Репортаж «Матч ТВ» из Сокольников, где болельщики «Спартака-2» признавались в любви тренеру соперников.
Маленький пресс-центр академии «Спартака» был забит журналистами. На матч поступило больше 50 заявок от прессы, и это чуть ли не рекорд для ФНЛ. Но даже аншлаг не вдохновил расстроенного Карпина. По скучной игре армавирского «Торпедо» был только один вопрос: «Ну и?»
– Обидно, что проиграли, – сказал Карпин. – Тем более сейчас, когда очки нужны как воздух. Что сказать по матчу? В обороне играли компактно, в атаке получалось мало. Претензий к ребятам нет.
Претензии к игрокам были у Владимира Бесчастных. Где-то за дверью пресс-центра его остановили и спросили, помнит ли он какой-то свой гол в ворота «Уралмаша».
– Нет, какой там! – возмутился Бесчастных. – Это вы наших нападающих спрашивайте, они все свои голы помнят. Потому что у некоторых их два за сезон.
На пресс-конференции Карпина тем временем интересовались, какие эмоции у него вызывает «Спартак». Тренер сказал, что совершенно никаких. За такой ответ Карпину отомстили неприятным вопросом про то, что «Торпедо» теперь будет совсем сложно сохранить место в ФНЛ. От такой резкости напрягся не только Валерий Георгиевич, но и Джеймс Дин на его серой футболке.
– Когда вылетим, тогда будем разговаривать. Если вообще вылетим, – раздраженно сказал Карпин и ушел обдумывать план по спасению.
***
Карпин руководил игроками так, как будто играл в FIFA. Он взмахивал руками, крутился на месте и кричал «Ближе!». Будь у каждого игрока персональный джойстик, тренер бы нажимал на все кнопки.
Со спартаковских времен мало что изменилось. Даже дырки на джинсах, кажется, остались те же самые. И пальто. И забивать «Торпедо» должно было Сергею Песьякову – лучшему, по мнению Карпина, вратарю по игре ногами. Кирилл Комбаров все так же навешивал за пределы стадиона. И максимально безопасно исполнял штрафные:
– Вась, ну куда ты, ... [блин]? – возмутился Карпин после очередного игрового эпизода. Хотя ни одного Василия на поле не было.
– Ты скажи ему, что он один, – дал совет со скамейки Бесчастных. Поле академии Бесчастных хорошо знакомо: в прошлом году он работал с молодежной командой «Спартака». Карпин открывал комплекс в качестве гендиректора.
Возможно, поэтому он поберег газон и в начале второго тайма отправился на скамейку в обход поля. С трибуны Карпину протянули на подпись спартаковскую футболку.
– Потом! – отрезал тренер.
По ходу матча самые активные фанаты требовали владельца «Спартака» покинуть клуб. Карпин лозунг не поддержал, хотя, судя по его высказываниям после ухода из «Спартака», отношение тренера к Леониду Федуну можно охарактеризовать словами «все сложно».
– Жестче, жестче! – подсказывал Валерий Георгиевич своим игрокам.
– Не слышали, что ли? Жестче играйте! – по старой памяти помогали Карпину на трибунах. Там у него было много персональных поклонников. Одна девушка приготовила торпедовский шарф, привезенный из Армавира. На обратной стороне – конечно же, надпись «Валера, верим».
Делая замену, Карпин активно водил в воздухе руками. Казалось, преподавателю матанализа нужно меньше телодвижений, чтобы доказать теорему. В какой-то момент стало тревожно за игрока «Торпедо» Артема Щадина: его фамилию Карпин произнес с нескрываемым раздражением, дополнив не самым дружелюбным жестом.
«Спартак» давил и на 74-й минуте наконец добился своего – 1:0. Карпин был вне себя от злости. Тренер «Торпедо» продолжал нервничать каждый раз, когда команда сбивалась на забросы, а это происходило чуть реже, чем всегда. Заставить Песьякова играть руками «Торпедо» так и не удалось.
***
На выходе из пресс-центра Карпина ждала толпа фанатов. В этот раз обошлось без «Валера, иди сюда!», но бывший тренер «Спартака» и сам понял, что спокойно пройти ему не удастся. И что путь до автобуса растянется минут на десять.
Карпина передавали другу другу для селфи, говорили «спасибо», звали обратно в «Спартак» и знакомили со своим творчеством.
– Это стихотворение я посвятила вам. Написала его еще в 2014-м, – сказала девушка и протянула Карпину свернутый лист. Тот удивленно кивнул и положил листок в сумку.
Даже работая в Армавире, Карпин остается единственным человеком, в которого продолжают верить болельщики «Спартака».
Текст: Ярослав Кулемин, Глеб Чернявский
Фото: Глеб Чернявский