«Президент собирался на финал, но ему взорвали яхту». Что такое футбол на Мальдивах

16 марта 2016 20:00
«Президент собирался на финал, но ему взорвали яхту». Что такое футбол на Мальдивах
«Президент собирался на финал, но ему взорвали яхту». Что такое футбол на Мальдивах

Для вратарей Павла Матяша и Алишера Ахмедова поездка на Мальдивы была не отпуском, а полноценным футбольным сезоном. В интервью Matchtv.ru парни рассказали, как соперники плывут на матчи на лодках, сколько на островах можно заработать и как все команды помещаются на одном стадионе.

Зачем ехать на Мальдивы

 – За первые 10 дней потерял 7 килограммов, не было сил даже нормально прыгнуть. Когда только приехал, думал: «Дадут экипировку, пойду в раздевалку, после тренировки душ приму». Но в первый день ничего не дали. Пришел в своей форме, раздевалок нет. Где поселили, там и переодеваешься. Оттренировался – идешь мыться домой.


Город Мале – столица Мальдивских островов

Примерно так вратарь сборной Кыргызстана Павел Матяш знакомился с Мальдивами. Столица Республики – город Мале – история не про райские пляжи и роскошный отдых. Мале – остров размером в 6 квадратных километров, на котором помещаются больше 130 тысяч человек и где застроен каждый сантиметр. Здесь на Мальдивах течет обычная городская жизнь, здесь же играют в футбол. Драгоценные куски земли не пожалели под центральный стадион и два искусственных поля, а со сборной Мальдив лучше не шутить. 152 место в рейтинге ФИФА – на два пункта ниже Молдавии, но значительно выше Лихтенштейна.

– Летом прошлого года у меня ожидался ребенок, – рассказывает Матяш. – Семейное положение вынуждало куда-то ехать. Ведь в Кыргызстане футболисты получают мало: средняя заработная плата – 400 долларов в месяц, выше – у единиц. На эти 400 долларов одного ребенка новорожденного можно прокормить, но не всю семью.  Поэтому искал любой вариант, хотел в Европу. Один мой хороший друг (Анатолий Власичев) ездил на Мальдивы со сборной в 2009 году. С тех пор его туда зовут, а он не соглашается. Он мне и предложил вариант с Мальдивами. Я ответил: почему бы и нет, тем более зарплата устраивала – 2,5 тысячи долларов в месяц.

Если Матяш попал на Мальдивы благодаря знакомству с нужным человеком, то история приглашения на острова Алишера Ахмедова из Узбекистана интереснее. Селекционный отдел «Нью Радианта» (местного гранда) искал нового вратаря прогрессивными способами – в соцсетях.

– Я выкладывал на ютьюб и в фейсбук* видео с моей игрой – ролик увидели представители «Нью Радианта», – рассказывает Ахмедов. – Им был нужен вратарь под азиатские кубки, они вышли на связь. За два дня обо всем договорились, они отправили контракт по почте и купили билет на самолет. Мне до этого даже не снилось, что на Мальдивах в футбол играют. Но вообще не сомневался, сразу согласился ехать. Команда-чемпион, играет в азиатских кубках, предложили хорошие условия. Зарплата была около 3-х тысяч долларов в месяц.

Кто играет на Мальдивах

Методы работы Андрея Чернышова (отработка подкатов без мячей) и Валерия Овчинникова (бег по кругу с мячами в руках) до островов пока не дошли, но местные тренеры тоже специфично готовят футболистов.

– Тренер был тактически очень слабый, неграмотный, – вспоминает Матяш. – Никакого плана недельного не было, все на ходу рождалось. Смотрит на нас – и придумывает упражнения. В основном на физику работали и прыгали. Они обожают эти прыжки: фишки ставят и бесконечно повторения просят делать. За тренировку мы могли 300-400 раз напрыгать. Странный, конечно, подход, но работали и не спорили.

Если посмотреть хайлайты чемпионата Мальдивских островов, складывается ощущение, что футболисты никуда не торопятся и ленятся играть в футбол. Такое впечатление объясняется сильной влажностью, которая при всем желании не позволяет двигаться на максимальных скоростях.


Павел Матяш на тренировке «Мазии»

– Бегать невозможно, одышка страшная, – объясняет Матяш. – Рывок сделаешь, сразу задыхаешься. Это не зависит от того, в какой ты форме – хорошей или плохой. Даже когда адаптируешься, чувствуешь, насколько тяжело. Думал, что уровень футбола будет хуже. Но класс игроков оказался примерно таким же, как в Кыргызстане. Среди мальдивцев есть даже техничнее ребята.

В отличие от легионеров, местным футболистам платят гораздо меньше. Чтобы выжить в дорогущей стране, после четырех сотен прыжков на тренировках им приходится ползти на работу. Правда, некоторые занимают приличные должности.

– Кто-то держал свой отель на маленьком острове, кто-то лодки купил и организовывал перевозку людей, – Матяш встречал в «Мазии» зажиточных людей.

–  Местные парни получали меньше легионеров: где-то тысячу долларов, сборники – максимум две. Мои одноклубники работали то в офисе, то в банке. Когда днем тренировки сделали, некоторые не всегда могли приезжать, – партнеры Ахмедова были попроще.

Как устроен чемпионат на Мальдивах

В высшей лиге Мальдивских островов играют 8 команд, а все матчи проходят на одном стадионе. Тур состоит из двух дней, в день проводят по две игры – в 16:00 и в 21:00. «Кто в 9 играл, тем намного легче было. Хотя «намного» – условное понятие. Когда солнце дико не припекает, уже хорошо», – говорят футболисты. Болельщиков здесь волнует в основном сборная, хотя «Нью Радиант» способен собрать десятитысячную аудиторию. Почти весь футбол на Мальдивах существует за счет государства, из-за чего в стране постоянно происходят протесты. Семь команд живут на бюджетные деньги и только одна – «Мазия» – на частные. Это единственный клуб на островах, где вовремя платят зарплату.

– У нашей команды не было задержек, потому что ей владел частник, – объясняет Матяш. – У него фирма – тоже «Мазия» называется – они делают ремонтные работы. Покраска полов и все такое. Остальным командам всегда задерживали зарплату, иногда на 2-3 месяца. Просто приставлен какой-то чиновник к команде, а от его желания зависит, дать деньги или не дать.


Алишер Ахмедов перед матчем в азиатских кубках

В прошлом сезоне семь из восьми клубов лиги жили и тренировались на острове Мале. Было только одно исключение – команда «Махибаду», которая приплывала на центральный стадион на лодке. Похоже, поездки отнимали много сил: 0 побед, 2 ничьи, 12 поражений и 47 пропущенных голов – парни с «Острова наслаждения» закончили чемпионат на последнем месте. Интересно, что одно очко они добыли как раз в матче против «Мазии» (1:1).

– Они 40 минут плыли на лодке на игру, – вспоминает Матяш. – В итоге вылетели. Там вообще три лиги: есть еще какая-то лига между островов, а могут вообще на одном острове свою лигу создать. Они там как хотят, так и играют. Куда хотят, туда и вылетают. На Кубок мы ездили играть на другой остров. Он чуть-чуть больше, не такой густонаселенный, поле лучше. Но там еще жарче, чем в Мале. Вечером освещения нет, играли в самое пекло.

Финал Кубка – единственный матч, за победу в котором в «Мазии» выдавали премиальные. На Мальдивах принято платить только месячный оклад, здесь нет бонусов. Некоторые легионеры из-за этого не сильно убивались на тренировках и играх. Например, форвард «Мазии» Пабло Родригес приехал на Мальдивы в хорошей форме, но через пару месяцев выглядел хуже местных футболистов. Старался он только в финале Кубка, где пообещали премиальные. Посетить тот матч планировали и высшие лица государства, но не сложилось по страшным причинам.


Павел Матяш после победы в Кубке Президента Мальдивских островов

– Кубок мы выиграли, – вспоминает Матяш. – Президент собирался на матч, но не приехал, потому что на него покушение было. За 5 дней до финала ему яхту взорвали, что-то там подорвалось на ней. Вообще, когда я там был, раза четыре совершали покушения на президента. Один раз сорвали тренировку, потому что сказали, что рядом со стадионом бомба заложена. Чемпионат тоже переносили на месяц из-за угроз терактов на других островах. Так говорили, но в новостях об этом не видел ничего.

Что такое жизнь на Мальдивах

На Мальдивах не так много экзотики, разве что полный сухой закон. Купить алкоголь можно только в отелях для туристов и его нельзя выносить за территорию. Проституция тоже жестко наказывается – встретить на улицах бутылку пива или эскорт-услуги считается невыполнимой миссией.

– Я спрашивал у нашего одного местного: «Какие у вас животные есть?» Он отвечает: «Только кошки у нас», – рассказывает Матяш. – Найти алкоголь нереально. Что будет, если поймают с алкоголем? Не найдете и ничего не будет – патрульных там не видел. Говорят, в Мале вроде есть один отель, можно там купить, но это космически дорого. Там все дорогое, даже просто кушать каждый день дорого. Если бы клуб меня не кормил в своем кафе, то минимум 600 долларов на еду уходило бы. И это не шиковать, а просто есть. Люди в Мале в основном с достатком. Бомжей нет, попрошаек тоже почти нет. Если кто-то что-то и просит, это наркоманы. Нет такого, чтобы на хлеб кто-то просил, нет совсем нищеты.


Алишер Ахмедов и более привычные Мальдивы

– Нельзя купаться без одежды, надо обязательно в майках или шортах, – вспоминает Ахмедов. – Мы со словаком Вильямом Мако не сидели на месте, ездили на другие острова. Ходили в тренажерный зал, на рыбалку. Ловили такую рыбу, какую в жизни не видели. Я однажды поймал красную рыбу сантиметров 70 или 80 в длину! На Мальдивах еда очень острая, мне ничего не понравилось, невозможно это кушать! Мы сами готовили: я узбекскую кухню, а словак – свою.

Куда уезжают из Мальдив

Оба вратаря отыграли на Мальдивах один сезон. Павлу Матяшу не предложили новый контракт, теперь он играет в Малайзии.


Павел Матяш в Малайзии

– Они вроде собирались продлить контракт со мной, но перехотели. Жаль, хотел остаться – мне нравилось на Мальдивах. Вариантов особо не было, поехал в Малайзию. В первую лигу, примерно на такие же условия. Только питаемся за свои деньги. Кстати, на Мальдивах с питьевой водой нет проблем, все это слухи. В каждом магазине продается. Вот в Малайзии реально воды нет, сюда на каждую тренировку мы должны приносить свою воду. Я каждый день чему-то удивляюсь. Не знаю, где наш тренер видел такую подготовку. Только прилетел туда, тут же поехал в госпиталь на медосмотр, потом сразу на тренировку. На следующий день уже две тренировки, первая – в 6:30 утра. Причем тренировка два часа, иногда – три. Они еще ударные такие, а не пробежки легкие. Я себя чувствую, как в армии примерно. Вчера была товарищеская игра, мы там набегались, наелись. А завтра уже важный официальный матч, где очки надо набирать. Не понимаю логику тренера. После первого круга надо попасть в пятерку, чтобы автоматически сыграть на Кубок. Там первые пять команд первой лиги и первые пять команд высшей лиги играют. Есть реальный шанс засветиться и себя показать, найти хорошую команду и хорошие деньги, а нас так гоняют за день до игры.

У Ахмедова история драматичнее. После того, как он выиграл чемпионат Мальдив, его пригласили в грузинский клуб «Дила», претендующий на еврокубки. Но из-за долгов новой команды и нарушения договоренностей переход не состоялся. 


Алишер Ахмедов и словак Вильям Мако с чемпионской тарелкой чемпионата Мальдив

– Из Мальдив уехал в Грузию, потому что хотел оттуда попасть в сборную Узбекистана, – говорит Ахмедов. – Из Грузии было предложение от хорошего клуба и с хорошей зарплатой – 4 тысячи баксов. Но оказалось, что речь шла о грузинской валюте, получалось в итоге тысяча с чем-то. Плюс проблемы с долгами. Я оттуда уехал, сейчас ищу клуб в Узбекистане, тренируюсь с местной командой. Был тут случай, какая-то команда в Кении искала вратаря. Друг с моего аккаунта в фейсбуке* прислал им в комментарии мой профайл и нарезку сэйвов. Я его потом спросил: «Почему ты меня на Мадагаскар не отправил?»

Текст: Глеб Чернявский

Фото: Facebook*.axmedov.31, Facebook*, Facebook*-Sports-RC, Facebook*

* Соцсеть, признанная в России экстремистской