Лучший боец ММА Джон Джонс вернулся после 15 месяцев без боев. «Матч ТВ» вспоминает рассказ о нем и объясняет, почему он выиграл у Овинса Сент-Прю, но проиграл Ронде Раузи и Конору МакГрегору.
Если вы открыли этот текст, узнав только Майка Тайсона на главной странице, надо рассказать про Джона Джонса в нескольких предложениях. Джонс занимался борьбой и американским футболом, изучал уголовное правило и встречался с обаятельной блондинкой по имени Джесси Мосес, с которой познакомился еще в школе. Когда в 2007-м Джесси сказала Джону, что родит ребенка, тот не стал ждать аппетитных предложений от НФЛ и пошел драться. Он был неплох в вольной борьбе, атлетичен (193 см и очень длинные конечности) и молод. Первый бой Джонс провел в 21 год. До рождения дочери он успел что-то заработать, выиграв четыре поединка.
Его позвали в UFC (высшая лига в ММА) меньше чем через полгода после дебюта, но даже это еще ничего не означало. Выиграв в организации шесть боев, в феврале 2011-го прямо после победы над Райаном Бэйдером Джонс услышал от ведущего шоу: «Рашад Эванс травмирован и не выйдет на титульный бой с Маурисио Руа. Ты готов заменить его?».
Если в 23 года тебе предлагают за полтора месяца приготовиться к бою с одним из самых жестких бойцов в твоем весе, говоря «да», ты, скорее всего, соглашаешься с тем, что тебя сильно изобьют. 19 марта 2011-го Джонс сам избил более опытного Руа и стало понятно, что в ММА пришел вопиюще хороший спортсмен.
В следующие пять лет Джонс будет бить всех, кого ему предложат: каратиста Мачиду и борца из олимпийской сборной Кормье, чемпиона Швеции по боксу Густафссона и болтливого Чейла Соннена. Одновременно с этим он будет становится знаменитым: подпишет контракт с Nike, купит люксовый автомобиль, сделает предложение Джесси, которая родит ему троих детей. Джонс задержит грабителя перед самым боем, оказавшись в центре инцидента на улице, и доедет с семинаром до России, сказав обязательное: «Федор – величайший боец».
В интервью, которое вышло в программе американского журналиста Ариэля Хельвани, Джонс рассказал, как все было на самом деле: «Я мог веселиться, выпивать по выходным, тусить и все равно побеждал. Я понимал, что мне тяжелее так выигрывать, но в то же время я понимал, что я, даже ведя такой образ жизни, побеждаю». Джона Джонса начинает съедать ощущение неуязвимости. Самая тяжелая болезнь, которой подвержены великие спортсмены.
В мае 2012-го он разобьет свой Бэнтли, будучи не трезвым за его рулем. Залог, лишение прав. Перед боем с Кормье они устроят довольно бурную потасовку и Джонса оштрафуют на $50 тысяч. После этого же боя в его крови найдут следы кокаина. Правда, даже принимая его, Джонс избил Кормье в пяти раундах, записав до этого довольно жестокие видеообращения к сопернику: «Я знаю, что ты сейчас тренируешься в зале, но просто думай о том, что это все напрасно. Ведь ты проиграешь».
Но, проиграв, Кормье все равно забрал пояс: Джонс был лишен титула, когда в апреле этого года его машина зацепила два других автомобиля, в одном из которых была беременная женщина. В автомобиле бойца нашли трубку для курения какого-то неизвестного вещества, а камеры зафиксировали, как спортсмен покинул место происшествия, вернулся, чтобы забрать деньги, и снова ушел.
Судебные разбирательства закончились для него 18-ю месяцами условного срока и обязательной общественной работой – Джонс довольно уверенно рассказывал детям, почему не надо жить так, как он живет за пределами спорта.
Еще один бой с Кормье был назначен на апрель 2016-го, но в конце января Джонс превысил скорость автомобиля, забыв при этом ряд документов, необходимых для водителя (страховку, лицензию и регистрацию), и, хотя его юрист говорит, что инцидент никак не повлияет на уже имеющееся наказание, это звучит угрожающе по другой причине.
В боксе есть хрестоматийная история, когда спортсмен невероятного таланта сжег сам себя, сев на опасные вещества вроде славы и денег. Майк Тайсон, пересказывать биографию которого, кажется излишним. В ММА таких ярких примеров не было, во многом потому что история самого спорта была короче, ее не хватало для такого количества сюжетов.
Прямо сейчас Джон Джонс занимает первую строчку в рейтинге лучших бойцов мира вне зависимости от весовой категории и готовится идти в суд. В очередной раз. Большинству людей довольно просто не нарушать те законы, которые нарушил экс-чемпион UFC. Но, когда в мире нет мужчины весом до 93 кг, способного тебя побить, ты по умолчанию не похож на большинство людей. В бою с Овинсом Сент-Прю, который заменил травмированного Кормье, Джонс должен доказать, что он все еще лучший боец вне зависимости от весовых категорий не только в рейтинге, но и в клетке. Где-то по ходу тренировочного лагеря, Джонс обратился к фанатам:
«Привет, парни. Я не употребляю алкоголь вот уже пять месяцев. Я чист, я избавился от ненужных людей в своей жизни. Я провел 65 встреч с молодыми ребятами, которые мне были предписаны в качестве общественных работ. Через несколько недель планирую забрать титул, так что покупайте билеты».
Когда этот бой завершился, стало понятно, что Джонс наказал сам себя. Он разобрал соперника, и это было абсолютно ожидаемо: Сент-Прю вышел на замену за две недели до боя, в статусе бойца, который и с полноценной подготовкой проиграл бы Джонсу. Чемпион провел 25-минутный мастер-класс, показал, что он ничуть не заржавел за год, но в этот же момент стало понятно, насколько бледнее теперь Джонс выглядит в роли одного из героев сериала, который называется «Смешанные единоборства».
Когда он в последний раз выходил в октагон, Ронда Раузи еще только-только подбиралась к тем дням, когда о ней стали говорить все. Конор МакГрегор не был даже претендентом на титул, а бразилец Вердум еще не имел репутации человека, побеждавшего самых опасных тяжей планеты (он уже победил Федора, но еще не победил Кейна Веласкеса). Помимо того, что Джонс был выдающимся спортсменом, о нем еще и хотелось говорить. Это была звезда, что-то новое, какой-то сбой в системе. Сегодня – он рискует оказаться в тени и должен решать эту проблему.
Внимание, шум, популярность появляются, когда кто-то что-то делает не как все. У лучшего бойца планеты сейчас именно с этим проблемы. Он потешается над своим главным конкурентом Даниэлем Кормье – было. Он влипает в скандалы – было тысячу раз и лучше бы не было. Он деклассировал претендента – и это уж совсем неинтересно. За год даже восхищение его карьерой – он ведь один из немногих, кто еще никогда никому не проигрывал – остыло. Спокойно бить своего соперника – это как раз на 100 процентов соответствовать ожиданиям и значит быть неинтересным. Сегодня Джонс должен был бить Сент-Прю одной левой (в буквальном смысле) или отжимаясь между раундами, чтобы о нем снова хотелось говорить. Но не стал и сделал ровно то, что должен был. И говорить об этом больше не хочется. По крайней мере, до боя с Даниэлем Кормье. Это, кстати, ему летит жест после боя.
Текст: Вадим Тихомиров
Фото: globallookpress.com; twitter.com/JonnyBones
* Соцсеть, признанная в России экстремистской