
В феврале выберут нового президента ФИФА. Впервые за 17 лет им будет не Йозеф Блаттер: из-за коррупционных скандалов ближайшие выборы он точно пропустит. Основной кандидат на пост президента – принц Иордании Али Аль-Хуссейн. Больше всех в этом уверен он сам.

– Если не будет вмешательства извне, я выиграю выборы президента ФИФА, – зажигал принц Али в кулуарах проходящего в Японии чемпионата мира среди клубов. – Все дело в том, что я искренне интересуюсь футболом и не собираюсь играть в политику. Я не буду этого делать, даже если это будет выгодно. Что и требуют люди во всем мире.
Принц Али Аль-Хуссейн – прямой потомок пророка Мухаммеда в 43-м поколении, брат короля Иордании и вице-президент ФИФА от Азии. В этой должности его утвердили еще в 2011-м, но как функционер Али проявлял себя вяло и ничем не запомнился. Разве что в 2014 году он убрал запрет на ношение хиджаба во время женских официальных матчей. Из-за этого правила однажды была сорвана встреча между Ираном и Иорданией, поскольку игроки отказались снимать головные уборы. Реформу тогда посчитали огромным шагом для развития футбола и личной победой принца Али.
В 35 лет Али стал самым молодым членом исполкома ФИФА. Бывший вице-президент от Азии – миллионер и акционер Hyundai Чунг Монг-Чжон – дико раздражал Блаттера. Он критиковал администрацию президента ФИФА и обвинял ее в нечестном распределении средств. Блаттер добился отстранения Монг-Чжона, а должность перешла к Аль-Хуссейну.
Спустя четыре года Аль-Хуссейн – главный борец с коррупцией в ФИФА. Он стал одним из тех, кто требовал опубликовать полный отчет американского адвоката Майкла Гарсии, который расследовал выборы стран-хозяек для ЧМ-2018 и ЧМ-2022. В сентябре 2014 года юрист отправил 300-страничный доклад в комитет по этике ФИФА, но полностью его не показали. Опубликована была только небольшая часть, где Россию и Катар освободили от обвинений. Гарсия обвинил ФИФА в искажении фактов и уволился. Принц Али (другие функционеры его позже поддержали) пытался добиться того, чтобы все увидели полную версию, но пока безрезультатно. Теперь Аль-Хуссейн обещает сделать ФИФА чуть ли не самой прозрачной организацией в мире, если станет ее президентом.

– Я полностью раскрою отчетность, – говорит принц Али. – Люди имеют право все знать. Заработная плата, финансы – эти вещи должны быть открытыми и прозрачными. И мы должны быть открытыми и прозрачными не на словах, а на деле. Нам необходим новый взгляд на то, как мы работаем.
У Аль-Хуссейна уже есть фанаты: во время майских выборов президента ФИФА поддержку принцу открыто объявили 17 из 28 стран с самым низким уровнем коррупции (среди них Великобритания и США). Также его поддержала Белоруссия. Правда, победить Блаттера принц был не в состоянии: Али пробился во второй тур, но не стал в нем участвовать из-за отсутствия даже теоретических шансов на успех. Теперь считается, что вместе с шейхом Салманом (глава Азиатской футбольной конфедерации) они – основные претенденты на победу. «У других кандидатов шансов нет», – уверен бывший вице-президент ФИФА Вячеслав Колосков.
– Если меня изберут президентом, я буду поддерживать Россию, – заявляет принц. – Для меня честь и привилегия заниматься подготовкой к чемпионату мира-2018. Россия – это мост между Востоком и Западом в вопросах ментальности, понимания культур. А здоровая ФИФА – это лучшее, что можно будет сделать для чемпионата мира в России.
Избавиться от коррупции в ФИФА – не единственная цель принца. К началу ЧМ-2018 он собирается подтянуть русский язык, а турнир хочет расширить: дополнительные места предоставят Африке, Азии и зоне КОНКАКАФ. Кроме того, стыковых матчей между пятой командой Южной Америки и представителем Океании больше не будет: и те, и другие попадут на чемпионат мира.
– Я готов взять на себя обязательство расширить количество участников ЧМ с 32 до 36 команд. В идеале это можно утвердить к чемпионату 2018 года в России, – говорит Аль-Хуссейн.
Больше всех в искренность намерений Аль-Хуссейна верит Мишель Платини.
– Принца Али не будут интересовать деньги, потому что он принц, — аргументирует свою уверенность глава УЕФА.

Текст: Глеб Чернявский
Фото: globallookpress.com