«Мне сказали: «Надо платить больше. Найди 10 тысяч долларов». Геннадий Орлов – о Серии А тогда и сейчас

2 февраля 2016 14:12
«Мне сказали: «Надо платить больше. Найди 10 тысяч долларов». Геннадий Орлов – о Серии А тогда и сейчас
«Мне сказали: «Надо платить больше. Найди 10 тысяч долларов». Геннадий Орлов – о Серии А тогда и сейчас

В новом году Геннадий Орлов будет работать не только на играх «Зенита». Зимой его задействуют на матчах Серии А, а первый репортаж («Рома» – «Милан») состоится уже завтра. В 90-е Геннадий Сергеевич был первым, кто комментировал итальянский футбол на российском телевидении. В интервью Matchtv.ru Орлов рассказал, как договаривались о трансляциях с Сильвио Берлускони, как тянули сотни километров кабеля в Кемерово и как он жаловался Фабио Капелло на Роберто Баджо.


Почему Орлов снова взялся за Серию А

– Встал вопрос: что делать зимой? Я уже вел Серию А в 90-х годах. Потом на Плюсе. Но раньше был занят, связан с «Зенитом». Сами понимаете, разъезды и прочее. Сейчас я возвращаюсь. Хочется быть в форме в зимний период. Тем более не исключено, что Спаллетти возглавит «Рому».

Как будут готовиться? С Нобелем поговорю, с Сашей Шмурновым, с Жорей Черданцевым. Но у меня есть и свой парень: Саша Кузьмин, с которым я долго сотрудничаю. Он хороший редактор. Но, конечно, советуюсь со многими, информацию набираю отовсюду. Не надо быть святее римского папы, как говорится, и полагаться только на себя. Но и сам копаешься, ищешь. Что такое комментатор? Он все время, когда не спит – готовится к репортажу, собирает любую информацию. Например, о «Роме». Может, Спаллетти туда придет. Об этом сейчас говорят. Конечно, позвоню Георгию Кудинову. Это наш журналист, проживающий в Италии.

Кто такие реджиста, треквартиста и фантазиста

– Это те, кто придумывают игру. Чем был велик Роберто Баджо: отдавая пас, он предвидит, как будет развиваться атака дальше. На два-три шага вперед. Футбол – это шахматы, думать надо, предвидеть, угадывать. Причем не только свое движение, но и соперника. Баджо – образец. Аршавин продолжатель этого в России. Федя Черенков. Цымбаларь, с задатками такого игрока. Добровольский, Роман Широков – тоже. Таких игроков надо ценить необыкновенно.

Но чем слабы Широков и Аршавин: на оборону команды не могут уже так работать, как раньше. В футболе было немало случаев, когда плеймейкера – того же Баджо –высвобождали. Он работал только на атаку, а сзади другие подчищали. В современном футболе такое организовать сложно. Настолько увеличились скорости. Раньше все было откровенно: мы впереди, а вы сзади. Но многое изменилось.

Готов ли Орлов искать «Зениту» футболистов из Серии А

– Нет, но могу обратить внимание. Могу назвать перечень русских игроков, которых надо брать в любую команду: Ерохин, Подберезкин. Зинченко из «Уфы» взял бы, Набиуллина, конечно. Кокорина – но для этого надо с ним провести большой психологический сеанс. И не один. Чтоб понять, хочет он вообще играть в футбол. Это ребята с искрой божьей. Я имею в виду футбольного бога. Есть у них талант, понимаете, какая история.

Еще поразился росту Игоря Смольникова при Виллаш Боаше. Когда он только пришел в «Зенит», то быстро бежал, но останавливался где-то по середине и отдавал пас поперек или назад. Боялся брать игру на себя. Боаш сказал ему: «Ну ты по флангу беги до конца, потеряешь – ничего страшного».

Как Серию А привезли в Россию

– Я был главой спортивной редакции «Пятого канала» и в 1990 году комментировал чемпионат мира из Италии. Там познакомился с Юрой Выборновым, с отцом Константина. Он мне рассказал, как в Италии показывают футбол. Только один матч в туре – вечерний. Остальные в записи продавали на весь мир.

Тогда председателем нашей компании была Бэлла Алексеевна Куркова. Я уговорил ее взять итальянский футбол. Она поехала в Италию, там встречалась с Берлускони. Я-то знал, что он фанат футбола. Она сказала Берлускони: «У меня есть такой сумасшедший, Орлов, который мечтает, чтобы мы показывали итальянский футбол». Тот спросил: «А в чем проблема?» Она отвечает: «Как это сделать, мы не знаем». Берлускони подзывает помощника и говорит: «Давайте 10 трансляций дадим им, а там посмотрим». У Берлускони было тогда три канала, один из них нам помог.


Так организовали 10 первых прямых трансляций. Колосков, будучи президентом РФС, выступал в Москве по телевидению и говорил: «Спасибо Питеру, что показали нам итальянский футбол». 94-95 год, в Москве вообще ничего не показывали. Это сейчас все воспринимается как должное, а тогда нет. В Москве, кстати, смотрели лучше, чем в Петербурге. Если судить по результатам ТВ-замеров, в Москве больше любят футбол. Хотя и у нас в Петербурге рейтинги были хорошие.

Как хотели нажиться на трансляциях

– Однажды пришла компания «Премьер-СВ». О ней можно много и плохо говорить. Контракт шел не через их руки, поэтому они все зарубили и похоронили. Говорят: «Надо платить больше денег!» Типа, найди деньги. Даже сумму назвали: 10 тысяч долларов.

Мне хотели помочь. Савик Шустер – он тогда работал в Москве на радиостанции «Свобода» – сказал: «Пожалуйста, компания «Мерлони» готова оплачивать вам каждый матч. Итальянская колония в России хочет, чтобы показали здесь показывали Серию А». Но договориться так и не получилось. Хотя в Москве было много болельщиков, да и смотрели люди по всей стране.

Например, в Кемерово губернатор Аман Тулеев под воздействием болельщиков провел больше 100 км кабелей для «Пятого канала». Нас-то не везде показывали, а болельщики добились своего. Писали мне, что Тулеев с уважением отнесся к ним и пробил трассу для ТВ. Я получал письма со всей России.

Как подготовиться к репортажу без интернета

– Я читал Gazzetta dello Sport. Еще помогал мой друг – Резо Чохонелидзе, он играл в Питере когда-то. Был источником очень мощным, потому что работал в системе «Интера» с Маццолой, а потом с «Миланом». Он там учился на тренера и делал для «Милана» так называемые закрытые лицензии. Едет на матч, просматривает соперника и пишет заключение. Его отчеты о соперниках – о слабых и сильных сторонах, об игроках, о тактике – нравились руководству. Так пошла в гору его карьера.

Это сегодня есть видеозаписи. А тогда была не такая многокамерная съемка, к тому же личные впечатления тоже важны. Мы брали информация отовсюду понемножку. У меня хороший редактор был – Юра Лукосяк, футбольный историк. Уже лет 30-40 он является членом Международной федерации истории и статистики при ФИФА. Поэтому здорово копал историю каждого клуба. Сегодня это все есть в интернете, а тогда это знал только он. Юра всегда сидел рядом во время трансляции, помогал.

Проблемы редко случались, кстати. Напрямую брали со спутника сигнал. Было два-три форс-мажора, но мы готовились к ним. Ставили заставку, а я наговаривал об увиденном и об игроках. Мы никогда не прерывали трансляцию. Комментатор на то и нужен, чтобы справляться с такими вещами. Еще одну историю я делал в перерывах матчей: показывал ветеранов советского футбола. Был, например, репортаж про Игоря Численко. Он работал уборщиком в Петровском парке, подметал там. К сожалению, через неделю после нашего сюжета Численко умер. Рассказывал о том, как бросили всех наших футболистов.

Как Капелло наказал Баджо

– Комментировал матчи из студии, а в командировки ездил раза три. Чохонелидзе меня свел с Капелло. Я летал к Фабио в Миланелло, брал интервью. Однажды он наказал Баджо, чем меня очень поразил.

Роберто был небожителем для всех болельщиков. С косичкой такой, невысокий, но до того техничный и мягкий. Я спрашиваю Фабио: «Сегодня Баджо опоздал на тренировку. Что будете делать?» Тот отвечает: «Я его, наверное, завтра не поставлю из-за этого в основной состав». В итоге выпустил Роберто только во втором тайме. Фантастика: наказать Баджо! Тренировка в 12:00, а он приехал 11:40. Все должны были за час быть на тренировке. Кстати, почему русским футболистам не понравился Капелло. Он был чересчур строг. Даже звезду Баджо, который нужен был команде, он наказал.

Еще встречался со знаменитым Ариедо Брайда, который долгие годы был спортивным директором «Милана». Сейчас он, кстати, перешел в «Барселону». Это идеальный спортивный директор, который был у Берлускони. Я брал у него интервью, сам его снимал на камеру, но в итоге оказался брак по звуку. Это была трагедия. 20 минут он рассказывал, что такое работа спортивного директора. До сих пор так никто не работает в России, как он работал в 1995 году. Все эти нынешние российские спортивные менеджеры считают, что хорошо умеют делать то, чем они на самом деле плохо занимаются.

Какой была Серия А в 90-е

– Дерби «Ромы» и «Лацио» в то время отличалось файер-шоу. Возьму грех на душу, но те мои трансляции могли здесь воспитать болельщиков, которые стали подражать итальянцам. В Риме всегда творилось что-то необыкновенное. Нынешние фанаты пытаются им подражать. Тогда, кстати, меньше штрафовали. Сейчас штрафы жестокие. Но «мода» пошла оттуда.

Но мы тогда получили итальянский футбол еще и потому, что там были лучшие игроки мира. Помню финал в 1994 году, итальянцы сыграли вничью с бразильцами. И только по пенальти выиграли бразильцы. Барези и Баджо промахнулись. Так бывает. Я сам футболист, знаю. С метра бывало пробивал Баджо выше ворот. Имеет право на этот промах. Вратарь не имеет права ошибаться, а у нападающего будет еще шанс. Про Баджо я всегда говорил в восхитительных степенях. А тогда у него нога поехала. Это связано нервозной атмосферой финала чемпионата мира.

Вы знаете, я бы не советовал неуравновешенным людям пробивать пенальти. Если они не можешь владеть своими чувствами, по настоящему до конца, в любой ситуации – лучше не бить. Пенальти должен исполнять футбольный киллер, хладнокровно и точно в угол. Вот Халк как раз нервный. Все говорят: «Халк, ну чего ты придумываешь, зачем ты бьешь на технику!? У тебя сильный удар, вратарь руки не успеет поднять». Так оно и есть. А он все-таки старается на технику пробивать и тогда вратарь это ловит.

Текст: Иван Карпов, Глеб Чернявский

Фото: globallookpress.com, Getty Images, официальный сайт «Зенита»

Прямая трансляция матча «Рома» «Милан» – 9 января в 22:40 на канале «НТВ Плюс Футбол 1»