«Матч ТВ» с помощью главы международного отдела сайта Transfermarkt.de Томаса Линца пытается понять, по каким критериям определять стоимость футболистов, чтобы не переплачивать.
За полгода до того, как «Лестер» нашел Рияда Мареза во французском «Гавре» и заплатил за него 500 тысяч евро, «Ливерпуль» оформил трансфер нападающего Иаго Аспаса. Эти приобретения отличаются друг от друга, как минимум, по двум признакам. Во-первых, за Аспаса заплатили 10,5 миллионов евро (то есть «Ливерпуль» за свои деньги мог купить Мареза 21 раз). Во-вторых, человека по фамилии Аспас, отвечавшего какое-то время за атаку «Ливерпуля», уже все забыли, а Марез прямо сейчас ведет «Лестер» к чемпионству и для продолжения карьеры может выбрать любой топ-клуб.
10,5 миллионов за нападающего, который забил за сезон только один гол (и тот не в чемпионате Англии, а в Кубке) – еще не самый большой трансферный провал. 6 мячей, забитых Рахимом Стерлингом, тоже не особо вяжутся с 62 миллионами евро, которые за него заплатил «Манчестер Сити». Каждое трансферное окно клубы, пытаясь попасть в точку, чаще всего сильно мажут и тратят сотни миллионов на тех, кто никогда не принесет пользы.
В Англии образцовым клубом по ведению трансферных дел и отношению к бюджету считается «Саутгемптон», который за пять прошедших лет потратил на футболистов 233 миллиона евро, а заработал на продажах – 195. В их пятилетнем трансферном балансе значится «минус 38 миллионов евро», и это по английским меркам отлично.
В «Саутгемптоне» любят рассказывать про специально выстроенную клубом платформу Black box, в которой анализируются данные о потенциальных новичках из всех лиг мира. После обработки игровых показателей специалисты оценивают личные качества футболиста, наводят справки о его семье, друзьях, образе жизни и отношению к тренировкам, а уже потом решают, сколько денег выделять на трансфер. При этом даже с таким подходом они, например, могут купить у «Болоньи» за 15 миллионов евро Гастона Рамиреса – в премьер-лиге его хватило на полтора сезона, а сейчас он играет в чемпионшипе.
Основным гидом по трансферному рынку среди профессионалов и болельщиков давно стал немецкий сайт Transfermarkt.de. Это огромная база данных всех профессиональных футболистов мира (с указанием рыночном стоимости каждого), с помощью которой можно отслеживать 99 процентов трансферов.
Рияд Марез – самый выгодный футболист в мире по соотношению «цена – качество»
– Большинство футбольных тренеров пользуются нашей системой при проведении первоначальной оценки игроков, – рассказывает «Матч ТВ» глава международного отдела Transfermarkt Томас Линц. – Примерно та же история и с агентами.
При этом важно понимать, что рыночная стоимость футболистов, указанная нами, не должна рассматриваться как прогнозируемая цена будущего трансфера игрока. Хотя в некоторых случаях она или близка к реально выплаченной сумме, или в точности ей соответствует. В нашей системе трансферная стоимость есть даже у свободных агентов, которых любой клуб может приобрести бесплатно. Таким образом мы стараемся показать общую ценность игрока как футбольного актива.
– Есть ли какие-то алгоритмы, формулы, которые помогают вам просчитывать цифры?
– Нет, когда речь идет об оценочной стоимости, никаких формул нет. Наши скауты, эксперты и просто пользователи для анализа используют специальные дискуссионные платформы. Там они непрерывно обмениваются аргументами, сравнивают полученную информацию. Как только они приходят к компромиссу, то вводят стоимость футболистов в систему. Эти данные потом перепроверяются у нас в Гамбурге, после чего публикуются.
– На вашем сайте можно в три-четыре клика узнать, что, например, нападающий оренбургского «Газовика» Антон Кобялко прямо сейчас стоит 250 тысяч евро. Как вы это делаете? Учитывая, что вторую лигу мало кто смотрит даже в России, эти данные вызывают сомнения.
– Российская вторая лига мониторится нашими добровольными скаутами, как и все остальные лиги. Эти парни действительно изо дня в день следят за своими турнирами. То есть несколько скаутов Transfermarkt работают над рыночной стоимостью игроков и второго российского дивизиона. Разумеется, что данные по игрокам ФНЛ обсуждают меньше, чем данные футболистов немецкой бундеслиги и английской премьер-лиги. Но, сопоставляя и обновляя информацию, можно определить и их стоимость. Правда, вполне вероятно, что тут могут быть кое-какие неточности в оценках.
– Сколько добровольных скаутов помогают вам составлять эту базу?
– В настоящий момент у нас примерно 250 скаутов, но не только они могут влиять на конечные данные. Каждый зарегистрированный на нашем сайте пользователь может предлагать корректировать информацию и помогать нам в создании базы данных.
– Вполне логично, что агенты футболистов должны делать все, чтобы вынудить вас повысить стоимость их клиентов. Что вы им отвечаете?
– У нас есть не только база данных футболистов, но и база данных агентов. Мы, конечно, контактируем со многими из них. Но, кстати, они совсем неохотно говорят про рыночную стоимость игроков. Вопросы к нам чаще возникают у агентов игроков из вторых и третьих лиг. То есть у тех, чьи клиенты не топ-звезды. В таком случае мы объясняем им нашу систему, принимаем во внимание их пожелания и передаем все нашим экспертам. Кстати, чаще всего агенты говорят интересные вещи, потому что они напрямую вовлечены в трансферный рынок.
– Какую позицию оценить сложнее всего?
– Это вратари и защитники. Они не так часто продаются, редко попадают в фокус медиа. Поэтому их тяжелее сравнивать и следить за ними.
– Как быстро вы реагируете на успех игрока в отдельно взятом матча? Суарес на прошлой неделе оформил дубль в матче с «Атлетико». Насколько он подорожал за этот вечер?
– Мы придерживаемся схемы – 2-4 обновления цен в год. Если бы мы реагировали на каждый матч, то учитывалась бы только статистика игрока, его успехи на поле. На самом же деле рыночная стоимость игрока на Transfemarkt – это гораздо больше, чем просто статистика и игровые данные. Мы так же берем во внимание возраст, позицию, уровень клуба, уровень лиги, уровень национальной сборной, стоимость предыдущих трансферов игрока, возможные будущие трансферы, маркетинговые факторы (престиж футболиста, например) и его перспективы. Нам очень важно непрерывно сравнивать игроков, клубы и лиги, чтобы быть точными.
– Как вы реагируете на успехи сборных? Например, Россия под руководством Хиддинка отлично провела Евро-2008. Трехнедельное удачное выступление способно взвинтить цены на игроков?
– Мы не рассматриваем общую рыночную стоимость команды, мы оцениваем каждого игрока индивидуально, это более правильный подход. Если один игрок успешно проводит чемпионат Европы или чемпионат мира, то, конечно, это влияет на его стоимость. Вспомните Хамеса Родригеса (во время чемпионата мира в Бразилии подорожал с 35 миллионов евро до 60-ти) и Маркоса Рохо (подорожал с 5 миллионов евро до 16), которые были в центре внимание на прошедшем чемпионате мира. Так что у ваших игроков есть хороший шанс прибавить в ценности за время Евро-2016.
Фото: Getty Images, globallookpress.com