Формула-1

«Без нас не было бы гонок». Откровения российского маршала «Формулы-1»

«Без нас не было бы гонок». Откровения российского маршала «Формулы-1»
Фото: © РАФ/Александр Феоктистов
Гоночный маршал Российской автомобильной федерации (РАФ) Виктория Коваленко в интервью «Матч ТВ» рассказала о своей работе на этапах «Формулы-1», вспомнила забавные случаи во время Гран-при и назвала самых общительных пилотов «королевы автоспорта».

— С чего началась любовь к автоспорту и к «Ф-1» в частности? И как это переросло в желание стать маршалом?

— Началось все еще в 2000 году. В нашей семье к спорту всегда было особое отношение, моя бабушка — мастер спорта по лыжным гонкам, папа — мастер спорта по биатлону, я сама все школьные годы занималась легкой атлетикой. Так получилось, что спортивный канал у нас всегда пользовался популярностью. Папа никогда не был особым фанатом автогонок, но когда заканчивался сезон биатлона, время от времени смотрел из любопытства другие виды спорта. Однажды он смотрел «Формулу-1», я сидела с ним в комнате. Мне было 11 лет. Это была первая гонка Рубенса Баррикелло за «Феррари». Фамилия бразильца, как мне казалось, звучит безумно круто, я увлеченно досмотрела гонку до конца. Спустя две недели мы всей семьей были в гостях, работал телевизор, началась «Ф-1», папа позвал меня, и вместо общения с друзьями я провела два часа за просмотром гонки.

Следующую гонку я сама нашла в программе телепередач и смотрела уже без папы. Потом уехала на летние каникулы к бабушке в Ярославль, там каждую неделю в почтовый ящик приносили газету с телепрограммой, я проверяла, есть ли гонка в воскресенье. Если находила, обводила ее карандашом и подписывала свое имя, чтобы все знали, что на эти два часа телевизор мой.

— Как вообще стать маршалом «Ф-1»? Что нужно знать и уметь, какие критерии отбора существуют?

— Любой человек может быть маршалом, если есть такое желание. Для этого необходимо посетить семинары, проводимые РАФ, сдать зачет по гоночной дисциплине, получить судейскую лицензию, а затем подать документы на присвоение судейской категории в министерство спорта. Имея лицензию и судейскую категорию, можно начинать работать на российских соревнованиях. Для работы на сочинском этапе «Ф-1» необходимо иметь опыт на российских соревнованиях, а также пройти специальный подготовительный семинар и сдать зачет. Финальное решение по составу команды маршалов Гран-при остается за РАФ.

— Как проходит гоночный уик-энд маршала?

— Первая активность на трассе начинается в четверг. В этот день могут проходить тренировки машины безопасности. С пятницы по воскресенье работаем полный день. Обычно подъем в 5-6 утра, завтрак, погрузка по автобусам, брифинг, в 8-9 утра все маршалы, как правило, уже на постах. В течение дня есть небольшие перерывы по 10-15 минут, когда можно перекусить или немного отдохнуть. В остальное время маршалы всегда на посту. Даже если не идет заезд, на трассе находятся технические службы, эвакуаторы, автомобиль безопасности. Также между заездами может требоваться уборка трассы, тогда маршалы выходят со специальными щетками и реагентами. В это время на посту один из маршалов обязательно прикрывает их двумя желтыми флагами, сигнализирующими, что в данный момент на трассе находятся люди. Заканчивается работа обычно около 6-7 вечера.

— Как происходит связь между маршалами и дирекцией гонки?

— Общение с дирекцией происходит по рации. Обычно используются разные каналы для флаговых маршалов, маршалов вмешательства, пожарных, эвакуации. Также на зарубежных Гран-при есть маршал, который по отдельному каналу сообщает о нарушениях и инцидентах в зоне поста. На российском Гран-при это задача ложится на старшего маршала флагового поста.

— Что самое сложное в этой работе?

— Довольно непросто сохранять концентрацию и бодрость в течение всего дня и в любую погоду. Иногда под конец дня просто валишься с ног от усталости. Но это приятная усталость, как после дня катания на сноуборде или интенсивной тренировки.

— Оплачивается ли эта работа, или единственное вознаграждение маршала — «просмотр гонки» рядом с трассой?

— На «Формуле-1» работа не оплачивается, но обычно предоставляется проживание в отеле, а также еда и напитки в течение дня. Но я бы не стала называть нашу работу просмотром гонки, мы, скорее, являемся непосредственными участниками мероприятия со своими четко определенными ролями и задачами. Как говорят, без маршалов не было бы гонок.

— Может ли маршал забрать себе небольшие обломки болида, или все сдается и строго проверяется?

— Все обломки должны по окончании заезда сдаваться техническим комиссарам.

— Разбирается ли ваша работа после финиша с дирекцией гонки? Могут ли наказать маршалов за незамеченные и неубранные обломки?

— Да, конечно, проходят пост-брифинги, разбираются проблемы и спорные ситуации. Но важно не найти и покарать виновного, а разобраться в причинах, чтобы в дальнейшем такие ситуации не повторялись. При этом наказать за какую-то грубую ошибку, произошедшую по вине маршала, конечно, могут.

— На каком этапе или этапах работать сложнее всего?

— У меня пока не такой богатый опыт, чтобы судить обо всех этапах, но, думаю, у каждого Гран-при есть свои нюансы и сложности. В Абу-Даби, например, в течение дня может быть очень жарко, в Баку было довольно ветрено, а это создает свои сложности при работе с флагом. Если гонка дождевая, то флаг становится еще и тяжелым.

— Самая скучная гонка в карьере, в которой не произошло вообще ничего.

— Таких, чтобы вообще ничего не произошло, наверное, не было. Но наиболее скучной я бы назвала этап DTM на Moscow Raceway. Я работала на синем флаге. Как только на трассе появляется круговой, поступает команда от дирекции гонки помогать пелотону проходить его. Так получилось, что в этой гонке все круговые обгоны были не в зоне нашего поста, так что за два дня поработать мне так и не пришлось.

— А самый забавный случай на Гран-при «Ф-1»?

— Разного рода неожиданности часто случаются. То, например, птичка настойчиво не хочет уходить с трассы за несколько минут до старта гонки, то собака вдруг выбежит. Или в Абу-Даби на соседнем посту унесло зонт от солнца прямо во время заезда. А однажды после гонки я прыгала, радуясь успешному окончанию уик-энда, и наступила на ногу Тото Вольффу. Неловко получилось, но, надеюсь, он не обиделся.

— Какой уровень допуска у маршалов во время Гран-при? Что можете вы, чего не могут аккредитованные журналисты?

— У маршалов нет допуска в паддок, но мы находимся в непосредственной близости к трассе и являемся частью гонки. Мы первыми оказываемся на месте инцидента, информируем дирекцию о случившихся проблемах, взаимодействуем с пилотами по ходу гонки посредством флагов.

— Кто из пилотов лучше всех идет на контакт, а кто самый закрытый?

— Все зависит от того, как у конкретного пилота складывается гоночный уик-энд. Естественно, когда что-то не ладится, даже самый дружелюбный пилот очень неохотно идет на контакт. Самое приятное впечатление у меня сложилось от общения с Эстебаном Оконом и Брендоном Хартли, Макс Ферстаппен довольно открытый. А вот Кими Райкконен и Даниэль Риккьярдо наименее общительные.

— Самый любимый пилот в «Ф-1» вообще и в текущем сезоне в частности?

— Самый любимый — Рубенс Баррикелло. В текущем сезоне, как и в нескольких последних, отдаю предпочтение Льюису Хэмилтону. Также интересно наблюдать за Риккьярдо.

— Кто станет чемпионом в 2019-м?

— Хэмилтон.

Больше о «королеве автоспорта» на «Матч ТВ»:

* Соцсеть, признанная в России экстремистской

Больше новостей спорта – в нашем телеграм-канале.