Формула 1

Спорные новинки. По чьим стопам пошел «Мерседес»

Спорные новинки. По чьим стопам пошел «Мерседес»
Джеймс Эллисон и Тото Вольфф / Фото: © Charles Coates / Stringer / Getty Images Sport / Gettyimages.ru
Разбираемся в новой системе DAS и вспоминаем предыдущие случаи, когда в «Формуле-1» внедрялись спорные технические инновации.

Предсезонные тесты «Формулы-1» заточены не только под проверку работоспособности новых автомобилей, но и предназначены для тестирования технологий, которые могут быть применены в предстоящем сезоне. Во второй день в Барселоне внимание зрителей и журналистов было приковано к новой технологии «Мерседеса» под названием DAS (Dual Axis Steering — двухосевое рулевое управление). С камеры над кокпитом автомобиля Льюиса Хэмилтона было видно, как на прямой гонщик тянул на себя и от себя рулевую рейку, при этом меняя угол схождения передних колес. Первый же вопрос, который — вслух или про себя — задал каждый: «Легальна ли эта система?».

https://twitter.com/hlawiczka/status/1230447110895685634?s=20

Оказалось — да. На пресс-конференции в четверг технический директор команды Джеймс Эллисон заявил, что в ФИА об этой инновации знают, причем давно. Коллектив довольно виртуозно обошел правила, подогнав под них DAS так, что апеллировать против и подавать протесты практически невозможно. Например, пункт 10.2.3 технического регламента «Формулы-1» гласит следующее: «Никаких изменений в системе подвески не может быть внесено в момент движения автомобиля». Загвоздка в понимании, что есть именно подвеска, а что — части рулевого управления. В зависимости от этого в Международной автомобильной федерации уже могут выносить решение, однако на данный момент по итогу сотрудничества DAS продолжит существовать и внедрится в машину на весь сезон. Вторая «серая зона» — статья 10.4.1: «Любая рулевая система, в которой при регулировке задействуются более двух колес, запрещена». Новшество влияет только на изменение схода передних двух колес — значит, в «Мерседесе» работают строго по правилам.

Интересно, что в эру нового технического и спортивного регламента, в 2021 году, DAS будет запрещена. Ниш в правилах уже никаких нет, и также там четко прописано, что только вращение руля должным образом может быть легальным. Очевидно, в других командах сейчас думают либо о попытках копировать инновацию (что практически невозможно в силу сложности конструкции и больших временных затрат), либо о подаче протеста со ссылкой на изменения подвески. 

Но это далеко не первый случай в истории «Формулы-1», когда одна команда нашла лазейку в регламенте и удивила всех остальных.

Сюрприз от «Макларена» (2010)

Подобная ситуация была в 2010–2011 годах с системой F-duct. Впервые она так же появилась на предсезонных тестах на болидах «Макларена». Идея была довольно простой: потоки воздуха шли через переднее антикрыло к заднему сквозь специальный воздухозаборник в монококе, таким образом меняя угол атаки крыла. Гонщик активировал эту систему с помощью специальной педали, что правилами запрещено не было. Итог — уменьшение прижимной силы при активации и, как следствие, преимущество в скорости на прямых. Как и сейчас с DAS, F-duct было тяжело скопировать другим командам из-за ее интеграции в монокок, который после краш-тестов и перед началом сезона должен быть омологирован ФИА. Первыми эту идею подхватили в «Заубере», пристроив воздухозаборник на боковом понтоне. Затем технология появилась у «Феррари», «Рено» и «Форс Индии». Но все хорошее когда-то кончается, и это новшество с сезона-2011 кануло в лету. 

https://twitter.com/Ste_F1/status/1222441221395750912?s=20

Двойной диффузор «Брауна» (2009)

Не менее гениальное изобретение, созданное вновь через лазейку в правилах. Регламент сезона-2009 урезал прижимную силу у автомобилей, и поэтому в командах начали искать пути, как этот недостаток ликвидировать и получить преимущество. Идею начали разрабатывать еще годом ранее специалисты из «Хонды». Они разделились на три группы и через некоторое время разработок пришли к идее создания двойного диффузора. Новшество давало настолько сильное преимущество, что уже на первом этапе в Австралии остальные команды начали подавать протесты. Система легальна и ты не можешь добиться ее запрета? Тогда копируй. Именно так и поступили соперники «Брауна», но было уже поздно. На старте сезона Дженсон Баттон успел уйти в такой отрыв, что догнать его не представлялось возможным. Инновацию запретили после 2010-го. 

https://twitter.com/giorgio_piola/status/1037718595088855041

Хитрость «Рено» (2005-2006)

Если шутки про мешки с песком у «Мерседесов» нынешней эры так и остаются шутками, то у «Рено» в конце 2005-го это выявляло реальное техническое жульничество. С Гран-при Бразилии в команде использовали так называемый демпфер масс — небольшой груз (в районе 9 кг), помещающийся внутрь корпуса автомобиля. Он являлся дополнительной «пружиной», которая гасит колебания и тем самым дает преимущество перед другими машинами в виде лучшего сцепления с трассой, в особенности при заезде на поребрик или при ускорении. Подобный механизм использовали и в других коллективах, однако такой же эффективности он не давал. Как итог — протесты, а затем и запрет ФИА на его использование с Гран-при Франции 2006 года.

«Пылесос», созданный задолго до «Формулы-Е» (1978)

У многих болельщиков при просмотре электрической серии из-за звука возникают ассоциации с вышеуказанным помощником в домашнем хозяйстве, но ощущение это далеко не новое. В 1978 году в чемпионате мира «Ф-1» хоть и в одной гонке, но принимало участие гениальное изобретение Гордона Мюррея — автомобиль-фен/пылесос (нужное подчеркнуть). В задней части «Брэбэма» красовался огромный вентилятор, буквально придавливающий автомобиль к земле. Теоретически, он существовал для охлаждения двигателя, однако всем было очевидно, что данная система сильно увеличивает «прижим».

https://twitter.com/classicmsport/status/550926183878393856

У машины была идеальная результативность: одна гонка — одна победа. Несмотря на очевидное преимущество, управлять ей, по словам пилота команды Ники Лауды, было очень неприятно. Сама по себе конструкция была опасна и для других — из–за большого размера и силы вентилятора камни из-под днища буквально отлетали в соперников, на что многие жаловались. После первого и единственного Гран-при BT46 °C не принимал участие в «Формуле-1» из-за запрета ФИА.   

Читайте также: