
Сегодня в 15:55 на «Матч ТВ» – шоу «Лучшая игра с мячом. Live». Самая горячая тема прямого эфира – может ли мельдониевый скандал проникнуть в баскетбол.
Об особенностях допинга в баскетболе и о том, почему в ЦСКА не используют мельдоний, в интервью «Матч ТВ» рассказал врач сильнейшего клуба России Роман Абжелилов.
– Как выглядит проверка на допинг в баскетболе?
– Перед началом матча работник ВАДА оповещает медперсонал обеих команд, что после матча будет проведен допинг-тест. Проводится жеребьевка игроков, и мы извлекаем имена трех баскетболистов – в том числе одного резервного на случай, если кто-то из двух основных не сможет в течение нескольких часов сдать допинг-пробы. Забор проб – в баскетболе это анализ мочи в две баночки – производится в присутствии сотрудника ВАДА.
– Как часто игроки сдают допинг-тесты?
– Всегда по-разному – на усмотрение ВАДА. Регулярно тесты проводятся в Евролиге и Кубке Европы. Происходит это на различных этапах турнира, но в «Финале четырех» – всегда. Одна команда в среднем сдает тесты два раза в год.
– Берут ли у баскетболистов анализы крови? В некоторых случаях это единственный способ обнаружить запрещенные препараты.
– В баскетболе заборы крови практикуются. Правда, на последних соревнованиях сборных команд (мужской и женский чемпионаты Европы-2015. – Matchtv.ru) они проводились, но не для тестов, а для формирования так называемых биологических паспортов спортсмена.
– Кто в ЦСКА отвечает за антидопинговые вопросы?
– Врачи – то есть я и мои напарники. Мы следим за обновлениями списка ВАДА и оповещаем о них команду. Запрещенные препараты мы не использовали, не используем и не собираемся – у ЦСКА в этом нет необходимости. Действительно, тема актуальная. Спортсмены могут заболеть, как обычные люди, или получить травму. И по незнанию могут использовать препараты из классической медицины. Но в спорте зачастую обычные лекарства бывают запрещены. Безобидные, казалось бы, «терафлю» или «колдрекс» в соревновательный период использовать нельзя.
Нынешний скандал с мельдонием – тоже стечение обстоятельств. Хотя ВАДА заблаговременно оповестила и команды, и спортивные федерации о включении этого препарата в список запрещенных. Мы им не пользовались и оповестили всех игроков, чтобы не дай бог кто-нибудь самостоятельно его не употребил. Правда, в нашем клубе это исключено по определению, потому что по внутреннему регламенту все медицинские препараты применяются только под контролем врача.
– То есть даже в аптеку за каплями от насморка баскетболист не может сходить?
– Нет. У нас профессиональный клуб, и все медикаменты игроки получают из рук в руки лично от врача. При стационарном лечении также принимается во внимание список запрещенных препаратов.
– Почему именно в баскетболе допинговые скандалы редки?
– В игровых видах спорта допинг вообще редко используется. Можно сюда отнести применение глюкокортикостероидов – противовоспалительных гормональных препаратов, которые используются для купирования сильнейшего болевого синдрома, связанного либо с травмой, либо с заболеванием опорно-двигательного аппарата. Спортсменам-игровикам разрешено вводить их внутрисуставно или околосуставно. Правда, чтобы сделать такую инъекцию, нужно собрать определенные бумаги, отправить в ФИБА и только после разрешения Международной федерации можно сделать укол. Другие препараты просто бесполезны – в игровых видах ведь не борются за секунды, как в циклических дисциплинах.
– Зато баскетболистов нередко ловят на употреблении наркотиков.
– Да, бывает, но такие случаи полностью на совести спортсмена. Понятно, что с игроком ты 24 часа в сутки проводить не можешь. Однако если у докторов возникают подозрения – а по поведению сразу видно, когда человек употреблял наркотики, – то лучше сразу провести внутриклубный тест на запрещенные препараты, чтобы потом не грянул гром среди ясного неба.
Фото: cskabasket.com
Шоу «Лучшая игра с мячом. Live» – сегодня в 15:55 в прямом эфире «Матч ТВ»