«Мама думала, что я сошел с ума, если решил стать тренером»

20 января 2016 14:38
«Мама думала, что я сошел с ума, если решил стать тренером»
«Мама думала, что я сошел с ума, если решил стать тренером»


Если бы в футболе было принято передавать работу по наследству, у «Манчестер Юнайтед» не возникло бы проблем с заменой Алексу Фергюсону. Его сын Даррен – тоже тренер, временами даже успешный. Прямо сейчас он пытается сделать что-то приличное из «Донкастера», играющего в третьей английской лиге.

Чемпион Англии

Когда-то давно Даррен Фергюсон тоже имел отношение к «МЮ»: он выпустился из клубной академии чуть раньше, чем знаменитый Класс-92, и время от времени даже играл за первую команду. Больше всего Даррен переживает, что пролетел мимо финала Кубка кубков 1991 года, зато в сезоне 1992/93 он провел пятнадцать матчей и прикоснулся к первому за 26 лет чемпионству «дьяволов». Сыграть больше помешала травма ахилла и конкуренция со стороны Брайана Робсона и Пола Инса. Травмы первого еще давали Даррену какой-то шанс, но с покупкой Роя Кина дверь перед ним окончательно закрылась.

«Все знают, что за мужик Алекс Фергюсон. Он никогда не был расположен ко мне как к футболисту. Временами отец переходил черту. Это одна из причин того, почему я покинул «Юнайтед». Но главная проблема заключается в том, что я не играл», – рассказывал Даррен в интервью The Sun.

Уйти из «МЮ» Ферги-младший захотел сам, но эту продажу Кэти Фергюсон мужу так и не простила. Манчестерцы заработали на трансфере 250 тысяч фунтов, а Даррен оказался в «Вулверхэмптоне», который в те годы рвался в Премьер-лигу, но упорно пролетал мимо. После этого была авантюра с роттердамской «Спартой» и восемь лет в валлийском «Рексеме», где Фергюсон-младший считается одной из самых больших легенд. В отличие от Иана Раша и других заезжих знаменитостей, он провел за клуб больше 300 матчей и даже кое-что выиграл – Трофей футбольной лиги 2005-го.

Алекс Фергюсон вспоминает, что у сына был отличный удар с левой, и что в четырнадцать лет он мог попасть в «Ноттингем Форест» к Брайану Клафу. Но до уровня первой команды «Юнайтед» Даррен все равно недотягивал.

Реалити-шоу

«Есть ли какие-то преимущества у того, чтобы быть сыном Фергюсона? Если вдуматься, это скорее недостаток», – вздыхает Даррен. В его словах иногда сквозит обида. В начале тренерской карьеры он не скрывал, что обращается к сэру Алексу за бытовыми советами. Но также Даррен консультировался с Эйди Бутройдом, Дэвидом Мойесом и Полом Инсом – молодыми тренерами, имевшими, как ему казалось, прогрессивный взгляд на футбол.

Первое назначение Даррен должен был получить в «Рексеме», но там в его таланты не поверили и выбрали другого человека. Фергюсон страшно обиделся, наговорил кучу неприятных вещей и отправился в «Питерборо», о котором в 2006-м компания Sky Sports сняла реалити-шоу Big Ron Manager. В то время клуб мало соответствовал прозвищу The Posh («роскошные»), поэтому 100 тысяч фунтов оказалось достаточно, чтобы разрешить телевизионщикам снимать внутреннюю жизнь команды.

Так «Питерборо» привлек внимание 30-летнего ирландца Дары Макэнтони, не упустившего возможности стать одним из самых молодых собственников в английском футболе. Макэнтони не скрывал, что он за любую движуху, которая позволяет ему веселиться. Работа с Фергюсоном-младшим была как раз такой движухой. «Моя мама думала, что я сошел с ума, если решил стать тренером», – признавался Даррен. Учитывая, сколько времени Кэти Фергюсон ждала, когда угомонится сэр Алекс, женщину можно понять.

Показывая бодрый, но довольно безбашенный футбол, «Питерборо» поднялся из Лиги 2 (четвертый дивизион) в чемпионшип. Подъем сопровождался серьезными тратами: за вратаря Джо Льюиса, к примеру, заплатили 420 тысяч фунтов – миллионы по меркам четвертой лиги. Фергюсон об этом говорить не любит и обращает внимание на то, скольких игроков он нашел за пределами профессионального футбола. К тому же в чемпионшипе объем инвестиций остался на прежнем уровне, из-за чего Даррен в конце концов и ушел. Результаты его работы к тому моменту впечатляли только фанатов-мазохистов.


Сын сэра

В октябре 2007 года Даррен Фергюсон был арестован по подозрению в избиении бывшей супруги. Тренер отказывался признавать себя виновным, но позже изменил решение и был оштрафован на 1,5 тысячи фунтов (не считая судебных издержек). «Хук с левой, джаб с правой – так Даррен Фергюсон бьет свою жену», – пели фанаты соперников, когда Даррен приезжал в их город.

Поводов думать, что Ферги-старший оказывает сыну покровительство, не было ни в тот момент, ни в какие-либо еще. Но боссы клубов, бравших Даррена на работу, конечно, надеялись, что смогут наладить контакт с «МЮ». «Если папа даст мне Уэйна Руни, мы не увидим от него никаких арендованных игроков в этом сезоне», – предупреждал Фергюсон, подписывая контракт с «Питерборо».

Когда Даррена увольняли из «Престона», сэр Алекс обиделся и отозвал из аренды тройку своих игроков. Вдобавок к ним тренер «Стока» Тони Пьюлис забрал пару своих – и получилось, что «Престон» потерял половину ключевых исполнителей.

В «Престоне» у Фергюсона получилось чуть больше, чем ничего. Его команда могла превратить 1:4 в игре с «Лидсом» в 6:4, а могла пропустить три мяча за шесть минут от «Бернли» и проиграть, ведя 3:1. «Судья сделал для нашего соперника все, что только было возможно», – злился Даррен, когда судья удалил его защитника за затяжку времени. То выступление Ферги-младшего было оценено в три матча дисквалификации.

В целом это был год беспросветного мрака. Даррен не скрывает, что чувствовал себя не в своей тарелке: «Я знал, что сделал ошибку, хотя все равно взялся за работу». 

Снова «Питерборо»

«Когда я в прошлый раз уходил из «Питерборо», все дело было в упрямстве – моем и владельца клуба. Мы оба могли пойти навстречу друг другу, но не сделали этого», – рассказывал Даррен, устраиваясь в уже знакомом кресле. На радостях от возвращения Фергюсона Макэнтони взвинтил цены на абонементы до заоблачного уровня – возможность сидеть в директорской ложе, к примеру, была оценена в 15 тысяч фунтов. А за 12 тысяч любой желающий мог купить «пожизненный» абонемент на 75 лет.

Даррен сделал все от него зависящее, чтобы этот ход не выглядел совсем уж глупым: возглавив команду в январе 2011-го, через пять месяцев он вернул ее в чемпионшип, победив в финале плей-офф. Тот день был для Даррена самым важным карьере – решающий матч игрался на «Олд Траффорд», где «Питерборо» уничтожил «Хаддерсфилд» – 3:0.

Ожидалось, что на игру приедет Алекс Фергюсон, но этого не случилось. «Я не знаю, что бы изменилось от его присутствия, но в любом случае папа остался в стороне», – пожал плечами Даррен. В чемпионшипе «Питерборо» продержался два года, а потом в довольно обидной манере вылетел. Теперь Фергюсон-младший решает более скромные задачи в «Донкастере».

«Аутсайдера лиги трудно научить футболу, в который хотел играть Даррен, – говорит сэр Алекс. – Для меня было мучением видеть, что он сталкивается с теми же проблемами, что и я в молодости: маленький бюджет, агрессивный директор и слабые игроки. Но в то же время я напоминал ему о нашем девизе, который звучит так: «Жизнь слаще от пройденных испытаний».  

Тренер-легенда знает, о чем говорит.


Текст: Ярослав Кулемин

Фото: Getty Images