«Принц с огромной шеей будет выглядеть странно». Как тренируется солист Большого театра

«Принц с огромной шеей будет выглядеть странно». Как тренируется солист Большого театра

Для многих мужчина в балете не ассоциируется с физической силой, но многие и не смогли бы сделать и половины того, что требуется от артиста балета даже во время рядового номера. Солист Большого театра Игорь Цвирко – может, и рассказывает «Матч ТВ» об этом.



Если в спектакле «Баядерка» вглядеться в номер «Танец с барабанами» глазами фитнес-тренера, мы увидим, как солист Игорь Цвирко, называющий этот номер одним из самых сложных, за 163 секунды сделает несколько ускорений и вращений вокруг своей оси. Выполнит около 30 махов прямой ногой, закидывая стопу выше головы, исполнит с десяток высоких прыжков и около 50 раз подпрыгнет на одной ноге, делая короткий мах второй ногой. В конце номера ему нужно будет смотреть в зал и улыбаться. Игорь говорит, что, на самом деле, в этот момент «гортань горит, а легкие настойчиво хотят выйти наружу и прохладиться».

Если посмотреть на самого Игоря Цвирко глазами тренера по бодибилдингу, мы не увидим ничего выдающегося в прямом смысле этого слова. Но мы точно разглядим в нем человека, находящегося в лучшей форме, чем большинство людей, старательно не понимающих его искусство. У вас ведь есть знакомый, который считает, что танец для мужчины   это неправильно. 

Несмотря на это, артисту балета, помимо космической координации, требуется еще гибкость, выносливость, форма и сила. Нужно быть способным сесть на шпагат, выполнить поддержку, когда ты поднимаешь над головой партнершу весом 45-48 кг, улыбаясь при этом. Нужно высоко прыгать и не задыхаться к пятой минуте номера. И это гораздо сложнее сочетать, чем рассуждать, каким хватом лучше делать становую тягу. Игорь танцует в Большом девять лет и периодически наведывается в тренажерный зал. Мы решили узнать, для чего.

Подтягивания



Если у тебя узкие плечи и худая спина, на сцене ты будешь выглядеть мелковато, поэтому нужна буква V (обычно в бодибилдинге так называют контуры широчайших мышц спины, упрощенно – линии, идущие от талии к подмышкам. - «Матч ТВ»). Я от природы не очень крупный, и чтобы скорректировать внешний вид, мне некоторое время назад нужно было разрабатывать спину и плечи. 

Я подтягивался в четыре подхода и между каждым отдыхал минуту по секундомеру. Подтягивался прямым и обратным хватом по 9-12 раз. Какое-то время занимался по одной из программ для увеличения количества подтягиваний, но они, к сожалению, надоедают. Тут единственный нюанс, что в балете нельзя просто набирать массу, как принято в бодибилдинге, потому что должна сохраниться гибкость и пластика. Поэтому я стал меньше заниматься на том же турнике, когда довел верх до формы, которая, по крайней мере, устраивала меня, мое руководство и, надеюсь, зрителя. Риск в том, что если заниматься еще, может нарасти трапеция (мышцы, идущие от шеи к плечам. - «Матч ТВ»), уменьшится объем движения и изменится эстетическая форма восприятия тебя как артиста. Например, принц с королевской осанкой будет не очень хорошо выглядеть, если у него пропадет шея из-за развитых трапециевидных мышц.

Подъем ног в упоре на брусьях



Вращательные элементы – это пресс. Его необходимо держать в тонусе. Я делал классический «уголок», 3-4 подхода по 10-12 раз, и еще несколько раз удерживал тело в таком положении, то есть давал статическую нагрузку, потому что именно она, как мне кажется, дает больше силы. На самом деле, во многих номерах ты в колете (верхняя часть балетного костюма. - «Матч ТВ»), там твои кубики никто не разглядит, поэтому важнее просто общий тонус мышц. 

Отжимания на брусьях



Считается же, что упражнения с собственным весом оптимальны, когда тебе нужен тонус мышц, но при этом не нужна лишняя масса. Делал так же, как и с подтягиваниями, несколько подходов по 10-12 раз, по ощущениям. Здесь работают трицепсы, включаются грудные мышцы, частично укрепляется кисть. 

Жим лежа в тренажере



Обычно я ставил около 60-70 кг. И опять же делал большее количество раз, чтобы мышцы оставались в тонусе, выглядели заметно на теле, но при этом не переутомлялись и не теряли подвижности. На самом деле, если бы мне предложили еще три-четыре часа в неделю на дополнительные тренировки, я бы, как раз, потратил их на работу над грудными. Сделал грудь более прочерченной, чуть больше и чуть рельефнее, хотя на сцене ты чаще в одежде, поэтому рельеф грудных не так заметен, а вот руку, которая часто бывает оголенной закачивать не стоит. Если увеличатся бицепс и трицепс, рука визуально потеряет в длине, что не очень хорошо для внешнего эффекта. 

Жим стоя



Кому-то может показаться, что для выполнения поддержки нужно как раз таки работать в тренажерном зале, отрабатывать этот элемент, используя штангу. Это заблуждение. Да, вес твоей партнерши может быть 43-45 и даже 48 кг. Вообще считается, что балерина тяжелее 50 кг не допускается к дуэтному танцу. Но, на самом деле, я никогда не делал жим стоя в классическом варианте и с весом, который обычно бывает у танцовщицы. У нас есть ребята, кто поднимает даже по 80 кг в зале, но это, скорее, для общего тонуса мышц.

Объясню – ты же начинаешь танцевать дуэты еще с училища, где вес твоей партнерши меньше из-за возраста. Ты учишься с самых простых поддержек, и получается, что постепенно вес твоей партнерши будет увеличиваться, просто в силу возраста и ты к нему привыкаешь. 

И вообще, вес совсем не главное. Твоя партнерша все равно тебе помогает, нужно чувствовать темп и владеть техникой. Чтобы поднять девушку над собой не обязательно много работать в зале со штангой, важнее понимать принцип, как именно взять, в какой момент приложить максимальное усилие. Необходимы развитые кисти (Игорь достает из кармана классический кистевой эспандер: «Всегда со мной»). Просто поднять 50 кг у вас, может, получится, но если вам понадобится поднять человека в определенном положении, не уронить его и при этом смотреть в зал и улыбаться – это будет намного сложнее.

У нас есть старая гиря с советских времен. Кажется, она весит 16 кг, и это даже не спортивная гиря, а для установки каких-то декораций. Иногда я занимаюсь с ней, но здесь мне важен не вес, а техника: во-первых, чтобы мышцы поймали движение, во-вторых, чтобы привыкали к статическому напряжению. То есть я обязательно делаю паузу в верхней точке подъема. Я беру ее и делаю 8-14 выталкиваний из полуприседа.

Жим ногами



О! Вот это отличное упражнение. Честно скажу, у нас не так давно появился этот тренажер, но вообще, на нем и голеностопы можно здорово разрабатывать, и поверхность бедра. Хотя специально ноги я не качал, у меня к прыжкам была неплохая предрасположенность, плюс, я играю в футбол, там есть ускорения, поэтому ноги в тонусе находятся. В Советское время ставили скамейку и делали серии прыжков: на нее, через нее, на одной ноге. 

Делать классический присед из пауэрлифтинга? Он вряд ли существенно увеличит высоту прыжка, но может закрепостить мышцы.

Упражнения с резиной: руки



Я использую много упражнений с резиной, они одновременно разогревают и дают нагрузку на мышцы. Здесь работает плечо, предплечье, даже мышцы спины включаются. К сожалению, в последнее время стало больше случаев, когда у ребят вылетают плечи. У меня тоже были проблемы, и доктор посоветовал именно работать с резиной. Это не самая серьезная нагрузка, но, опять же, она сохраняет эластичность мышц и оставляет их в тонусе. Ну и потом, если вы будете делать упражнение по 12-15 раз в повторе на каждую руку, при хорошем натяжении вы все равно почувствуете, что это непросто.

Отжимания



Отжимания я делаю, используя стулья в качестве упоров, чтобы была больше амплитуда. И я меняю их положение, чтобы упор руками получался с разной шириной. Одно время тестировал систему «100 отжиманий»   там нужно было делать несколько раз в неделю разное количество повторений в пяти подходах. И получалось, что суммарно ты постоянно увеличивал количество раз. Я дошел примерно до 120 в сумме, в пяти подходах, и забросил. Сейчас я делаю три-четыре подхода по 12-14 раз. Но разница, когда ты тренируешься и когда нет времени на укрепляющие упражнения, есть. Мышцы иначе работают, это я чувствую. Просто тут вопрос в лени, в свободном времени, в том, как ты устаешь во время работы.

Упражнения с резиной: икроножная мышца, голеностоп



Один из важнейших элементов для артиста балета, это закачка стопы. Ты берешь резиновый эспандер двумя руками, сидя на полу, и распрямляешь и натягиваешь на себя носок. Здесь у нас работает икроножная мышца и укрепляются мышцы и связки внутри стопы. Плюс, мы готовим ногу к вращательным элементам, которые нам требуются по ходу работы. Единственное, чего я вам не могу сказать, какого-то конкретного количества повторений и подходов. Почти все приходится делать до ощущения легкого мышечного утомления. Это я делаю регулярно, перед уроком (в балете уроком называется 60-минутное занятие в балетном классе, где танцоры повторяют и оттачивают технику основных позиций и элементов, сочетая их в различных комбинациях - «Матч ТВ»).

Планка



Поскольку и для вращений и для поддержек требуются здоровые мышцы спины и поясницы, я стараюсь делать планку регулярно, хоть и не очень люблю, но жена и работа требуют. Обычно стою минуту тридцать, стараясь сохранять ровную линию от плеч к пяткам и держать пресс в напряжении. Здесь – думаю, это всем известно – у нас укрепляются мышцы пресса, и статическую нагрузку получают плечи, спина и ягодицы. 

Растяжка



Это не мой конек, но растягиваться желательно каждый день. Способность человека сесть на шпагат, в общем-то, зависит от предрасположенности: есть грузные с виду люди, но они довольно неплохо тянутся, есть худощавые, но с неэластичными мышцами. Сегодня это необходимо для танцовщика: если в 30-е годы мужчина в балете мог не прыгать в шпагате, то со временем каноны менялись. Для меня растяжка сегодня в большей степени поддержание формы, потому что растягивать начинают лет с десяти, и ты, еще будучи юношей, должен уметь сесть на шпагат.

Если вы сейчас решите зачем-то освоить этот элемент, лучше начать с наклонов к ногам, потом положить на какую-то поверхность одну ногу и тянуться к ней. Потом пробовать садиться ниже от раза к разу. Два момента: главное не делать очень резких движений и заниматься регулярно. Нюанс растяжки в том, что для прогресса лучше делать ее семь дней в неделю.

P.S. 5 наивных вопросов



Какая диета?

Если у тебя шесть дней в неделю урок и потом еще несколько часов репетиции – это очень высокая физическая активность, поэтому уходит почти все, что съедаешь. Даже многие из девушек не придерживаются строгих диет, как принято считать. Я, например, просто стараюсь есть меньше вредного и за несколько дней до выступления питаться максимально правильно. Если ты танцуешь в белом, в принципе становишься больше визуально, и поэтому лишний килограмм становится действительно лишним.

Спортивное питание я не использую, но если вы зайдете в гримерку, увидите, что у нас стоит большая банка протеина   некоторые ребята принимают.

Самый лучший возраст?

Пик формы, мне кажется, наступает с 24-25 и продолжается до 33 лет примерно, это момент, когда ты очень хорошо можешь прыгать, исполнять трюковые элементы и при этом тебе уже хватает опыта. 

Могут ли быть тренировки со спортсменами?



Я специально не тренировался, но было бы интересно, почему нет. Просто сравнить объемы работ, понять, кто и какой подход использует. Моя сестра   инструктор по фитнесу и иногда она показывает такие комплексы упражнений, что мне кажется, я никогда бы их не повторил. При этом где-то в отпуске можно было бы попробовать, посмотреть, как отреагирует тело. А вообще, может быть это дало бы результат применительно к выступлениям.

Есть еще такая практика, как занятия в гимнастическом зале или просто в зале с мягким покрытием, с матами, для отработки трюковых элементов: кувырков, сальто. Этому никто не учит, не принуждает, но если хочешь совершенствоваться, покупаешь себе пропуск в зал и отрабатываешь. Соответственно в каких-то номерах можешь использовать.

Тренировать кардио? В зале стоят беговые дорожки, но к концу пятиминутного номера ты все равно выдохнешься и приготовить себя к этому сложно. В принципе, когда ты его репетируешь, ты как раз готовишь сердце и легкие к нагрузкам, которые тебя ждут.

Восстановительные процедуры и контроль?

Говорят, раньше ученые в большей степени интересовались, у танцоров замеряли пульс во время номеров, еще какие-то исследования были. Сейчас я с таким не сталкивался. Высоту прыжка тоже не измеряют, хотя, наверное, было бы интересно посмотреть, проверить, есть ли какой-то прогресс. В тренажерном зале, у нас есть тренер, который консультирует, когда ты понимаешь, что тебе нужно поработать с железом. При этом он осознает, что надо делать поправку на нашу специфику.

Лучше всего восстанавливает баня. Мы часто ходим именно в профилактических целях. Когда чувствуешь, что мышцы забиты, тело тяжелое, это здорово помогает. 

Отпуск?

Забавно, как организм привыкает к работе. По себе знаю, что в отпуске достаточно трех-четырех дней безделья, и уже начинает хотеться как-то позаниматься. Тебе кажется, что ты регрессируешь. Но это еще ладно. Вот мы сейчас с вами говорим, а если бы вы пришли чуть раньше (в 10 утра. - «Матч ТВ»), могли бы застать, как Михаил Лавровский и Юрий Владимиров делают урок и могут так же отжиматься, прыгать, отрабатывать вращения. И вот когда смотришь на них, ты понимаешь, что такое посвятить себя балету (Михаил Лавровский и Юрий Владимиров, народные артисты СССР, артисты балета, оба работают в Большом театре в 74 года. - «Матч ТВ»).

Текст: Вадим Тихомиров

Фото:  Андрей Голованов и  Сергей Киврин 



Поделиться в соцсетях: