«Ее на руки берут, а она не понимает, как туда правильно забраться». Истории трех лучших российских пар

1 апреля 2016 17:28
«Ее на руки берут, а она не понимает, как туда правильно забраться». Истории трех лучших российских пар
«Ее на руки берут, а она не понимает, как туда правильно забраться». Истории трех лучших российских пар

Три дуэта, которые представляют Россию на чемпионате мира в парном катании, тренируются в одной группе, но совершенно не похожи друг на друга. Matchtv.ru объясняет, почему они такие разные. Увидеть короткие программы российских пар можно в прямом эфире на «Матч ТВ» – сегодня, в 21.50.


Татьяна Волосожар и Максим Траньков

Катаются вместе 6 лет

В группе Нины Мозер 6 лет 

Двукратные олимпийские чемпионы Сочи-2014, чемпионы мира-2013 

Рассказывают хореограф Алла Капранова и тренер пары Станислав Морозов.

Про то, какими пришли в группу

Капранова: «Таня сначала стеснялась очень. Это сейчас она – потрясающая партнерша: и по линиям правильно катается, и в образ вживается. Никогда не забуду, как мы поехали на первые соревнования в Саранск. Татьяна Анатольевна Тарасова смотрела-смотрела на Таню, а потом подошла и спрашивает: «Как вы из деревни такую фею сделали»? Почему деревня-то? Просто зажатая была».

Морозов: «Таня и Максим очень быстро скатались. Больше всего в первый год занимались подкрутом. Я Таню не так кидал, как Макс свою предыдущую партнершу. Целый летний сбор на подкрут ушел. Сначала в зале тренировали, потом на песке, а потом уже и на лед переносили». 

Про стиль катания

Капранова: «У Тани и Максима практически эталонное парное катание. Что значит кататься в паре? Это значит владеть коньком, как танцоры, прыгать, как одиночники, и еще за техникой успевать следить, чтобы все парные элементы были чисто исполнены. Они все это могут. Их сила в дуэте, в переходах, в образе. Но и подкрутки с выбросами они тоже лучше всех делают».   

Про техническую сложность

Капранова: «При постановке программы главное помнить один закон: элементы раскладываются так, как удобно спортсменам. Сегодня в погоне за сложностью на удобство иногда закрывают глаза. И в итоге все выглядит очень печально. У Танюши и Макса в начале программы выброс и два прыжка были разнесены в разные части. Месяца три, наверное, падали и падали. Никто не мог понять, почему. А им просто неудобно было. Переставили – и все получилось.

Мне вообще кажется, что сложность не главное. Немножко неправильно сейчас в парном катании акценты расставлены. Взять тех же канадцев (Меган Дюамель и Эрик Рэдфорд – Matchtv.ru). Почему не оценивают качество исполнения элементов? Она двойной тулуп прыгает, как аксель – с зубца, как маленькие дети, когда только учатся. Нельзя такое засчитывать. Может, в их программах элементы и сложнее, но выполнены технически безграмотно. Наши пары такого себе не позволяют».  

Про способности

Капранова: «Максим – очень талантливый, а Таня – старательная. Максу можно один раз показать, а Тане – десять раз повторить. Зато у Тани есть «плюс старт». Она на соревнованиях всегда делает больше, чем на тренировках, независимо от того, в какие условия поставлена. А у Максима этого нет. Ему нужно, чтобы на соревнованиях все точно было, как на тренировке».

Про характеры

Капранова: «Макс, конечно, лидер. Он всем и всеми вокруг руководит. Года два назад так вывел из себя, что даже орала на него матом. Невыносимый. Но потом подошел и сказал, что понимает, что мы за него переживаем – и я сразу все обиды забыла. Если бы у него не было такого характера, не было бы и олимпийского чемпиона». 

Ксения Столбова и Федор Климов

 

Катаются вместе 7 лет

В группе Нины Мозер 3 года 

Олимпийские чемпионы Сочи-2014 (в командных соревнованиях), серебряные призеры Олимпийских игр-2014 в личных соревнованиях, серебряные призеры чемпионата мира-2014

Рассказывают тренер пары Владислав Жовнирский и хореограф Алла Капранова.

Про то, какими пришли в группу

Жовнирский: «Мы пересекались с ребятами еще до того, как они перешли в нашу группу. Прыжки, выбросы, владение коньком у них всегда были на высоком уровне. Скорость катания опять же мощная. Они пришли уже состоявшимися спортсменами. Их не нужно было ничему учить в техническом плане точно. Все – на уровне корректировок. Единственное, что смущало, – дорожки и переходы. Но это не проблема ребят. Просто в какой-то момент в программах спортивных пар сделали слишком сильный акцент на прыжковых элементах и их сложности. Ни шагам, ни дорожкам внимания не уделяли. Мы в группе сразу решили, что такой подход к парному катанию принимать не будем. Элементы должны встраиваться в композицию. Парное катание должно оставаться парным. Это значит, что надо кататься близко, держась за руки, потому наш хореограф Алла Викторовна Капранова сразу же поставила ребят в более тесные танцорские позиции».

Про доверие

Жовнирский: «По моим ощущениям, прошел примерно год, прежде чем Ксения и Федор начали мне доверять. Но это нормально. Когда взрослые спортсмены приходят к новому тренеру, они не знают, как его слова и замечания будут работать, как скажутся на их форме и результатах. В такой ситуации тренеру самое главное –  не испортить то, что хорошо получалось до его появления. Только так можно завоевать авторитет».

Про стиль катания

Капранова: «У Ксении с Федором игровое катание, на бешеной скорости, с азартом. Они чувствуют друг друга, заигрывают, каждый жест, каждый элемент актерски отыгрывают. Их каскад «три-три-два» –  уникальный. Cальхов тройной прыгают. Прекрасно прыгают. В прошлом сезоне мы с ними очень плотно хореографией занимались: расставляли акценты, искали правильное положение для рук, для ног. Только так можно оживить программы».  

Про техническую сложность

Жовнирский: «Фигурное катание быстро меняется. Новые правила заставляют лучше кататься. Наконец, начали больше внимания уделять шагам, связкам и переходам. Но их нужно как-то сочетать с четверными выбросами и подкрутами. Чтобы сделать эффектный, хороший выброс, с большим пролетом, нужно хорошо разогнаться. Когда в программе много сложных шагов, разогнаться тяжело. Получается, нужно постоянно искать компромисс между шагами и скоростью. Нужно постоянно выбирать: либо кататься примитивно, но с амплитудными элементами, либо увязнуть в сложных шагах, но выполнять более простые элементы. В этом главная сложность. Мы так не хотим. Не хотим делать элемент ради элемента. Ксения и Федор хотят исполнять все элементы в своем стиле, на хорошей скорости, чисто и качественно».  

Про характеры

Жовнирский: «Ксения и Федор – абсолютно разные. Федор у нас дипломат, очень рассудительный. Ксения – отважная, делает все наотмашь.

Для спортивной пары это хорошо. Они уравновешивают друг друга. Конечно, иногда ругаются. Но это все на эмоциях и быстро проходит. Они понимают, что лишние нервы могут помешать работе, и стараются не доводить до этого. Нина Михайловна очень помогает: поговорит с одним, с другим –  и все успокаиваются. Я тоже стараюсь разрядить обстановку. В такие моменты лучше поговорить на отвлеченные, даже бытовые темы. С Федором можно о футболе поговорить. Он даже на сборах в Америке будильник ставил, чтобы матчи чемпионата России и Лиги чемпионов не пропускать. Ксения любит балет, театр. С ней очень интересно общаться – на все есть свое мнение. Очень независима».

Капранова: «Удивительно способная Ксения. И очень трудолюбивая. А Федя –  умный, актерски одаренный. Предлагала им катать «Анну Каренину» и сразу три образа для Феденьки придумала. Он и Каренин, и Вронский, и тот чертик, который ей кажется. Со всеми бы справился. Жалко, что не сделали такую программу. Она бы им подошла». 

Про лидера в паре

Жовнирский: «Слово «лидер» можно понимать по-разному. Не могу выделить кого-то из пары. В определенных ситуациях и Ксения, и Федор могут взять ответственность на себя. Если человек чуть менее темпераментный, это не значит, что он – ведомый, он просто более спокойный. Когда кто-то из нашей команды нервничает, Федя всем своим видом дает понять, что все в порядке. В его случае лидерские качества проявляются именно так. А вот идейный вдохновитель у нас однозначно Ксения. Она постоянно в поиске новых образов, постоянно с Ниной Михайловной что-то обсуждают».   

Евгения Тарасова и Владимир Морозов

 

Катаются вместе 4 года

В группе Нины Мозер 4 года

Двукратные бронзовые призеры чемпионатов Европы.

Рассказывают хореограф Алла Капранова и тренер пары Андрей Хекало.

Про то, какими пришли в группу

Капранова: «Женя мне как родная. Она когда к нам из Казани приехала, совсем ребенком была. Только вышла на лед – я ее и подхватила. Подумала: вот из этой девочки точно смогу что-то сделать, по крайней мере, научу ее правильно кататься, по линиям. В пару с Вовой Морозовым тоже я их поставила. Их вместе никто не видел. Сначала сложно было, да. Женя же из одиночниц. Не могла ничего, ее на руки берут, а она не понимает, как туда правильно забраться и сесть так, чтобы и самой было удобно, и партнеру не мешать».

Хекало: «Вова, когда пришел, совсем не прыгал. Всему уже в паре учился. Оставались с ним после каждой тренировки, и я его учил. Каждый день – по пять-десять минут. Он – способный парень. Сейчас все прыгает».

Про стиль катания

Капранова: «Они молодые совсем. Всему только учатся. Вова пока неотесанный рыжий парень. Но он очень правильно заряжен эмоционально, когда не напряжен. Женя, наоборот, настолько спокойна, что иногда выглядит бесцветной. Я ее учу: подходи к зеркалу и проговаривай все, говори «а», «о», «у», выражай эмоции, улыбайся. Она будет все это делать, но это не сразу приходит».

Про техническую сложность

Хекало: «Кроме четверных выбросов и подкруток, сейчас все пытаются усложнить еще и каскад – прыгнуть не «три-два», а «три-три». Прыжки сложные разучивают. Хорошо, что больше трех оборотов в парах не прыгают. Самый дорогой – тройной лутц. Его пока только канадцы и итальянцы исполняют».

Про способности

Капранова: «Женя быстро схватывает. Они вместе – всего ничего, а уже успели собрать кучу медалей по юниорам. И в свой первый взрослый сезон на чемпионате Европы в призы попали. Найдут свой стиль – и совсем хорошо станет. Мне очень нравилась их короткая программа в сезоне-2013/2014, где Женя изображает душевнобольную. Да, она еще не может выразить всю глубину сумасшествия, но что-то уже просматривается. Мне кажется, им надо больше трагических программ ставить, чтобы она быстрее выбралась из бесцветного образа».

Про характеры

Капранова: «Они много общаются. На тренировках, конечно, сложнее – бывает, ругаются. У Вовы что-то не получается, а он на Женю валит. Но это все по молодости – пройдет».  

Смотрите чемпионат мира по фигурному катанию на «Матч ТВ»: 

1 апреля, пятница

21:50 – Пары. Короткая программа.

2 апреля, суббота  

01:45 – Мужчины. Произвольная программа.

00:00 – Пары. Произвольная программа.

3 апреля, воскресенье

02:00 – Женщины. Произвольная программа.    

Текст: Марина Крылова, Наталия Калинина

Фото: globallookpress.com, РИА Новости/Павел Лисицын, Андрей Голованов и Сергей Киврин