Феерический вечер UFC, где сразу два чемпиона лишились поясов, рецензирует Абдулманап Нурмагомедов, рассказывая про мышцы Рокхолда, характер Кормье, вес МакГрегора и психологию Жозе Алдо.
Ровно год назад боец из России, сын Абдулманапа, Хабиб Нурмагомедов был на первом месте в рейтинге легковесов UFC. Полтора года назад Хабиб побил Рафаэля Дос Аньоса и настойчиво просил титульный бой, а в ответ получал травмы. Сейчас он реабилитируется уже от третьей кряду, а битый им Дос Аньос стал чемпионом и готовится защищать титул в следующие выходные.
Хабибу пока приходится находиться с другой стороны клетки. 13 ноября (12-го в часовом поясе США) он внимательно смотрел, как Люк Рокхолд из его команды (Американская академия кикбоксинга – matchtv.ru) становился чемпионом в среднем весе. Чуть позже Хабиб спокойно наблюдал, как Конор МакГрегор уничтожил Жозе Алдо и за 13 секунд сделал один из лучших боев 2015-го.
(Рокхолд в центре без футболки, Хабиб в верхнем ряду, второй слева)
Мы позвонили отцу Нурмагомедова, одному из самых просвещенных тренеров по ММА, и получили разговор, который лучше не читать людям, далеким от смешанных единоборств:
— Хабиб долго готовился в одной команде с Рокхолдом, в одном зале с ним. В этом бою в некоторых моментах было хорошо видно, что Рокхолд много чего взял у Хабиба и у Кормье (Даниэль Кормье, чемпион в полутяжелом весе, ранее выступавший за сборную США по вольной борьбе – matchtv.ru). Там было несколько эпизодов при борьбе у клетки: правая рука наверху, левая отключается, колено работает, это работа Кормье. Когда соперник атакует, разворот на 180 градусов и с вращением перевод в партер, это работа Хабиба.
Мы отлично понимали, что, если бой продлится больше двух раундов, шансы Рокхолда повысятся. Он очень хорошо работал, он очень выносливый.
— Рокхолду с ростом 191 см сложно быть в день взвешивания 84 кг?
— Он очень хорошо сложен, очень хорошие мышцы, он гоняет 10–12 кг, когда в хорошей форме. Если тренировок меньше, может весть 98–100 кг. Здесь он был где-то 95 кг за три недели до боя. В бою, скорее всего, был 91–92 кг. У него нет никакого лишнего веса, он где-то за три недели садится на жесткую диету, начинает больше пить воды. У них там серьезная система, где анализируют каждый день сгонки: что ел человек, как себя чувствовал после этого, как тренировались. Это каждый раз фиксируется и позволяет улучшать процесс сгонки.
Я уже дважды предлагал Хавьеру Мендесу пробовать Рокхолда в весе 93 кг. С возрастом становишься тяжелее, а если ему еще немного подкачаться, будет только лучше. Будет меньше травм и проще укладываться в вес. Да, конечно, полутяжи будут лучше в начальных раундах за счет физической силы, но потом он будет брать преимущество за счет выносливости. Думаю, что он бы мог драться за пояс в 93 кг.
— Кормье и Веласкес сильно помогали ему?
— Когда речь шла о силовой борьбе, о работе у стеки, они были его основными соперниками. Когда нужна была скорость в партере, там были ребята из более легких весов, которые тоже боролись с Люком: и Джош Томпсон, и Хабиб, и Абубакар. Поверьте, скоростная работа в партере с легковесами тоже очень была важна. От дагестанской школы вольной борьбы и боевого самбо Рокхолд многое получил.
— Хабиб с Рокхолдом спарринговали?
— Они всегда борются, без перерыва по 10–15 минут, очень много всего отрабатывают. Не бывает дня, чтобы они полчаса друг с другом не поработали.
— Можно говорить, что у Люка лучший кикбоксинг в зале?
— Там главный тренер, Хавьер Мендес, двукратный чемпион мира. Он даже сейчас делает шпагат, наносит сложные удары. Он им держит лапы по часу без перерыва, четырем человекам по 15 минут. Это знаете, какая нагрузка? И при этом он двигается, делает им замечания, кричит: «Активнее, быстрее, выше!». Он очень классный тренер.
— Что Хавьер Мендес говорил про Уайдмена?
— Мы много обсуждали это. Понимали, что у него хорошая школа борьбы. Он же, когда от Белфорта пропустил много ударов, перевел в партер и забил его там. Мы готовились к этому. В стойке бы ему Рокхолд не проиграл. Главная задача была сохранить скорость и вставать по сетке, когда будет партер. Это получилось.
Уайдмен в первом раунде был лучше, выиграл первый раунд. Люк начал выравнивать бой во втором и в третьем забрал преимущество. На самом деле примерно так и планировали: если не будет больших сечек и пропущенных ударов, наращивать темп где-то к середине второго раунда, примерно с 7–8-й минуты боя, если смотреть чистое время. Где-то в этот момент Рокхолд должен был дать максимальный темп, чтобы посмотреть, что будет в четвертом раунде. Хавьер Мендес очень много давал ему работы на удары руками и ногами в высоком темпе, чтобы он мог дышать при таком ритме и таком стиле ведения боя. И он держался на хорошем уровне, и шел по плану.
— То есть хотели наращивать давление со второго раунда?
— У Рокхолда функционалка позволяет поддерживать темп выше среднего больше двух раундов, и такое не каждый выдержит. Если бы он не упал в первом раунде с Белфортом, он бы и потом начал забирать бой, а свежий Белфорт опасен. Он и Уайдмена забивал 45 секунд в первом раунде, но выдержать пять раундов с Рокхолдом очень тяжело.
Мне кажется, осталось немного времени до того момента, когда в зал АКА приедет четыре пояса. У нас такие планы на 2016-й есть. Веласкес вполне может забрать титул, Хабиб — претендент, сложно будет Кормье против Джонса.
(Хабиб и Абдулманап Нурмагомедовы)
— У Веласкеса есть шансы в реванше с Вердумом?
— Перед первым боем (титульный бой Веласкес – Вердум проходил в Мехико на высоте 2250 метров над уровнем моря. Кейн Веласкес проиграл бой Фабрицио Вердуму, который приехал в Мексику за месяц до поединка и выглядел намного свежее уже после нескольких минут. Сейчас Фабрицио Вердум удерживает титул чемпиона мира, первую строчку рейтинга лучших тяжеловесов и неофициально статус самого удивляющего бойца. На его счету победы над Федором и Веласкесом, в боях, где ему практически не оставляли шансов – matchtv.ru) с Вердумом он пропустил два тренировочных цикла в горах, в Мексике по 35 дней. Он мексиканец и подумал, что ему достаточно будет месяца подготовки для акклиматизации. А если человек живет ниже на 1500 метров от того места, где будет бой, ему точно нужно несколько сборов в горах. Лучше всего два подъема сделать. Первый раз, допустим, на 1500, второй – на 2000 метров. Когда в Мексике был чемпионат мира по футболу в 1986-м году, много исследований сделали. Человек плохо дышит на такой высоте. На фоне усталости Вердум его даже в стойке перебивал, но вы же видели, как Веласкес бил Дос Сантоса в стойке, а Дос Сантос более сильный ударник, чем Вердум.
— На следующей неделе титульный бой в легком весе: Дос Аньос – Церроне. Хабиб дрался с одним и должен был драться с другим, что скажете?
— Мы думаем, что из всех Дос Аньос был самым тяжелым соперником Хабиба. Хорошая ударная техника, джиу-джитсу, борьба. Единственный момент – к поздним раундам сказывается его возраст, и он проседает функционально. Когда они дрались в первый раз, там примерно так и было. Церроне выиграл третий раунд, но Дос Аньос забрал два первых. В пяти раундах шансы выравниваются. Если Церроне сумеет предложить темп, тем более он знает, что забрал третий раунд в их прошлом бою, будет интересно.
— Что скажете про бой МакГрегор – Алдо, Хабиб же смотрел его из зрительного зала?
— Хабиб говорил, что Алдо выглядел скованно, видно было, что психологически он готов не очень хорошо. Думаю, Жозе хотел показать правый и выбросить левый боковой. Он же тем более достал МакГрегора, у него там появилась сечка, но Алдо сковался и оказался не готов к такому бою.
— МакГрегор реально может драться в 70 кг?
— Мы с Исламом Махачевым готовились в одном зале с МакГрегором, когда уже были в США: и мы, и команда Конора. Там каждый занимался со своими ребятами, но я смотрю, МакГрегор ходит в шортах, в футболке. По комплекции видно, что он где-то 82–83 кг весит (весовая категория МакГрегора 66 кг – matchtv.ru), мы даже поспорили с кем-то. А потом он подошел, поздоровался со мной, с Хабибом. Спрашиваю «Вес какой?». Он ответил в фунтах, оказалось 82 кг, так что драться ему в 70 кг вполне реально. Думаю он начинает подготовку с весом 77 и выходит на бой в 66 кг готовым.
— Вы бы хотели увидеть бой Нурмагомедов – МакГрегор?
— Мечтаю об этом. Есть два соперника, с кем мне хочется увидеть бой Хабиба: МакГрегор и Фрэнки Эдгар. Эдгар очень классный боец – у него был пояс, он дрался с лучшими, и, я считаю, что он и Хендерсону, и Алдо не проиграл.
Я лично буду в лагере Фэнки Эдгара, если им надо будет драться с Конором. У них с Хабибом один менеджер, и Фрэнки сюда приезжал, проводил тренировки. Понятно, что они и с Хабибом могут встретиться, но в целом мы помогаем друг другу.
— МакГрегор без камер – нормальный парень?
— Когда на него направляют камеру, он ведет себя вызывающе, да. Но вообще он нормальный человек, он нормально ведет себя. На самом деле после боя с Мендесом все увидели, где МакГрегор слаб. Ему нельзя давать среднюю дистанцию, нужно двигаться по часовой и бороться. И у него будет много проблем.
— Но теперь его до боя будут бояться сильно, правда?
— Расскажу вам одну историю: Хабиб, когда восстанавливался от второй травмы колена, был в зале UFC в Лас-Вегасе. Там же было четыре других команды: Уайдмена, МакГрегора, Махачева и Кормье (вероятнее всего, речь о подготовке к турниру UFC 187 – matchtv.ru). И один из тренеров МакГрегора предложил Хабибу посоревноваться в упражнениях с собственным весом. Хабиб был не в форме, но стало интересно, тем более он на скорость и на выносливость в таких упражнениях никому не проигрывал. Они начали делать, договорились делать без перерыва разные упражнения с собственным весом: подтягивания, отжимания, поднос ног, еще что-то. Хабиб выиграл 4:1. А самое интересное, что все остановились и стали смотреть. И это все видели. И МакГрегор тоже. И они теперь точно знают, в какой форме Хабиб, и насколько он может быть выносливым. Конор понимает, что Хабиб серьезный боец и уважает его не просто так.
Фото: globallookpress.com
* Соцсеть, признанная в России экстремистской