«Игрока с дредами не хотели выпускать на поле». Российский судья в Саудовской Аравии

13 апреля 2016 17:20
«Игрока с дредами не хотели выпускать на поле». Российский судья в Саудовской Аравии
«Игрока с дредами не хотели выпускать на поле». Российский судья в Саудовской Аравии

Алексей Еськов стал вторым российским судьей после Сергея Карасева, отработавшим матч в Саудовской Аравии. В прошедшем туре он судил игру «Аль-Фейсали» и «Аль-Ахли» (Джидда) и стал свидетелем победы лидирующих в чемпионате гостей – 2:1. В интервью «Матч ТВ» Еськов рассказал о дресс-коде местных игроков, их акробатических способностях и судейском челлендже на Универсиаде. 


– В Аравию ездил по приглашению Ховарда Уэбба – он отвечает там за судейство. У них 5 иностранных судей в сезоне имеют право обслуживать матчи. Лично мы не встречались, но Уэбб прислал письмо. 

Предварительно наша работа понравилась. Когда провожали, сказали, что еще пригласят российских арбитров. Речь шла о Суперкубке, но это пока на уровне разговоров.

– С Сергеем Карасевым, который уже судил в Аравии, перед поездкой советовались? 

– Конечно. Саудовская Аравия – религиозная страна, поэтому Сергей рекомендовал вести себя как можно более сдержанно. Но для нас это не новость – часто судим на Северном Кавказе. 

«Клоун – это нормально». Футбольный судья Сергей Карасев отвечает на критику

– Как добирались? 

– Прямых рейсов из Москвы нет, так что добирались с пересадкой в Дубае. Виз у нас не было, только письмо от королевской федерации футбола. Когда садились на борт, предоставили это письмо, и никаких проблем не возникло. Видимо, все решалось на уровне правительства. В Эр-Рияд прилетели в 2 часа ночи. Сопровождающий забрал наши паспорта и прямо в аэропорту сделал двухнедельные визы. 

На улицах ничего необычного. Девушки в паранджах, мужчины в белых одеждах и традиционных головных уборах. Жарко, но там практически нет гор, все хорошо продувается. Так что дышалось без проблем, пусть и +33 на термометре.

– Стадион у «Аль-Фейсали» приличный? 

– Стадион уютный, небольшой. С хорошим полем и одной трибуной. Только он в 200 километрах к северу от столицы. На арену мы приехали чуть пораньше, за 2,5 часа до игры. 

– Карасев рассказывал, что в его случае стадион был современный, но в туалете вместо унитаза – дыра. 

– Нет, в нашей судейской все было нормально. 

– Недавно в Саудовской Аравии остановили матч и подстригли вратаря из-за «антиисламской» прически. В вашей игре подобное не происходило? 

– К сожалению, не сфотографировал одну вещь. Мы, когда зашли в судейскую, увидели нечто похожее на инструкцию УЕФА. Там обычно фотографии украшений и тейпов: что можно, чего нельзя. А тут, как в парикмахерском салоне, изображения типажей различных причесок. Видимо, у них есть какие-то стандарты. 

Ножниц и бритв не видел. Зато у хозяев был темнокожий игрок с прической типа полудреды – длинные волосы, прихваченные резинкой в хвостик. По мимике я понял, что официальные лица обсуждали, можно ему выйти на поле или надо что-то сделать. Но его не обрили, разрешили играть в резинке. 

* * * 

– Лидер чемпионата встречался с середняком. По уровню матч был похож на российский? 

– Мы с коллегами задавались этим вопросом, но так и не определились, какому уровню соответствовали команды: второй десятке чемпионата России или лидерам ФНЛ. Абсолютно другой стиль. Они играют в более открытый, бескомпромиссный футбол. Счет может быть 2:1, и тут же стать 3:2 в другую сторону. Много острых контратак. «Аль-Ахли» – типичная южная команда, играющая, техничная. Можно с «Тереком» сравнить. Или с той Махачкалой, где было много своих воспитанников. 

– За что вы назначили пенальти? 

– С пенальти интересный момент. Игрок «Аль-Фейсали» делал подкат и по неосторожности коснулся мяча рукой, а потом перекатился и загреб его под себя. Такие решения принимаются на автомате, за долю секунды. Посмотрел в гостинице запись – там очень хорошее качество съемки, показывают с разных ракурсов. Никаких вопросов по пенальти не было. 

Я такого эпизода не припомню в своей практике. Обычно чуть попроще моменты, а тут сложный акробатический этюд. Просто в плане футбола саудиты отличаются от нас: они очень быстрые, подвижные и достаточно акробатичные ребята. Из-за этого много несвойственных для России эпизодов. 

По темпераменту местные тоже отличаются, все-таки южная страна. На скамейке сидели несколько арабов в белых одеждах. Может это начальники команды или кто-то из администраторов. Когда я свистел, они очень эмоционально реагировали, обсуждали между собой, махали руками. Но обошлось без претензий. 

– На каком языке общались с игроками? 

– Там практически все общаются на английском. После игры поблагодарили за работу. Обид или недовольства ни у кого не осталось. 

– А русским матом во время игры не ругались? 

– Нет, матюков не слышал. Но тренер у хозяев – румын. Уже после игры он сказал несколько слов на русском. Вышел к нам, посмеялись. Ответил ему, что мы прекрасно знаем Дана Петреску. Он улыбнулся. 

– На матче было 915 болельщиков. Играли как при пустых трибунах? 

– По моим ощущениям, было немного больше. Запомнились болельщики гостей: одеты в современную одежду, с барабанами, песни пели. Их было больше, чем хозяев. Тех человек 100–200 пришло.

* * * 

– Кроме Саудовской Аравии, вы работали на двух Универсиадах – в Корее в прошлом году и в Китае в 2011-м, причем в Корее судили футбольный финал. 

– Про Корею расскажу историю. Судьи всех видов спорта жили там в одном блоке и играли друг с другом в баскетбол. У нас заводилой был итальянец, парень с Украины и я. Очень дружно общались, несмотря на сложности между странами.

Однажды организовали матч футбольных и баскетбольных судей. Удивительно, но мы выиграли. Их это задело – как так футбольные судьи обыграли баскетбольных. Вызвали на матч-реванш, пригласили в состав бывших баскетболистов из Чили, Сербии и Швеции. Нам было сложно, проиграли 14:20. Но держались достойно. 

– Где еще хотели бы посудить? 

– В принципе, без разницы – куда пригласят, любой опыт интересен. Я переписываюсь с одним уругвайским судьей, он приглашал в Монтевидео. Но поработать там будет сложно, наверное, это несбыточная мечта. В Уругвае очень ревностно к этому относятся, своим доверяют. Но в целом поработать за океаном было бы круто. 

Текст: Иван Карпов

Фото: РИА Новости/Игорь Руссак, личный архив Алексея Еськова