Matchtv.ru отвечает на пять важных вопросов о том, что ждет сборную России по плаванию после разоблачительной публикации в The Times.
В чем обвиняют российских пловцов?
Британское издание The Times опубликовало материалы своего расследования о допинге в российском спорте. На этот раз под подозрение попала Всероссийская федерация плавания. По данным The Times, спортивные чиновники скрыли положительные допинг-пробы двух спортсменов на эритропоэтин в период с 2012 по 2015 год.
«Всего же за последние 10 лет в российском плавании было более 40 доказанных случаев употребления допинга, – говорится в статье. – И это абсолютный мировой рекорд».
Кроме того, журналисты сомневаются в том, что пробы, взятые во время чемпионата мира-2015 в Казани, были отобраны и проанализированы корректно.
«Программой тестирования руководило российское антидопинговое агентство, а все исследования проводились в московской лаборатории. Деятельность этих организаций сейчас приостановлена в связи с систематическими нарушениями антидопинговых правил. ФИНА необходимо доказать, что допинг-пробы были взяты по всем правилам. В противном случае она может столкнуться с теми же проблемами, что ИААФ, которую обвиняют в сговоре с российскими чиновниками», – считает Энди Браун, главный редактор и обозреватель портала The Sports Integrity Initiative.
Почему возникли такие подозрения?
Все обвинения основываются на информации о том, что свои услуги российским пловцам предлагал профессор, спортивный врач (а до недавнего времени – заместитель генерального директора Федерального научного центра физической культуры и спорта ВНИИФК – Matchtv.ru) Сергей Португалов, который осенью 2015-го заслужил пожизненную дисквалификацию по итогам своей работы со сборной по легкой атлетике.
«Призывов не пускать российских пловцов на Олимпийские игры в Рио станет еще больше, когда станет понятно, что Португалов, которого ВАДА рекомендовала пожизненно отстранить от спорта из-за ключевой роли в допинговом скандале в России, активно поддерживал политику систематического применения допинга еще и в национальной сборной по плаванию. В 2009 году, когда Португалов впервые предложил «помочь» российским пловцам, 23 спортсмена были дисквалифицированы за допинг», – сообщают обозреватели The Times.
Что говорят в федерации плавания?
В ВФП полностью уверены в своей невиновности. По словам представителей федерации, Португалов никогда не имел никакого отношения к команде. Бывший тренер сборной Андрей Воронцов заявил, что в 2009-м отказал врачу в сотрудничестве и старался, чтобы «такие люди держались подальше от национальной сборной». Кроме того, в федерации разработана специальная антидопинговая программа, которая позволяет своевременно выявлять любые нарушения правил.
«Опубликованная в статье информация о сокрытии нарушений антидопинговых правил российскими пловцами, сдавшими положительный допинг-тест на эритропоэтин, не соответствует действительности. В период с 2012 по 2015 годы Международной федерацией водных видов спорта был подтвежден только один случай, связанный с применением эритропоэтина российским пловцом Виталием Мельниковым (на фото – крайний слева). Информация о его дисквалификации и нарушении им антидопингового законодательства была опубликована во всех официальных источниках», – утверждает пресс-служба федерации.
Как на обвинения The Times отреагировали международные организации?
Сразу после публикации статьи ФИНА выпустила официальный пресс-релиз.
«Мы осведомлены об утверждениях, сделанных The Times, и о том, что в ближайшие дни будут опубликованы новые материалы расследования. Мы связались с изданием и попросили поделиться с нами любой информацией, которой оно располагает. Эти данные помогут защитить «чистых» спортсменов и наказать тех, кто действительно виновен. Любые аргумнтированные заявления о применении допинга в нашем спорте будут расследованы в срочном порядке, так как мы придерживаемся политики нулевой терпимости к применению запрещенных веществ. В то же время хотим отметить, что пока ФИНА не располагает какими-либо конкретными данными о системном применении допинга в российском плавании».
В ВАДА отреагировали не так спокойно. Президент Всемирного антидопингового агентства Крейг Риди заявил, что его организация уже приступила к изучению фактов, изложенных журналистами The Times, и в ближайшее время огласит свое решение. Риди также отметил, что виновные будут названы и наказаны.
Чем могут обернуться эти обвинения для сборной России по плаванию?
Скандал в легкой атлетике спровоцировал повышенный интерес ВАДА ко всем российским спортсменам. После того, как в ноябре 2015 года российское антидопинговое агентство признали не соответствующим кодексу ВАДА, а московскую лабораторию лишили лицензии, допинг-контроль в России проводится третьей стороной – шведской компанией IDTM.
Что касается плавания, то, по словам президента федерации Владимира Сальникова, все допинг-пробы российских спортсменов будут проанализированы в зарубежных лабораториях – в Барселоне, Кельне, Монреале и Солт-Лейк-Сити. Коме того, ФИНА взяла под особый контроль 10 самых результативных спортсменов в каждой дисциплине. До Олимпиады в Рио каждый из них сдаст минимум пять внесоревновательных тестов.
Текст: Марина Крылова
Фото: globallookpress.com, РИА Новости/Максим Богодвид