Леонардо Бонуччи отыграл полуфинал Кубка Италии с капитанской повязкой, посвященной Пьермарио Морозини – игроку «Ливорно», умершему на футбольном поле.
«Трагедия в Пескаре: все игры чемпионата отменены», «Смерть на футбольном поле», «Мы потеряли сына», – 14 апреля Италия погрузилась в траур, а утренние газеты вышли с самыми страшными заголовками в 2012 году.
Шла 31-я минута матча «Пескара» – «Ливорно», когда Пьермарио Морозини резко повело в сторону и он оказался на земле. Морозини изо всех сил пытался устоять на ногах и побежать дальше, но падал снова и снова. После третьей попытки Пьермарио завалился на спину и больше не подавал признаков жизни.
– Он перенес три сердечных приступа подряд, – в ужасе вспоминал президент «Пескары» Даниэле Себастьяни. – Сам игрок этого не понимал, вот и пытался встать, пока его партнеры кричали на арбитра, требуя остановки матча.
Вообще-то судья в том эпизоде среагировал быстро – в отличие от докторов и полицейских. Одни неправильно припарковали машину, перегородив выезд со стадиона (пришлось выбивать стекло, чтобы дать проехать «скорой»), другие не использовали дефибриллятор и были обвинены в смерти футболиста (под следствие попали медики обеих команд и бригада скорой помощи).
– При остановке сердца необходимо оперативно сделать искусственный массаж сердца и только после этого применять дефибриллятор. В нашем случае он не мог быть использован, так как прибор автоматически срабатывает при наличии этих импульсов, а их не было, – объяснялся глава медицинской службы «Пескары» Эрнесто Сабатини. – В какой-то момент нам удалось вернуть Морозини к жизни, но в машине снова произошел коллапс. Уже в госпитале врачи установили кардиостимулятор, чтобы вернуть сердце к работе. В течение полутора часов мы пытались спасти жизнь парня, прибегая к всевозможным методам, но ничего не смогли сделать.
Причину смерти не назвали даже после вскрытия. Лишь судебно-медицинская экспертиза выявила аритмогенную кардиомиопатию – наследственную болезнь сердца. Несмотря на то, что Морозини было только 25 лет, в его жизни хватало потрясений.
– Он потерял родителей, когда был ребенком, а два года назад ушла из жизни 85-летняя тетя. Его брат и сестра страдают от физических недостатков, а младший брат покончил жизнь самоубийством, выпрыгнув из окна. Пьермарио прожил самую несчастливую жизнь, но у него всегда было золотое сердце – где бы он ни играл, о нем всегда говорили только хорошее, – вспоминал Мино Фавини, тренировавший Морозини в «Примавере» «Аталанты».
Морозини вызывался в юношеские сборные Италии, но не считался звездой (хотя выступал в одном возрасте с Марио Балотелли и Клаудио Маркизио, а с Доменико Кришито и вовсе жил в одном номере на базе). Он так и не заиграл в серии А, постоянно путешествуя по клубам второго дивизиона. Но его смерть шокировала всю Италию. Церемония прощания с Пьермарио состоялась в родном Бергамо, где тысячи людей с самого утра несли к церкви цветы и перевязывали прутья заборов клубными шарфами. Проститься с футболистом пришли Андреа Раннокия и Хавьер Саннетти, футболисты «Ливорно», «Аталанты», «Удинезе» и около 10 тысяч жителей города.
Слова поддержки сыпались со всех частей планеты. Доменико Кришито вспоминал, как вместе с Морозини делил комнату в расположении юношеской сборной, и посвятил ему победу в чемпионате России. Бывший вратарь «Ювентуса» Эмануэле Беларди признался, что не понимает, как жить после такого удара, и рассказал, что буквально окаменел, когда после игры вернулся в раздевалку и узнал, что потерял друга.
Леонардо Бонуччи был шокирован не меньше. Спустя несколько месяцев защитник «Ювентуса» стал участником благотворительной акции Cuorebatticuore (с итальянского – «Бейся, сердце»). Проект был назван в честь Пьермарио Морозини и предусматривал не только сбор денежных средств на приобретение дефибрилляторов, но и включал курс обучения для преподавателей школ и студентов, как пользоваться прибором.
В сентябре 2012-го Бонуччи заложил на аукцион футболку и на вырученные 2500 евро приобрел два дефибриллятора, которые подарил Лицею Джоберти в Турине.
– Я воодушевлен этим проектом и постараюсь сделать все возможное, чтобы и дальше привлекать внимание молодежи к этой проблеме, – объяснил Леонардо. – Я хорошо знал Морозини еще со времен юношеских сборных Италии, и случившееся стало настоящим кошмаром для всех нас. Сегодня мы пожертвовали дефибриллятор Лицею Джоберти, я надеюсь, что однажды он поможет спасти чью-то жизнь, если это понадобится.
Прошло 4 года, но Бонуччи помнит об этой истории, будто все случилось вчера. На ответный матч полуфинала Кубка Италии он вывел «Ювентус» в качестве капитана (Джанлуиджи Буффон остался в запасе) и к этому дню подготовил специальную капитанскую повязку. Ее алый цвет тут же бросался в глаза на фоне черно-белой футболки, а рисунок не оставлял сомнений в том, ради кого все это было сделано.
Bonucci payed tribute to Morosini, the Livorno player who passed away after going into cardiac arrest during a game pic.twitter.com/BRlE4Ti8fB
— Marco Messina (@Marcocalcio22) 3 марта 2016 г.
– Повязка посвящена Пьермарио Морозини – моему доброму другу, в честь которого мы создали благотворительную организацию, – сказал после игры Бонуччи. – Совсем скоро исполнится четыре года, как его не стало. Чтобы о Пьермарио не забывали, я взял его на поле. В этот вечер он был со мной.
Текст: Леонид Волотко
Фото: Getty Images