«В «Манчестер Сити» меня называли Спилбергом». Русский футболист в Англии

6 апреля 2016 12:30
«В «Манчестер Сити» меня называли Спилбергом». Русский футболист в  Англии
«В «Манчестер Сити» меня называли Спилбергом». Русский футболист в Англии

Россиянин Илья Овечкин приехал в Англию в 15 лет. В 21 он выиграл лигу с резервистами «Юнайтед оф Манчестер», потом работал аналитиком в «Манчестер Сити», а теперь управляет собственным мини-футбольным клубом. Специально для Matchtv.ru он рассказал, как устроена академия «Сити», тяжело ли в Англии получить тренерскую лицензию и сколько зарабатывают в низших английских лигах. 


«Манчестер Сити» 

— Когда я учился в колледже, мой друг узнал, что «Сити» набирает практикантов. Мне было 22, и я подумал: «Почему бы не попробовать? Интересно узнать среду: как работает академия, как вообще такой клуб функционирует».  Прошел собеседование и в течение года был приставлен к командам 12-14 лет. Делал видеозаписи, анализировал игры и готовил презентации, в которых объяснял, кому над чем нужно работать. 

А в конце года «Сити» играл в Кубке УЕФА с «Гамбургом», был плотный график, и меня на три дня отправили в первую команду. Я приехал в Каррингтон, где получил задание заснять тренировку воротчиков, нарезать ее и раздать игрокам диски. За «Сити» тогда играли Джо Харт, Шей Гивен и Каспер Шмейхель. Помню, как Гивен забил Харту в «девятку», и все они подбежали ко мне с криками «Записал? Давай, покажи». Я тогда не на высотке снимал, а прямо на поле – Шмейхель меня из-за этого «Спилбергом» называл. 

Потом еще интересная ситуация была. Когда я все это нарезал, мне сказали: «Иди в раздевалку, положи диски на их шкафчики. Открываю дверь – а из душа выходит абсолютно голый Сабалета. «Привет! Чего делаешь?» – спрашивает. Да вот, говорю, диски принес. «А, ну классно». 

Машины запомнились. Приезжаешь на парковку и понимаешь, что это другой уровень. Стивена Айрленда помните? Вот у него была ужасно безвкусная машина. Он просто помешанный! Взял белую «Ламборджини» – и наделал каких-то красных вставок. Ерунда полная. Но у игроков премьер-лиги свои заморочки. 

Я начал работать в «Сити в августе 2008-го – как раз когда пришли ребята из Абу-Даби. Изменения колоссальные: тренажерный зал вначале был хиленький, а потом за неделю-две все переделали по самому высокому уровню. В сентябре игроки могли заниматься в хороших условиях. 

Академии клуба на тот момент не хватало профессионализма. Мы делали видео, но тренеры были немолодые и работали по своей системе. Философии, которая объединяла бы все команды, в клубе не было. Сейчас ситуация поменялась, и «Сити» приближается к тому, что есть в академии «Барселоны»: все детально, досконально рассматривают каждого игрока… В академию вбухали 100 миллионов, расширили стадион – для прихода Гвардиолы это, пожалуй, идеальный момент. 

Киров 

— Я с 11 лет хотел учиться за границей. И когда родители сказали, что можно поехать в Манчестер, ответил: «Здорово». У отца тогда был бизнес – заводик по производству полиэтиленовой пленки. А мама ему помогала.   

В детстве я занимался футболом в Кирове. Уровень был очень низкий, но у меня дядя играл в Перми. Он здорово помог. А тренеры просто бросали мяч – и 15 человек за ним бегали. Системы никакой, поля-огороды. Как было в 1980-х – так и играли. 

Но когда я готовился к Англии, мы с отцом интенсивно тренировались: играли один в один, кроссики бегали, финты изучали... Вот тогда уровень техники у меня подскочил. Я же раньше 20 раз не мог набить мяч, а тут за полтора года до 1500 дошло. 

 Англия 

  — В Англию я ехал, в первую очередь, чтобы начать профессиональную карьеру. Учеба была на втором месте, это потом стимулы поменялись. Из игроков мне больше всего нравился Бекхэм. Вживую увидел его в 2002-м: «Манчестер Юнайтед» играл в Кубке лиги с «Лестером». Бекхэм тогда был капитаном и почему-то играл не на фланге, а в центре. По-моему, даже гол забил (в конце игры, с пенальти – Matchtv.ru). 

Сейчас, если меня зовут на игры, иногда даже отказываюсь. За последние 15 лет атмосфера на стадионах поменялась: туда хотят не фанаты, а те, кому позволяют деньги. Если «Ливерпуль» играет с «МЮ», ажиотаж серьезный, но на других играх не так. Премьер-лига стала коммерческой. Раньше билеты стоили 20-30 фунтов, а сейчас в Лондоне по 60-80 берут. «Арсенал»  – самый дорогой. Если семью брать, 150-200 фунтов выйдет. Я знаю многих людей, которые ходят только на центральные игры, а в остальное время отдают или продают абонементы друзьям. 

Когда я приехал, русских тут вообще не было. В колледже учился с 15 китайцами и одной аргентинкой. Был в шоке, когда впервые зашел в класс – все по-китайски разговаривали. Я говорю: «Как так? Мы тут вообще-то английский изучаем». Оказалось, что и учительница тоже говорит по-китайски. Английский изучал в основном по телевизору. 

Поначалу меня спрашивали, что я делаю в Англии. Относились как к аутсайдеру. Если шли на какую-то тусовку или event, могли не позвать. А в 18-20 лет уже принимали за своего. 

«Юнайтед оф Манчестер» 

— Как вы по-русски называете этот клуб? У нас говорят «FC United». До того, как попасть туда, я играл в юношеских полупрофессиональных командах. Потом меня позвали в резерв «Фликстона», который был в седьмой или восьмой лиге. 

Когда в «Манчестер Юнайтед» к власти пришли Глейзеры, часть болельщиков решила организовать свой клуб. Нормальных игроков выбирали среди 500-600 человек. А на второй год по той же схеме создали резервную команду. Отбор проходил так: арендовали три поля – и целый день играли двухсторонки. Никаких тестов, только футбол. Каждый под своим номером. Но мне было проще: я знал одного тренера, он был в «Фликстоне». 

Футбол, к сожалению, там больше похож на рубилово. Смотрю на себя: вроде бы техничный игрок, с мячом могу обращаться, в короткий пас играю – а в тех командах это не надо. И так, наверное, до чемпионшипа. Проход по флангу, заброс на нападающего, отскок и гол – все! 

До драк обычно не доходило, но по воскресеньям я играл в паб-лиге. В моей команде все черные, мощные, так что отношения выяснять никто не хотел. А так драки там обычное дело: с субботних тусовок все приходят пьяненькие, эмоции через край. Тренеры играть с друзьями не запрещали – наоборот, иногда говорили: «Иди, поддержи форму». Но, на самом деле, все от уровня паб-лиги зависит. Я играл достаточно высоко, а в других лигах просто грязь месят и ноги выламывают. 

На первую игру за резерв FC United 2 тысячи человек пришло. На товарищеский матч! Обычно двести-триста человек тоже было, для резервной команды это нормально. Такого, чтобы кто-то кричал, что платит мне деньги, не случалось. На эту тему они не заморачивались: сходить на игру стоило 7 или 8 фунтов. Это как семейный праздник: все собираются на террасе, а после матчей общаются с игроками. У них традиция: каждый раз после игры идти в паб и разговаривать хотя бы 5-10 минут. Распространялось даже на резервистов. Когда кто-то из нас уходил домой, его останавливали и говорили: «Нет уж, люди пришли на тебя посмотреть, посиди с ними». 

Когда я был в FC United, 1 января у нас был домашний матч. Но вообще Новый год там не особенно популярен. Вот 26 декабря никто не хочет играть. Некоторые даже удаления получают, чтобы провести Рождество с семьей и покушать нормально. 

500 фунтов 

— У моего друга в Манчестере бразильский ресторан, туда все бразильцы и испанцы ходили: Фабио и Рафаэл из «Юнайтед», Андер Эррера, Серхио Агуэро из «Сити»… В FC United я пересекался с братом Райана Гиггза Родри. На вечеринках прикалывался над ним: мог толкнуть или что-то вроде этого. Он спокойно ко всем относился, сам в Солфорде вырос. Не знаю, правда это или нет, но рассказывали, что однажды Родри поехал в черный район и остался без машины. Отобрали – слишком дорогая оказалась. В команде у всех в основном малолитражки были. Тренер, правда, раньше в «Блэкберне» играл, приезжал на «Ауди». 

В полупрофессиональном футболе нападающим платят по 100 фунтов за игру. Я в 17-18 лет получал чисто символически – по 30-40 фунтов. Но если, допустим, FC United брал игрока из шестого дивизиона и просил его поиграть ради идеи, то могли и 200 фунтов за матч дать. В четвертой, пятой, шестой лигах нормальные зарплаты – фунтов 500. Я разговаривал с людьми из Испании, на родине им вообще гроши платили, а здесь, если ты нормальный игрок, по 500-600 фунтов запросто могут положить. 

Большинство тех, с кем я играл, были строителями, управляли своими компаниями. Кто-то занимался покраской домов. А тренер работал на перевозке фруктов и овощей. То есть в 6 утра он вставал, все развозил и где-то с одиннадцати был свободен. Еще, как в сборной Люксембурга, были банкиры и даже модели. Но практически все в детстве занимались в приличных академиях: «Манчестер Юнайтед», «Ливерпуль», «Эвертон»… Просто одним повезло, а другим нет. 

За первую команду я сыграл один раз – когда FC United поднялся в более высокую лигу. Был товарищеский матч, после него нас распускали на каникулы. Резерв FC United в тот год выиграл чемпионат и Кубок, нас приглашали на стадион, чтобы мы сделали круг почета. Недавно я был на игре «Манчестер Сити» с «Астон Виллой», там чествовали команду 18-летних. Трибуны поаплодировали – и больше ничего, все как-то консервативно. А когда мы шли, фанаты на нас прыгали и танцевали. Еще вечеринка на корабле была.   

До какого-то уровня проекты типа FC United – это здорово. Я знаю, что у клуба есть план дойти до премьер-лиги и встретиться там с «Манчестер Юнайтед». Но даже во втором дивизионе нужны серьезные средства. Интересно, что FC United будет делать, если выйдет туда. Сейчас они не хотят, чтобы на футболках появлялись имена спонсоров, но когда им придется покупать хороших игроков и платить им хорошие зарплаты, трудно будет остаться чисто фанатской командой. Тем более что Энди Уэлш вроде бы уходит, директором клуба будет кто-то другой. 

Мини-футбол 

— Помимо колледжа, я учился на тренера – со специальностью «бизнес и туризм» остаться в Англии было бы сложно. Русским нужна рабочая виза, поэтому там, в первую очередь, ищут специалистов внутри страны и в Евросоюзе. 

Не знаю, как в России, а в Англии ты с 16 лет можешь ходить на тренерские или судейские курсы. Сначала Level One, потом – Level Two, UEFA B, UEFA A и, наконец, лицензия Pro. Категорию UEFA A некоторые к 23 годам получают. У меня сейчас второй уровень по футболу и мини-футболу. Когда делал Level One по мини, нас собрали на базе, где обучались все известные люди. Помню, стою в очереди за едой – а сзади Рой Кин, Мартин Киоун и Гарет Саутгейт. Сейчас они уже тренируют, а тогда только начинали. 

Мини-футболом я занялся в 2006 году. Изначально думал, что этот вид спорта мне подходит, поэтому искал в Манчестере мини-футбольную команду. Но ее не было. Какие-то команды играли в Лондоне, но все равно five-a-side football (разновидность футбола в «коробке» – Matchtv.ru) был развит лучше. Когда найти команду не удалось, мы с другом создали ее сами. На днях клубу исполнилось 10 лет: наша академия играла против испанцев, еще был матч легенд.

Manchester Futsal Club появился через год после FC United, мы делали его по той же схеме. Устроили просмотр, а потом в крупных городах стали образовываться любительские лиги. Еще через полгода было решено сделать национальный чемпионат. 

Поначалу было сложно, но сейчас люди, которые в нас не верили, приходят за помощью. Потому что все поняли, что в плане техники английский футбол уступает португальцам, итальянцам, испанцам, бразильцам. У нас был совместный проект с «Манчестер Сити» – «Мини-футбол – в школы». В рамках этого мы даже сыграли матч против легенд клуба. Там в основном были игроки из 1980-х, но еще Патрик Виейра участвовал. Он, кстати, в хорошей форме. Даже хотел тренироваться с нами, но из-за его занятости с молодежкой «Сити» ничего не получилось. 

Сейчас английская лига ищет инвестора, который мог бы продолжить ее развитие – чтобы не 16 команд играли, а 8 сильных. Но есть ощущение, что футбольная ассоциация уступит этот проект крупным игрокам. Так же, как было с футбольной премьер-лигой. Вот в Америке мини-футбол развивается, там скоро будет запущена Professional Futsal League. По аналогии с MLS продаются франшизы, «Лос-Анджелес Лейкерс», «Барселона» и «Бока Хуниорс» этим уже воспользовались. Но самое главное: американцы хотят прийти в Европу и сделать свою лигу здесь. И хотят видеть там наш «Манчестер». 

Для того, чтобы нормально существовать, мини-футбольной команде в Англии нужно 100 тысяч фунтов. Но в Лондоне есть такой клуб – «Баку Юнайтед», у него бюджет 1 млн фунтов. Команду содержат инвесторы из Азербайджана, а основная ее идея – продвигать бренд «Баку» в Европе. В последние годы они все время играют в Кубке УЕФА, но история заканчивается, потому что инвесторы ушли. При этом инфраструктура никак не развивалась, фанатов и мерчандайзинга нет, а все деньги вкладывались в зарплаты легионерам. И то не все еще хотели ехать: капитан сборной Испании Хави Родригес прилетел, потренировался, сыграл один матч – и уехал. Потому что никакой организации. 

Текст: Ярослав Кулемин

Фото: globallookpress.com

Прямая трансляция игры «ПСЖ» – «Манчестер Сити» – в 21:30 на  «Матч ТВ».

* Соцсеть, признанная в России экстремистской