
Национальная команда будет такой, какой мы захотим ее видеть. Поэтому надо захотеть, прийти на стадион и посмотреть. Колонка комментатора «Матч ТВ» Романа Трушечкина.

В субботу сборная России сыграет на стадионе «Открытие Арена» против Литвы, а уже в воскресенье фактически улетит от нас с вами на чемпионат Европы. Последние контрольные матчи перед стартом Евро-2016 против Чехии и Сербии пройдут уже в ходе последнего сбора команды в Швейцарии, так что если у вас есть какое-то напутствие для парней – купите билет на субботнюю игру, другой возможности не будет.
Зато команда получает уникальную возможность смоделировать свой июньский шок: из повседневности – в битву. Ведь следующий соперник – не тот, с которым предстоит пересечься во Франции: на Евро на него еще нужно будет постараться попасть; этот соперник – сама Франция и есть. И этот товарищеский матч должен вызывать более серьезный настрой, чем, например, официальный – с Лихтенштейном. И, глядя на французов, мы попытаемся угадать, какими будем сами весной 2018 года, когда позади останутся два сезона исключительно товарищеских встреч.
Вот и вся мотивация. Всего две, но веские, причины. Для футболистов – профессионально отыграть две встречи, а для нас – не пропустить это зрелище. В странах живого, деятельного интереса к футболу, этого могло бы быть достаточно.
Но мы пока развиваемся. Мы уже знаем, что скоро у сборной не будет никаких официальных матчей. Их всего только три и гарантировано нам аж до домашнего чемпионата мира, и это принуждает с некоторой ностальгией оглянуться на последнюю перед долгим перерывом официальную домашнюю игру в России – против черногорцев в прошлом октябре. И что, мы проигнорируем эти два подготовительных года? Посчитаем для себя необязательным ходить на «какие-то» товарняки?
Эти вопросы просто сама жизнь ставит сейчас перед теми, кто считает, что товарищеские матчи смотреть неполезно и даже вредно. Хотя я могу понять этих людей. Ход их рассуждений соответствуют расхожему убеждению, что полдела не показывают. Это потребительская в чистом виде модель отношений. То есть: вы там тренируйтесь, наряжайтесь, репетируйте, а как будете готовы – нас позовите, мы придем посмотрим на вас. Оценим и решим, приходить ли в следующий раз.
Россия никогда не станет для вас, друзья, полностью «футбольной» страной с таким отношением к сборной. Ну, сборную сейчас берем как удобный и своевременный предмет в рассмотрении. Можете поменять ее в этих рассуждениях на любую клубную команду.
Когда мы знаем перед товарищеской игрой, что они за счет на табло убиваться не будут, а они знают, что мы это знаем, то – не будут, да. Все просто. Нам не надо, им не надо, никому не надо.
Если неинтересно смотреть товарищескую игру своей сборной, значит, никогда не придешь и на ее тренировку. А ведь мы знаем, насколько это важная часть жизни болельщика в тех самых настоящих «футбольных» странах – побывать на таком занятии. Знаем, что в некоторых особенно счастливых таких государствах на эти тренировки даже билеты продают, и желающих собирается – тысячи.

Я понимаю, что вы бы и рады, да сборная сама отгораживается. Отель у нее теперь за МКАДом, тренировочное поле – не просто за кольцевой линией, но еще и за шлагбаумом динамовской базы, а у футболистов при этом есть какая-то хитрая игра: ни в коем случае не разговаривать, даже накоротке и формально, в день начала сбора при заселении в отель. Возможно, это молчанка на деньги. Промолчал даже Гильерме. Я не представляю, как такое было бы возможно, если бы он впервые приехал в сборную Бразилии.
Но надо с чего-то начинать. Надо их как-то расшевеливать, как-то располагать к себе. Так же нельзя дальше – каждый носом в свою стенку, нам чемпионат мира принимать.
Болельщики всегда должны присутствовать и быть как можно более многочисленными в тех точках, где работает сборная. Не пускают в отель – быть рядом. Не поднимают шлагбаум – ждать у закрытого. Проводить и встретить в аэропорту, чтобы видели и слышали, и чтобы не говорили, что могли бы дома сидеть, то есть вести себя дружелюбно и корректно. А главное – быть на играх, заставить себя ходить на стадион. Понимаете, никто для нас с вами не включит новую реальность щелчком. Полноценная футбольная атмосфера – плод труда болельщиков. Да, это теперь как профессия. Она предполагает не только права, но и обязанности, и на работу, ребята, надо ходить.
Тем более, что игра сборной теперь другая, она уже гораздо приветливее, чем поведение сборников. Тренер Леонид Слуцкий – наш с вами полномочный представитель, он на своем посту делает так, чтобы нам было интересно, хорошо и весело.
Сейчас сборная – открытый клуб, куда взяли всех лучших, кроме ростовчан. Но Слуцкий на первый сбор и из «Локомотива» футболистов не вызывал, это его подход: места в сборной нужно добиваться постоянством класса. А так в команду сейчас вызваны представители аж десяти клубов, давно такого не было. И держим в уме одиннадцатый – «Валенсию», где перед травмой разыгрался Черышев.
Очень интригует, в какой все-таки форме находится капитан Широков. Точно ли ему перед матчем за команду, в которой он показывал в последний год свой лучший футбол, нужна была пауза, а не интенсивная практика с «Кубанью»?
Как у Слуцкого получится интегрировать в сборную нынешнюю топовую форму Самедова?
Будут ли заиграны и как проявят себя Гильерме и Крицюк?
До составления списка игроков на Евро уже не будет матчей, и в чем же заключается кадровая стратегия Слуцкого? Рискует ли кто-то быть отцепленным по результатам игр с Литвой и Францией?
В том-то все и дело, что, хотя все эти футболисты еженедельно играют на наших глазах в рамках одного чемпионата, хотя у нас сборная без легионеров, мы имеем возможность и право задаваться множеством вопросов. В субботу – последний заход во внутреннюю кухню команды, а лучше домашней кухни ничего и нет.
Текст: Роман Трушечкин
Фото: РИА Новости/Антон Денисов, РИА Новости/Алексей Куденко