Формула-1

«Лучший среди всех». Почему Джима Кларка до сих пор считают величайшим гонщиком «Ф-1»

4 марта 1936 года родился двукратный чемпион «Формулы-1», победитель «Инди-500», обладатель многих рекордов и один из быстрейших пилотов своего времени Джим Кларк.

Некоторые до сих пор считают его величайшим спортсменом не только той эпохи, но и всего периода существования «королевских гонок». Разбираемся почему.

Джим был сыном простого шотландского фермера. Его дом, находящийся недалеко от границы с Англией, был довольно отстранен от мест проведения мировых гоночных соревнований. Об автоспорте Кларк узнал лишь в 13 лет из книг и журналов, когда пошел в частную школу в Эдинбурге. Несмотря на запреты родителей, он все равно горел желанием ездить на машинах — сначала тайно тренировался вождению в поле, а затем ездил на фермерских тракторах. Позже Кларк говорил, что скучает по дому и ему стыдно гоняться без одобрения матери, однако уйти из спорта он не может. 

На свой 17-й день рождения Джим получил права, и этот момент стал толчком к воплощению мечты о спорте в реальность. В 1956 году после приобретения Sunbeam Talbot он начал участвовать в местных ралли, позже ему уже удавалось побеждать на клубных гонках — не без поддержки состоятельных друзей-энтузиастов. Подобная ответственность заставила его относиться к своему увлечению более серьезно.

Чем дальше Кларк продвигался по карьерной лестнице, тем больше таланта и скорости он проявлял. Его дебют в «Формуле-1» состоялся в 1960-м, однако первый полноценный сезон пилот провел только на следующий год. Несмотря на свой размеренный характер и довольно плавный стиль вождения, он, казалось, совершал невозможное. Чего стоит только Гран-при Бельгии 1963-го: стартовавший восьмым в ужасных дождевых условиях, Джим быстро продвинулся вперед, а к концу гонки на одном круге с ним остался только Брюс Макларен — в пяти минутах позади. В 1967-м «Лотус 49» с мотором Cosworth хоть и выступал в своей собственной лиге, но не был прост в управлении. Тем не менее в том году Кларк завоевал поул и опередил всех в квалификации на девять (!) секунд.

Подобные выступления не оставляли сомнений, что «Джимми был полубогом» и «лучшим гонщиком среди всех», как говорил о нем его соперник Жан-Пьер Бельтуаз. Подобного мнения о шотландце был и Джеки Стюарт. Вспоминая один из тех заездов, когда он финишировал вторым позади Кларка, пилот отметил: «Мы стали известны как Бэтмен и Робин. Нет сомнений, кто из нас Бэтмен, а кто — Робин».

25 побед Кларка на тот момент были рекордом. Да, с тех пор он был побит другими гонщиками, однако мало кто участвовал в таком немногом количестве заездов — в 72-х. По соотношению участия в гонках и первых мест Джима опередили только Альберто Аскари и Хуан-Мануэль Фанхио. Стоит отметить и его достижение в количестве поул-позиций — 33. Хотя сейчас он и уступает другим пилотам, но — опять же — в процентном соотношении Джим позади только Фанхио. Однако в чем он до сих пор остается лучшим, так это в количестве «больших шлемов» (у него их восемь) — когда пилот берет поул, выигрывает гонку, показывает быстрейший круг и лидирует от старта до финиша. Побить это достижение пока кажется возможным только Льюису Хэмилтону, у которого на счету шесть «больших шлемов».

Хотя «Тройной короны» он не завоевал, его выступление в «Инди-500» было впечатляющим. Джим выиграл в 1965-м и становился вторым в 1963-м и 1966-м. В 1964-м он лидировал, однако поломка не позволила ему закончить гонку. Удивительно то, как он ехал: его могло развернуть, но он все равно бы не коснулся стены и продолжал жать на газ — сейчас, да и тогда, представить подобное практически невозможно.

У Кларка была своя, особая техника управления автомобилем — он предпочитал нащупывать его лимит и ехать максимально близко к этому пределу, не переступая через него. «Обычно он мог быстро стартовать, вырваться вперед и деморализовать соперников, — вспоминал Колин Чепмэн, глава «Лотуса», открывший Кларку путь в «Ф-1». — С этого момента он уже ехал по своему плану — нужно было сохранить машину, двигатель и выиграть гонку». Джим и вправду хорошо чувствовал автомобиль. Считается, что использованные им шины могли продержаться четыре гонки, а тормозные колодки находились в хорошем состоянии в три раза дольше, чем у соперников — настолько аккуратно он обращался с техникой.

Одним из главных качеств Кларка можно смело назвать умение адаптироваться к любым условиям — это также подтверждает Чепмэн: «Я долго думал о Джимми и других пилотах, стараясь проанализировать, что делало его по-настоящему лучше других в этом деле, и я считаю, все сводится к наличию у него выдающегося ума. Он очень быстро оценивал ситуацию, и не только во время гонок — его интеллект имел силу отсеивать ненужное из кучи материала. На Гран-при Италии в Монце в 1967-м он сделал то, что, как мне кажется, в тот момент многие посчитали бы невозможным. После прокола он проигрывал круг с четвертью, но смог отыграться. Даже если у тебя есть возможность ехать быстрее других гонщиков, в Монце все неизменно заканчивается тем, что ты все время тащишь их за собой. Думаю, это было виртуозно, и никто из других пилотов не сравнился бы с ним или не смог бы превзойти. Это была одна из тех редких гонок, когда он «ехал на все деньги». За 10 лет нашего сотрудничества я могу вспомнить только четыре или пять случаев, когда он расходовал все свои ресурсы».

Кстати о ресурсах. Джим не был из тех, кто пойдет на неоправданный риск ради победы, о чем он сам и говорил: «Я всегда распознавал и уважал свои или чужие лимиты безопасности, и я лучше проиграю гонку, чем однажды «перейду» через себя или границы своей машины. Время от времени я задумываюсь об опасности. Особенно, когда вокруг много деревьев. Если вылететь, то тогда скорее всего придется жестко о них удариться».

Так или иначе, в какой-то мере его слова стали роковыми. Кларк погиб в 1968 году во время гонки «Формулы-2» в Хоккенхайме. Обстоятельства его смерти до сих пор до конца неизвестны — считается, что он вылетел с трассы и ударился о деревья. Вместе с ним ушла и эпоха «любительской» эры в «Ф-1». Хотя гораздо больше гонщиков погибли из-за отсутствия элементарных мер безопасности как на треке, так и в автомобиле, эта ситуация стала настолько трагически шокирующей, что ускорила работу над улучшением мер безопасности. На смену деревьям и рвам пришли ограждения, зоны вылета и гравийные ловушки.

Вместе со смертью Джима Кларка мир потерял одного из лучших своих гонщиков. Он был одним из тех, кого принято называть успешным во всем. Кларк трижды приезжал на марафон «24 часа Ле-Мана», где дважды поднимался на пьедестал, участвовал в гонках на автомобилях с открытыми колесами, кузовных и даже раллийных заездах, и ко всему подходил со всей серьезностью, сосредоточенностью и нацеленностью на успех. Его память жива в автоспортивном мире до сих пор — в честь Кларка проводят соревнования, а в 2002 году его имя добавили в Зал славы шотландских спортсменов. Сейчас по пути Джима идет Фернандо Алонсо, пытаясь испробовать на себе все виды гонок и доказывая миру, что даже в наши дни можно следовать примеру легендарного чемпиона.