «больших призов». Вспоминаем трагическую историю итальянского трека, который у многих ассоциируется вовсе не с заездами.

Трасса, открывшаяся для гонок чуть менее 70 лет назад, в 1953-м, за все время своего существования пережила как минимум три изменения конфигурации. В 1970-х ей добавили две шиканы, чтобы замедлить и без того скоростное движение, — это нынешние 10, 11 и 12 повороты. Еще одно кардинальное изменение внесли значительно позже, причем после не самых радостных событий.

Дугообразный длинный вираж «Тамбурелло» с приездом в Имолу быстрых автомобилей «Ф-1» второй половины 1980-х годов стал довольно опасным для гонщиков. В этом повороте нога не снималась с педали газа, но кочки на полотне нередко отправляли пилотов в расположенный рядом барьер безопасности. Во время тренировки на Гран-при Сан-Марино 1987-го Нельсон Пике вылетел в стену после возникших проблем с колесом на его «Уильямсе» — удар был настолько сильный, что бразильцу даже пришлось пропустить гонку. Подобная ситуация возникла и у Герхарда Бергера двумя годами позже. Из-за поломки переднего антикрыла он вылетел, а его машина загорелась. Благо, все сработали быстро, и Бергер отделался ожогом рук и пропуском только одного (следующего в календаре) Гран-при. Не простил «Тамбурелло» ошибок Микеле Альборето и Риккардо Патрезе во время тестов в 1991-м и 1992-м соответственно. Однако главной трагедией был и остается уик-энд 1994-го, навсегда изменивший и саму Имолу, и жизнь гоночного сообщества.

Трасса в Имоле / Фото: © Pascal Rondeau / Staff / Getty Images Sport / Gettyimages.ru

Уже в пятницу над автодромом начали сгущаться тучи: Рубенс Баррикелло ошибся, промахнулся мимо поворота и на полной скорости въехал в стену в повороте «Басса», по пути сильно подлетев на поребрике и приземлившись на крышу. Благодаря быстрой работе медицинской бригады оставшийся без сознания бразилец был спасен — ему не поступал кислород, и из-за несвоевременной помощи его жизнь могла оказаться под угрозой.

События субботы были еще более ужасными. Во время квалификации подломленное антикрыло на машине Роланда Ратценбергера треснуло окончательно и зашло под днище — пилот потерял управление и не смог повернуть, влетев в барьер на скорости 315 км/ч. Это столкновение стало роковым — Роланд получил травмы, несовместимые с жизнью, и погиб на пути в больницу.

Болид Роланда Ратценбергера Фото: ©Paul-Henri Cahier / Contributor / Getty Images Sport / Gettyimages.ru

Несмотря на эти ужасные события, уик-энд останавливать не стали, и в воскресенье весь гоночный мир стал свидетелем второй подряд фатальной аварии — на этот раз в том самом повороте «Тамбурелло». Трехкратный чемпион Айртон Сенна потерял контроль над автомобилем и врезался в стену на седьмом круге заезда — деталь машины пробила ему шлем, бразилец скоропостижно скончался. В мире стало чуть меньше волшебства…

Авария Айртона Сенны / Фото: © Anton Want / Staff / Getty Images Sport / Gettyimages.ru

Только после этого черного уик-энда «Тамбурелло» решили изменить и сделать более безопасным, увеличив зону вылета и внедрив в плавный скоростной поворот замедляющую шикану. Подобное сделали с «Вильневом», где разбился Ратценбергер, и еще несколькими опасными виражами. 

Мемориальная стена Сенны на трассе / Фото: © Mike Hewitt / Staff / Getty Images Sport / Gettyimages.ru

К несчастью для автодрома, все эти события, пусть произошедшее и более десяти лет назад, все равно стали одними из определяющих в конце 2006 года — именно тогда приняли решение больше не включать Гран-при Сан-Марино в календарь «Формулы-1». Из-за возросших требований к безопасности трассу имени Энцо и Дино Феррари нужно было перестраивать дальше — этим должен был заниматься Герман Тильке. Проблемой стал и финансовый вопрос: на тот момент владелец «Ф-1» Берни Экклстоун планировал взимать с автодрома больше взносов. Но самое главное, в Италии проводился еще один Гран-при — в легендарной Монце. Все это заставило Имолу на долгое время исчезнуть из жизни «королевских гонок», однако благодаря пандемии и робким попыткам с 2016 года вернуть «Ф-1», владельцам трассы удалось подписать соглашение с Liberty Media о проведении у себя этапа вместо отмененного уик-энда в Китае.

https://twitter.com/F1/status/1321121029150941185

Были в истории Имолы и позитивные дни — например, эпичный уик-энд 1985-го. Из-за растущих мощностей двигателей — и, соответственно, возраставших скоростей — в ФИА решили как-то укротить почти 1000 лошадиных сил, сначала убрав годом ранее дозаправки, а затем ограничив количество топлива на гонку. Это стало настоящим испытанием для прожорливых турбомоторов, но делать было нечего — командам приходилось изощряться в стратегических планах на гонку. Особенно это касалось скоростных этапов, каким, очевидно, и был Гран-при Сан-Марино. Вся эта эпопея привела к очень интересным событиям за четыре круга до конца заезда. У лидеров, включая Сенну, Стефана Йохансенна и Нельсона Пике, попросту закончилось горючее, а кому-то, как, например, Тьерри Бутсену, пришлось самому толкать машину до финиша за несколько метров до черты. Первым приехал Ален Прост, но его постигла неприятность — во время взвешивания у его автомобиля обнаружили недовес. Француза пришлось дисквалифицировать. Самоустранение всех фаворитов в итоге подарило вторую и последнюю в карьере победу изначально пришедшему вторым Элио де Анджелису — одному из шести пилотов, которым в то воскресенье удалось доехать до финиша.

https://twitter.com/F1/status/728171612739145728

Не менее впечатляющими были и последние минуты Гран-при Сан-Марино 2005 года. Тогда стартовавший 13-м Михаэль Шумахер за 12 кругов до конца догнал лидера гонки Фернандо Алонсо и вплоть до самого финиша сражался с будущим двукратным чемпионом, но так и не смог его обогнать.

https://twitter.com/JuanjoSaezF1/status/988737067663454208

Годом позже Красный Барон все же увидел клетчатый флаг первым. На сегодняшний день великий немец остается последним покорителем «Имолы» в «Ф-1».

Михаэль Шумахер одерживает последнюю победу в Имоле / Фото: © Paul Gilham / Staff / Getty Images Sport / Gettyimages.ru

Автодром Энцо и Дино Феррари — довольно интересный трек с трагической и не самой обычной историей. Скоростная трасса с немаленьким перепадом высот и крутыми поворотами, возможно, не подарит нам множество обгонов в это воскресенье, однако отсутствие пятничных тренировок и не самая обычная конфигурация обязательно приведут к тактической и позиционной борьбе.

Читайте также: