Бывший глава московской антидопинговой лаборатории Григорий Родченков заявил в интервью «Нью-Йорк Таймс», что многие российские олимпийцы принимали допинг на Играх в Сочи. На «Матч ТВ» Третьяков, Зубков, Легков и другие фигуранты скандала отвечают на обвинения.
Что случилось?
Вслед за телекомпанией CBS, которая в ночь на 9 мая показала фильм о допинге в российском спорте (подробнее об этом – здесь), по теме высказалась The New York Times (полный текст – тут). Главным информатором газетчиков стал бывший глава московской антидопинговой лаборатории Григорий Родченков.
По словам Родченкова, за две недели до начала Игр-2014 он получил список спортсменов, которым необходимо оказать помощь. И во время сочинской олимпиады они якобы принимали разбавленный алкоголем коктейль из трех запрещенных препаратов, который сам Родченков придумал еще перед Играми в Лондоне. В Сочи, по его словам, это изобретение в числе прочих попробовали лыжник Александр Легков, бобслеист Александр Зубков, скелетонист Александр Третьяков и женская сборная по хоккею.
Положительные допинг-пробы мочи заменяли на заранее заготовленные чистые, а грязные – уничтожались. Этим занимался сам Родченков. Он ежедневно получал список спортсменов, чьи пробы необходимо подменить. Процедура замены проводилась с помощью сотрудников ФСБ. Всего таким образом подменили около 100 проб.
Что говорят?
Александр Третьяков, скелетонист, олимпийский чемпион Сочи-2014:
«Не знаю, как это называется. Человек, которого я ни разу в жизни не видел, не знаю, обвиняет меня в чем-то, что давал мне допинг.
Я вот думаю: если один раз такой коктейль (три вида стероидов, смешанные с алкоголем, как утверждает Родченков – «Матч ТВ») выпить, он же не поможет? Надо же, наверное, цикл, каждый день его пить – не зная, в какой ты форме подойдешь к соревнованиям. И это во время Олимпиады. А у меня соревнования были, по-моему, на седьмой день – это же упиться можно! А надо еще бежать, выступать.
Сдача допинг-пробы – это стандартная процедура. Ты заполняешь бланки – один остается организации, которая берет пробу, а копия – у меня. Я ее никому не передавал. Валялась где-то месяц. Потом, если ничего не происходит, значит допинг-проба отрицательная – и можно этот бланк смело выбросить. И в АДАМСе появляется результат твоей допинг-пробы.
У нас же Кубки мира весь сезон идут – и перед Олимпиадой я сдавал допинг-тесты чуть ли не каждый месяц. В Германии, в Канаде. Последний анализ – в середине января на Кубке мира. Не помню, какая лаборатория брала. У меня все допинг-пробы отрицательные.
Когда идут такие политичекие игры, все методы используют – всем по фигу на честь и достоинство одного или нескольких человек, которых обвинили.
Я никогда не принимал, не принимаю и не буду принимать запрещенные препраты. И смогу это доказать», – объяснил Третьяков свою позицию «Матч ТВ».
Анатолий Челышев, тренер по физподготовке сборной России по скелетону:
«По нам я могу сказать одно: последние тренировки перед Олимпиадой – где-то за две недели до старта Игр, все тесты, прикидки показали, что у нас все находятся в великолепной форме, и мы решили, что все, что нам предлагает врачебная группа, мы употреблять не будем. Только еда и вода.
Мы перед Олимпиадой собирались со спортсменами, кто должен был выступать на Играх. И я им сказал: «Если вам будут предлагать что-то новенькое, вы сразу говорите мне». Никто из них ко мне в Сочи не подходил. И я уверен, что они ничего не употребляли – даже если кто-то что-то и предлагал.
Весь сезон мы готовились и на всех соревнованиях обгоняли ближайших соперников на стартовом участке на десятку с лишним секунд. Поэтому рисковать что-то употреблять, какие-то коктейли – зачем?
Кто такой Родченков, я даже не знаю. И на предолимпийском сборе мы жили отдельно, своей скелетонской командой – и никакие чужие, новые люди к нам не приходили. У нас был только свой врач.
Побродил по интернету сегодня. И понял для себя одно. Все это делается, чтобы обвинить не столько конкетных спортсменов – да и как их обвинишь, если допинг-пробы якобы подменены, а государство – что оно занимается допингом. И это повод не пустить всю российскую команду на Игры в Рио. Я связываю происходящее только с этим.
Чисто с моей тренерской точки зрения – вышел какой-то чиновник, пусть даже важный, и сказал, что давал коктейли, а потом подменил анализы. Но как он это докажет? В суде это мало кто будет слушать. А вот бросить тень на страну и на основании этого запретить сборной поехать на Олимпиаду – возможно. Это атака конкретно на страну», – поделился с «Матч ТВ» мнением Челышев.
Александр Зубков, бобслеист, олимпийский чемпион Сочи-2014:
«Я даже не собираюсь на этот бред реагировать. Спокойной ночи», – отрегировал Зубков на вопрос «Матч ТВ».
Александр Легков, лыжник, олимпийский чемпион Сочи-2014:
«Видимо, Родченков сам принимает эти коктейли, если он такую … [ерунду] пишет. Если бы он знал мою историю, он бы даже не упоминал мою фамилию. С 2010 года я работаю с иностранными специалистами, живу все время в Швейцарии, в квартире в Давосе. Он еще говорит про коктейли какие-то, смешанные с алкоголем, это бред какой-то – смешно даже слышать. Как бред это звучит.
Считаю, судиться надо с этими людьми, делать все правильно, по закону. А то несерьезно это, ну полная ерунда. И это стоит остановить.
Что касается меня, я абсолютно спокоен. Три тысячи миллионов процентов. Я занимался честным спортом, мои заслуги – не однодневные… И моя победа на Олимпиаде не случайна.
Я с ним Родченковым вообще не знаком. Поэтому как он может про меня что-то говорить, не знаю. Он мне давал какие-то коктейли? Да я его даже не видел.
«Чивас» и сейчас не пью, а уж перед Олимпиадой – тем более. Хоть бы Родченков как-то по-другому придумал историю, чтобы не было так смешно», – заявил Легков в интервью «Матч ТВ».
Сергей Устюгов, лыжник, участник Олимпиады в Сочи:
«Процедура допинг-контроля на Олимпиаде проходила как обычно. Я сдавал тест после одной из гонок – у меня есть его результаты в системе АДАМС (система антидопингового администрирования – «Матч ТВ»). Помню, в очереди, чтобы сдать анализ, сидел Петер Нортуг – я был следующим.
Мы заполняем бланки, когда сдаем допинг-пробы – это стандартная процедура. И на каждой пробирке есть номер и штрих-код, но я никаких номеров не запоминал, меня никто об этом не просил.
Я сегодня прочитал, что пишут – ну прям смешно. Никакого алкоголя я на Олимпиаде не пил. Как, готовясь к гонкам, выпивать «Чивас»? Ну, что вы, в самом деле?
К этой информации я отношусь как к проходящей. Не знаю, утка – не утка. Может, какая-то политика. Про себя могу сказать, что чист и ни к каким подобным историям отношения не имею. Смотрю со стороны, как народ заволновался.
Спортсмены пьют «Чивас» на Олимпиаде, чтобы быстрее бежать гонки? Я не воспринимаю это всерьез. У нас бокал пива за ужином раз в неделю не возбраняется, но во время тренировочных сборов – не на Олимпиаде.
Родченкова никогда в жизни не видел – фамилию узнал из интернета, даже не знаю, как он выглядит», – заявил Устюгов в эксклюзивном интервью «Матч ТВ».
Сергей Крянин, вице-президент Федерации лыжных гонок России:
«Просто можно сказать – провокация. Человек хочет себе заработать имя – хотя какое имя? Идет травля российской команды. Некультурно, некрасиво, нехорошо так обманывать людей.
Я сам спортсмен в прошлом. В циклических видах спорта принятие алкоголя во время тренировок или соревнований отбрасывает сильно назад в подготовке. Спортсмен это отлично понимает. И как он может на такое пойти, да еще во время Олимпиады?!
В алкогольном опьянении пойти тренироваться – и делать 50-70 км, тем более после «Чиваса». Просто бред какой-то.
Прислушиваться к этому – смешно. Сам тренировочный и соревновательный процесс в лыжных гонках с алкоголем не совместим. 2-2,5 часа интенсивной работы выдержать в таком состоянии невозможно.
Сборная команда под постоянным контролем – каждый шаг регистируется, причем не нами, а ВАДА. Берут допинг-пробы разные люди, разные лаборатории тестируют, в разных местах хранится.
Это абсурд какой-то. Думаю, не стоит переживать по этому поводу. Пусть доказывают то, что они наговорили. Несерьезно. Вроде же человек (Родченков – «Матч ТВ») профессионал. И спортсмен, по-моему, бывший. Не могу понять смысл, зачем он это делает.
Плохо другое. Кинуть какую-то утку – легко, а потом, парни, разбирайтесь, но осадок-то останется», – рассказал Крянин «Матч ТВ».
Елена Никитина, скелетонистка, призер Олимпиады в Сочи:
«Мне нечего говорить. Это все провокация, и я воздержусь от комментариев», – сообщила Никитина «Матч ТВ».
Изабель Кнауте, физиотерапевт группы российских лыжников, работала с Александром Легковым с 2010 по 2014 годы:
«ВАДА не сделала ни одной позитивной допинг-пробы. Поэтому меня не интересует, что люди говорят или думают. Мне нечего сказать. Это смешно», – рассказала Кнауте «Матч ТВ».
Виталий Мутко, министр спорта РФ:
«Это огромная статья, нужно сделать выводы с точки зрения правовой оценки. Фамилии спортсменов? Я верю этим ребятам, это выдающиеся спортсмены, обвинения абсурдны и абсолютно беспочвенны.
Коктейли? Глупость. Они входят в международный пул тестирования. Они были под контролем до, во время и после Олимпиады.
Мы изучим эту статью и посмотрим, как отреагировать. Мне хочется добавить, что все так озабочены чистотой нашего спорта во многих странах мира… На себя посмотрите», – заявил Мутко.
Текст: Иван Карпов, Марина Крылова, Александр Муйжнек
Фото: РИА Новости/Василий Пономарев