Сборная России стала четвертой по итогам Кубка Первого канала. Matchtv.ru – о том, чем плох эксперимент с освобожденным тренером сборной.
Что случилось
Из трех матчей московского этапа Евротура сборная России смогла выиграть только один – со счетом 8:1 у финнов, которые перед той игрой сильно отравились почти в полном составе. Правда, детали и характер этого отравления таковы, что обвинять в нем нельзя никого, кроме самих финнов. Зато теперь мы знаем, что вызов в сборную для финского хоккеиста – настоящий праздник.
Двум соперникам, которые не отравились, сборная России проиграла: 1:4 шведам и 2:4 чехам. В четвертом месте из четырех не было бы ничего примечательного (Евротур – турнир экспериментальный), если бы не столь явная нацеленность на победу в домашнем этапе.
Почему это произошло
Олег Знарок в сборной уже полтора года. Есть золото ЧМ-2014 в Минске, есть серебро ЧМ-2015 в Праге (результат хороший, если не вспоминать 1:6 от канадцев в финале).
Но все же Знарок по своей натуре клубный тренер, причем не лучший в России. Да, он дважды выигрывал Кубок Гагарина с «Динамо», но это случалось в те моменты, когда в КХЛ не работали ни Быков с Захаркиным, ни Билялетдинов. То есть это были замечательные победы, но в отсутствие главных соперников.
Игорь Захаркин и Вячеслав Быков выиграли два золота, серебро и бронзу чемпионатов мира без отрыва от клубной работы. Фото: Getty Images
Чтобы быть в тонусе, тренеру важна ежедневная практика, ежедневная работа в хоккее. Сейчас Знарок этого лишен. В его случае это правда критично. Все победы Знарка на клубном уровне достигались за счет построения четкой системы: он так долго работал с командой, что мастерски ей управлял, зная возможности каждого игрока. Это было особенно заметно, когда Знарок, шлифовавший свою игровую модель уже четвертый сезон, вышибал из плей-офф СКА, где Ржига работал чуть больше полугода.
Освобожденный тренер занят работой с игроками четырежды в год: три раза по неделе и один раз полтора месяца. Все остальное время он простаивает: у него нет площадки для проверки своих идей, нет эмоциональной подпитки и куража от клубных успехов, он слишком зациклен на работе в сборной и на ожиданиях публики от этой работы – в результате это его только расшатывает и лишает уверенности. Освобожденный тренер – это растренированный тренер.
Чем это грозит
На примере Зинэтулы Билялетдинова мы видели, к чему приводит потеря тренером тонуса. Первый чемпионат мира он выиграл, но после двух лет без клубной работы сначала с треском провалился на ЧМ-2013 (3:8 от американцев в четвертьфинале), а на третий год вылетел в четвертьфинале Сочи-2014 от финнов (перед тем матчем финны не были отравлены).
Кроме того, Билялетдинов по типажу довольно схож со Знарком. Это тренеры, которые работают вдолгую и не любят сюрпризы. И отсюда ответ на вопрос «Что делать?»
Олегу Знарку не хватает клубной работы. Фото: Сергей Киврин
Что делать
Успех в сборной тренера, работающего в манере Билялетдинова и Знарка и не склонного к импровизации, возможен только в том случае, если параллельно он возглавляет – сейчас должно повеять холодом – базовый клуб сборной. То есть это как если вдруг Олега Знарка завтра назначат в СКА, из состава которого на Кубке Первого канала играли девять человек и где тренера сейчас нет. Там он сможет обучить хоккеистов, обкатать свои идеи и пристреляться.
Но даже в этом случае есть ощущение, что ответ на вопрос «Тот ли Знарок тренер, который должен возглавлять сборную на Кубке мира-2016 и Олимпиаде-2018?» в российском хоккее сформулируют совсем скоро: по результатам домашнего чемпионата мира в мае 2016 года.
Текст: Александр Лютиков
Фото: Getty Images, Андрей Голованов и Сергей Киврин