Matchtv.ru вместе со специалистом в чтении по губам разбирается в причинах новой тенденции мирового футбола.
Жозе Моуринью стоял окруженный помощниками в центральном круге стадиона «Стэмфорд Бридж». Только что «Челси» проиграл «Ливерпулю» со счетом 1:3. На трибунах не осталось ни одного болельщика. Футболисты ушли в раздевалку. По коридорам стадиона бегали технические работники и массажисты. Футбольное поле осталось единственным местом, где можно было провести послематчевый разбор без лишних ушей. В радиусе 50 метров вокруг Моуринью и его тренерской команды не было никого. Только трансляционные видеокамеры BT Sport продолжали писать техническую картинку.
На следующий день в эфире основного вещателя английской премьер-лиги появилась полная расшифровка цитат Моуринью, сделанная специалистом по чтению по губам.
– Вы знаете, это все не очень хорошо. Это шестой [непечатное] из одиннадцати. Но проблема была и в [непечатное]. Он не дал [непечатное] желтую, когда он [непечатное].
Моуринью намекал на судью Марка Клаттенбурга, который не удалил игрока «Ливерпуля» Лукаса.
– Я не знаю, что будет дальше, но вы все должны сплотиться и [непечатное]. Я не могу сказать им, что все идет не так.
Под словом «им» Моуринью имеет в виду либо игроков, либо журналистов. На напоминание о том, что в пресс-центре его ждет пресса, тренер реагирует нервно.
– Ох, я знаю. Не хочу с ними общаться.
За несколько месяцев до этого специалисты фиксировали, как Моуринью встречает у скамейки запасных врача Еву Карнейро фразой «сукина дочь».
А во время чемпионатов мира в ЮАР и Бразилии немецкий блогер Юлия Пробст собрала пару десятков тысяч подписчиков в соцсетях, расшифровывая диалоги игроков сборной Германии.
Листая ленту ее твиттера, можно догадаться, что в 2014 году путь Йоахима Лева и его команды к победе был не таким простым, как кажется. Хотя бы потому, что слово «дерьмо» употреблялось на скамейке слишком часто.
Сообщения из микроблога Юлии Пробст, которые заставили Лева быть сдержаннее.
Матч с США
– «Да, д-а-а-а-а-а… – Йоахим кладет полотенце и говорит себе под нос: – Это такое дерьмо».
Матч с Алжиром
Йоахим Лев обращается к команде:
– [неразборчиво], а затем хорошо пробей… Я не понимаю, почему у вас это не получается.
Йоахим Лев обращается к Андре Шюррле:
– Да что же это за [непечатное]. Андре!
Обращаясь к Хедире:
– [непечатное]… давай будем получше играть в пас.
«Когда капитан австралийцев призвал команду собраться в игре с Германией, его послали»
– Между Левом на поле и на пресс-конференциях не такая уж и большая разница, – объясняет Юлия Пробст в разговоре с Matchtv.ru. – Во время матчей Лева переполняют чувства, он эмоционален, но нельзя сказать, что он ведет себя как маньяк. Меня очень забавляли его эмоциональные вспышки на чемпионате мира в ЮАР, когда Германия играла против сербов. Он кричал на поле: «Что за дерьмо, это невозможно!». Или: «Эй, и за все это желтая?». На пресс-конференциях он всегда сдержан. Настоящий джентльмен.
– Как вы научились читать по губам?
– Я единственный глухой человек в моей большой семье. Мои родственники не знают язык жестов, именно поэтому я научилась читать по губам еще в раннем детстве. Потом позже в школе я выучила английский. Мне повезло, у меня природный талант воспринимать разговорную речь, такое бывает редко.
– Насколько вообще оправдано то, что футболисты скрывают свои диалоги на поле? Что им скрывать?
– Сейчас игроки стали все чаще прикладывать ладони ко рту, когда хотят что-то сказать друг другу. Футбол – игра эмоций. Во время матчей профессионалов происходят примерно те же диалоги, что и на любительских играх. Но некоторым профессионалам, действительно, есть что скрывать. Посмотрите, что происходит в итальянском футболе. Там сплошной расизм, если судить из прессы.
– Кто самый грубый футболист в мировом футболе?
– В основном я смотрю матчи сборной Германии. У нас в команде настоящие мужчины. Если брать остальной мир, то есть один футболист, который ведет себя отвратительно. Это Марко Матерацци (сейчас тренирует индийский «Ченнай Титанс» – прим. Matchtv.ru). Чего стоят только два эпизода: с Зинедином Зиданом и год спустя с Дженнаро Дельвеккио.
– Ваша версия того, что произошло тогда в финале чемпионата мира-2006?
– Перед тем, как случился удар головой, Зидан предъявлял претензии Матерацци по поводу того, что он хватает его за футболку. На что Матерацци ответил грубостью. Насколько я поняла, он сказал на итальянском: «Preferisco la puttana di tua sorella». В переводе это значит что-то вроде: «Я бы лучше предпочел твою сестру ш…ху». Потом Матерацци подтвердил, что во время монолога произнес именно это слово. Думаю, никому не захочется услышать о своей сестре подобное, особенно если речь идет о мусульманах.
– Правда ли, что 90 процентов фраз игроков и тренеров – нецензурные слова?
– Звучит забавно, но все совсем не так. Футболисты в первую очередь выходят на поле, чтобы играть в футбол, а не материть друг друга. Могу сказать, что 80 процентов диалогов – абсолютно нормальные, в процентах 15 эмоции зашкаливают и где-то 5 процентов – непристойные слова и выражения.
– Часто ли игроки одной команды предъявляют друг другу претензии?
– На самом деле нет. Но я, конечно, видела, как футболисты ругаются между собой. Например, матч нашей команды против Австралии на чемпионате мира-2010. Австралийцев явно не радовало то, что происходит на поле. После нескольких пропущенных голов их капитан (Лукас Нилл) сказал: «Соберитесь! Это никуда не годится». А номер 17 (нападающий Никита Рукавица) ему ответил: «Да отвали ты, тупица».
– Какие языки читать с губ тяжелее всего?
– Немецкий – один из самых сложных в этом плане. У нас очень много слов, которые по артикуляции выглядят одинаково. Смысл у них может быть абсолютно разный. Например, mutter (мать) и butter (масло). По движению губ они будут выглядеть почти одинаково. Но мне тут проще, потому что немецкий – родной язык для меня. Английский читать с губ проще. А вот французский я ненавижу. Он весь состоит из носовых звуков. И тут мне пришлось сдаться.
– Какова вероятность того, что вы неверно истолкуете то, что видите на поле?
– Вероятность ошибки есть, конечно. Но я никогда не напишу того, в чем не уверена. Если я сомневаюсь, то не пишу ничего. Пока не было никаких жалоб по этому поводу.
– Три-четыре фразы, которые футболисты регулярно произносят на поле.
– Тут нет ничего особенного. В основном это просто отрывистые реплики. Что-то вроде «давай!», «серьезно?», «супер!» и «это не моя ошибка».
– Фраза футболиста, которая вас впечатлила больше всего.
– Мне запомнился Бастиан Швайнштайгер, который перед матчем за третье место на ЧМ-2010 собрал игроков в круг и сказал: «Из ничего ничто не происходит» (тезис древнегреческого философа Парменида – прим. Matchtv.ru).
– Приходилось ли вам когда-нибудь использовать свои навыки в другой работе?
– Да, у меня просила помощи полиция. Но тут я не могу раскрывать подробности. Еще ко мне часто обращаются родственники тяжело больных людей. Например, когда человек настолько слаб, что не может не только говорить, но и писать. Я стараюсь уловить по движению губ то, что он хочет сказать. Конечно, нелегко видеть тяжело больных людей, но меня радует, что я помогаю им общаться с родственниками или медицинскими работниками.
Фото: Getty Images, globallookpress.com