«Спринтер – это огонь». Как Павел Кулижников стал самым быстрым человеком на коньках

«Спринтер – это огонь». Как Павел Кулижников стал самым быстрым человеком на коньках
«Спринтер – это огонь». Как Павел Кулижников стал самым быстрым человеком на коньках

Врач, тренер, диетолог и психолог объясняют Matchtv.ru, как устроена подготовка спринтеров и чем они отличаются от других спортсменов.

Как все устроено

Рассказывает Максим Буромских, врач, травматолог-ортопед городской клинической больницы № 67:

– Спринтеры отличаются от других спортсменов. Они обладают некоторыми морфологическими и функциональными особенностями строения мышечной системы. Это заложено в их генотипе.

Есть два основных типа мышечных волокон: «быстрые», их еще иногда называют «белыми», или альфа-волокнами, и «медленные» («красные» или бета-волокна). У спринтеров преобладает первый тип. Они быстро сокращаются. Чтобы спортсмен смог добиться достаточно высоких результатов, нужно, чтобы «быстрые» волокна составляли не менее 60 % от общей массы мышечных волокон. В Америке и Китае, например, проводят специальные генетические исследования. Как правило, это анализ крови. По его результатам дают рекомендации, каким видом спорта лучше заниматься.

Кроме того, обменные процессы в организме спринтеров тоже проходят особым образом. У них преобладает анаэробный способ доставки энергии к клеткам, то есть они практически не используют кислород. Доходит до того, что они четко планируют, сколько вдохов и выдохов нужно совершить во время забега. А в некоторых видах, например, в той же тяжелой атлетике (здесь у спортсменов тоже преобладают «быстрые» волокна) часть работы вообще делают на задержке дыхания.

Такой способ энергообмена как раз и обеспечивает спринтерам резкий старт и максимальную эффективность в первые 7-10 секунд.  


Как тренируются

Рассказывает Борис Васильковский, заслуженный тренер России по конькобежному спорту:

– В конькобежном спорте спринт очень специфический. 500 м – самая короткая дистанция, а это где-то 35-40 секунд работы. Классический спринт – это в среднем 10-12 секунд работы. Все, что не вписывается в этот диапозон, заставляет подключаться не только «быстрые» волокна, но и «медленные», пусть и не так интенсивно. В конькобежном спорте человек, который быстро бегает на 500 м, может и 1000 м хорошо пробежать. Тот же Кулижников. Хотя он вообще уникальный спортсмен. По всем показателям. У него, например, чуть ли не самый низкий темп бега из группы лидеров. Я проводил исследования и специально замерял. Он бежит за счет отталкивания, а не за счет количества движений. Благодаря этому отталкиванию у него получается очень длинный шаг. Мышцы у него взрывные. Прыгает с места 3,20-3,30 м.  

Но Кулижников в сборной не один. У нас сейчас вообще спринтеры сильные. Тот же Мурашов или Есин. Все они работают с Дмитрием Дорофеевым. Он, как мне кажется, разработал оптимальную систему тренировок для спринтеров.    

Огромное значение имеют тренировки на земле. Без коньков. Прыжковая имитация бега на коньках – главное средство подготовки. Спортсмен садится в свою посадку и прыгает на определенную ширину, у каждого она своя и рассчитывается тренером. При этом он прыгает в том темпе, в котором должен бежать на коньках, включая движение по прямой и вхождение в повороты. На прямой темп более спокойный, в повороте, наоборот, нужно сделать больше шагов. Эта смена темпа – с более низкого на прямой на более высокий в повороте – дает возможность включать в работу разные волокна. В итоге мышцы запоминают, как им нужно работать на определенном участке трассы. Самое сложное – перенести этот навык на лед. Отталкиваться тяжело. Это же не легкая атлетика, нет точки опоры – только лед и лезвие шириной 1,1 мм.

Нужны не только мощные ноги. Нужно, чтобы была хорошая спина, хороший пресс. Когда спринтер бежит 500 м, очень важно, чтобы синхронно работали все части тела, нельзя крутить плечами. Организм должен быть единым целым, тогда весь толчок попадает в общий центр масс. Так что в тренажерном зале ребята тоже много времени проводят. А вот велосипед, который все считают главным тренажером для конькобежцев, не так важен. Он больше подходит стайерам, а у спринтеров переводит «быстрые» волокна в «медленные».  Если сравнить стайера и спринтера, то окажется, что стайер за тренировку на велосипеде может проехать 100 кругов, это примерно 40 км, и затратить на это час.  А спринтер за час делает 10 раз по 100 метров – всего 1 км, в 40 раз меньше. Тренировки у спринтеров построены так, что между подходами всегда есть внушительная фаза отдыха. 

После тренировки нужно как можно быстрее убрать продукты распада из организма. Это делается на малоинтенсивной работе: либо тихий бег, либо очень медленная езда на велосипеде. При таком подходе организм достаточно быстро восстанавливается и спокойно переносит до 6 тренировок в неделю, даже 2 раза в день.

 

Как питаются

Рассказывает Мария Трушина, тренер, диетолог, автор проекта о здоровом образе жизни Fitness Killer:

– Важную роль играет режим питания. Как правило, в день необходимо 6-9 приемов пищи. В рацион обязательно нужно включить все сложные углеводы зернового типа, овощи, фрукты (особенно цитрусовые), мясо, яйца и рыбу. Я бы отметила важность спортивного питания вроде углеводных коктейлей и аминокислот. Привычных продуктов будет недостаточно, чтобы восполнить энергозатраты организма.

Калорийность рациона, количество белков, жиров и углеводов зависит от многих факторов. Но если мы рассматриваем среднестатистического спортсмена-спринтера, то его потребность в калориях, белках, жирах и углеводах будет выглядеть так: 6500 ккал; белки – 1,6 г на 1 кг массы тела, углеводы – 13 г на 1 кг массы тела, жиры – 2,7 г на 1 кг массы тела. 

Примерно за 2 часа до тренировки нужна хорошая порция сложных углеводов и белка. За полчаса до тренировки можно съесть какой-нибудь сложный углевод, лучше всего – фрукт. Ни в коем случае нельзя есть жиры до и после тренировки. Они долго перевариваются, замедляют пищеварительный процесс и препятствуют поступлению глюкозы в мышцы. 

Единственный надежный способ физиологически правильно возмещать потери воды и солей во время тренировки – это употреблять специальные растворы глюкозы с солями калия и натрия небольшими порциями каждые 10-15 минут.

Перед началом сезона и накануне важных соревнований нужно изменить обычный режим питания. Здесь я ориентируюсь на рекомендации Анатолия Пшендина, автора монографии «Рациональное питание спортсменов». Он советует использовать такой диетический прием, как «суперкомпенсация гликогена». Во время интенсивной работы из рациона исключают углеводы и делают акцент на белках, полезных жирах и продуктах с большим количеством клетчатки (огурцы, капуста, салат, шпинат), а когда интенсивность тренировок снижается, спортсмена переводят на рацион, богатый углеводами (это продукты, содержащие крахмал гликогена, а также сладости и обязательно фрукты и овощи). Такая схема (на 7-10 дней) позволяет встряхнуть организм, ускоряет обменные процессы, но часто прибегать к ней нельзя.

После финиша точно не помешают углеводы с высоким гликимическим индексом. С ними восстановление пройдет быстрее. 


Как настраиваются

Рассказывает Татьяна Свидлова, спортивный психолог Федерального научно-клинического центра спортивной медицины и реабилитации ФМБА России:

– Чтобы показывать достойный результат, спринтеру нужно чувствовать себя лидером в группе и во взаимоотношениях тренер-спортсмен. Есть тренеры-диктаторы. Они лидеров ломают. Есть вариант партнерства – демократический тип управления: тренер и спортсмен во многом на равных. А есть такой тип взаимоотношений, когда тренер слышит и прислушивается к спортсмену, очень деликатен. Самые удачные отношения складываются, когда спортсмен выбирает тренера, приходит к нему и просит его тренировать. Сам. А уж если спортсмену скажут: «Не ходи к нему, он точно тебе не подойдет или не возьмет вообще» – вот здесь срабатывает 100-процентное понимание того, что именно этот тренер и нужен.

Кроме тренера, важно еще и то, какими будут соперники. Нужна провокация на конкуренцию.

Для спринтеров высокого уровня характерен подвижный тип нервной системы. Такие спортсмены могут очень короткий промежуток времени работать чуть ли не на 200 процентов . А после этого выключаются. Чтобы восстановиться, нужно позволить себе ничего неделание. Часто о таких спортсменах говорят, что они ленивые. Но это не лень – это защита от эмоционального выгорания. Если бы нужно было описать характер спринтера одним словом, я бы сказала, что спринтер – это огонь.

Текст: Марина Крылова, Ульяна Эшкинина

Фото: РИА Новости/Георгий Сысоев, Getty Images, globallookpress.com