Станислав Черчесов: «Из Кокорина и Николича в «Легии» получился бы отличный дуэт»

18 мая 2016 19:29
Станислав Черчесов: «Из Кокорина и Николича в «Легии» получился бы отличный дуэт»
Станислав Черчесов: «Из Кокорина и Николича в «Легии» получился бы отличный дуэт»

В эксклюзивном интервью «Матч ТВ» Станислав Черчесов рассказал о двух титулах с «Легией», характере польских футболистов и особенностях общения с прессой.

«Праздновать мои футболисты умеют лучше, чем играть» — вы и правда такое сказали после чемпионской игры с «Погонью»?

— Это неточный перевод. Я имел ввиду, что отмечали они в тот день лучше, чем в некоторых моментах проявляли себя в игре. Значит, что потенциал для роста у наших футболистов большой.

— После победы в кубке Польши все празднования вы отложили до последнего тура чемпионата. Как отмечали?

— Сыграли с «Погонью» в последнем туре, нам вручали на стадионе чемпионской кубок, фанаты высыпали на поле. Еще мы проехали на автобусе с открытым верхом, собралось девяносто-сто тысяч человек – по всему городу нас приветствовали. Закончили сезон с чувством выполненного долга – как-никак, это был год столетия клуба. На следующий день (16 мая — «Матч ТВ») была праздничная встреча в клубе, вручали персональные подарки и разъехались.

— В Германии тренеров-чемпионов обливают пивом. Как поздравляли вас?

— Ничем не обливали. Спиртного я старался вообще не употреблять, если только немного шампанского. В раздевалке, конечно, все радовались, покачали и меня, и тренеров. После всех празднований команда поехала в ресторан с руководством, я посидел немного со всеми – чтобы не сковывать никого в своих эмоциях. В такой день всем должно быть комфортно.

— Вы признавали, что на команду сильно давила необходимость выигрывать чемпионат в год столетия «Легии». Что для вас было самым сложным в «Легии»?

— Давление – вообще-то термин медицинский. Снаружи эту историю (юбилей «Легии» — «Матч ТВ») пытались нагнетать, но мы максимально спокойно к этому относились. Так уж чтобы сильно это никого не отвлекало и не напрягало.

С нашим тренерским штабом долго работаем вместе: и Паников, и Стауче, и Мирослав Ромащенко. Ромащенко, кстати, в какой-то степени было даже легче, чем мне: он многое понимал в польском языке, это снимало часть проблем. Ромащенко много времени тратил на аналитическую работу: надо было изучать соперников, лигу. Работали мы в режиме нон-стоп, много информации надо было переварить, и в этом плане мои помощники показали себя на пять баллов.

— Войцех Ковалевски говорил: «До прихода Черчесов игрокам «Легии» почему-то недоставало мотивации и желания биться за команду». Как вам удалось изменить команду?

— Если амбициозные клубы и амбициозные футболисты оказываются в ситуации с десятиочковым отставанием от лидера, никому ничего особо говорить не нужно. Просто надо выправлять ситуацию. Главное – просто верить в то, что ты делаешь. Если вещи, которые ты меняешь, приносят результат, команда это видит, и все идет само собой.

— Игроки в чемпионате Польши послушнее, чем в России?

— В нашей команде непослушных не было. Как я уже говорил, футболистов такого уровня, как в России, в Польше нет. При этом игроки сборной Польши у «Легии» тоже есть. Но есть и другие качества, которые в современном футболе актуальны: мотивация, жажда борьба, выполнение тактических установок. А если команда довольна и игрой, и результатом, все требования воспринимаются еще легче. Но ничего сверхъестественного ни к кому не предъявляем, идем по изначально выбранной линии.

— Бартош Берешиньски так говорил о начале работы с вами: «Все, о чем я тогда мечтал после тренировки, — поскорее поехать домой и свалиться на диван. Я отдыхал, но на следующий с трудом поднимался с кровати». Футболисты «Легии» были шокированы вашими нагрузками?

— Приукрашивал Бартош или нет, не знаю. Здесь две стороны медали: вы говорите о нагрузках, а я говорю о неготовности. Не сказал бы, что были какие-то сверхнагрузки, просто до нас было кое-что упущено. Что именно, не хочу говорить: не знаю, почему футболисты после таких тренировок могли так себя чувствовать. Но команда была не готова, ситуацию пришлось исправлять.

По ходу сезона нагрузка уже была не такая, как на сборах. Тогда ребята работали действительно заметно больше, но ведь прошла адаптация, и даже трехразовые занятия все со временем воспринимали спокойно. Не было ни одного футболиста, кто еле доползал до дома.

— Ваши пресс-конференции после матчей «Легии» растаскивают на цитаты. Как изменилось ваше общение с прессой в Польше? Чем местные журналисты отличаются от российских?

— В первую очередь тем, что по-русски не говорят! А вопросы плюс-минус одни и те же. Со стороны виднее, изменился я или нет, старался быть самим собой. Я же и в России как-то особенно не закрывался, на все отвечал. Эти изменения положительные или нет, по-вашему?

— Положительные.

— Вот и здорово. Меняемся в лучшую сторону, значит.

— Вспылили на пресс-конференции, кажется, только однажды: когда просили журналистов не жить прошлым. Что тогда случилось?

— Я не вспылил, нет. Мы изначально договаривались: обсуждаем игру. Еще до пресс-конференции я просил не задавать вопросы о том, что было в прошлом сезоне. А их задают: что помешало «Легии» в прошлом году, что в позапрошлом… Меня тогда в команде не было, я на такие вопросы отвечать не буду.

— Раз в месяц вы встречались с болельщиками «Легией». Чьей это было инициативой?

— Моей. У нас не было времени на раскачку. Лучше переговорить несколько раз, понять друг друга, чем присматриваться. Команда нуждается в поддержке, а болельщики, которые «притворяются» болельщиками, которые не знают, что ждет команду с этим тренером, никому не нужны. Несколько раз мы встречались, и вскоре болельщики увидели: то, что мы обсуждали, воплощается на поле.


— Лучшего бомбардира «Легии» Николича вы сопоставили с Кокориным. Ваши слова: «Неманья точно знает, где у ворот стоять и как мяч туда послать».

— Только я не говорил, что кто-то лучше, а кто-то хуже. Николич – завершитель, знать, где ворота – его специализация. А Кокорин – игрок более разноплановый: Саша быстрее, техничнее. Если бы Николич и Кокорин играли вместе, это был бы хороший дуэт.

— За Кокориным и в целом за премьер-лигой следите?

— Конечно. Кокорин, Жирков и другие ребята, между прочим, сразу поздравили нас с чемпионством. Следим за турнирными раскладами, но не так плотно, когда сами выступали в России. Чисто математически шансы на чемпионство у «Ростова» остались, но все в руках у ЦСКА, шансов на победу у них больше. Это опытный турнирный боец.

— С кем бы вы хотели сыграть в Лиге чемпионов? Может, с «Ростовом»?

— Нам надо сделать конкурентоспособную команду, а уже после думать о чем-то большем. Сейчас чемпионат Европы, если предложения нашим футболистам, кто-то захочет уйти… Далеко заглядывать нельзя. Мы встречались с президентом, нерешенные вопросы у нас были и остаются.

— О вашем будущем в «Легии» говорили?

— Была просто рабочая, обменялись мнениями. От нее и будем отталкиваться и думать, как будем дальше строить отношения. Те же самые вопросы поднимались, когда решалось, приду я в «Легию» или нет. Неделю потратили на разбор, приняли верные решения, кого брать, кого нет. Президент нас тогда поддержал. Как сложится ситуация теперь, говорить пока преждевременно.

Текст: Александр Муйжнек

Фото: globallookpress.com, личный архив Станислава Черчесова, пресс-служба ФК «Динамо»