Олег Матыцин: «Система нуждается в развитии. Это как с велосипедом: если бросишь крутить педали, упадёшь»

Олег Матыцин: «Система нуждается в развитии. Это как с велосипедом: если бросишь крутить педали, упадёшь»
Олег Матыцин / Фото: © Дмитрий Челяпин / Матч ТВ
Экс-министр спорта России Олег Матыцин специально для «Матч ТВ» подвел итоги своей более чем четырехлетней работы во главе ведомства.

На днях стало известно, что Олег Матыцин, возглавлявший Министерство спорта России с января 2020 года, не вошел в новый состав правительства. Его кресло занял бывший губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярев. Покидающий свой пост Олег Васильевич специально для сайта «Матч ТВ» в виде колонки подвел итоги своей работы в один из самых сложных периодов в истории российского спорта.

— Благодарен президенту и председателю правительства за доверие, которое мне было оказано, — работать в кабинете министров в очень сложный для нашей страны период, — сказал Матыцин. — Пандемия, санкции, ограничения, причем не только в сфере спорта, но и во всех сферах жизни и экономики нашей страны. Спорт принял удар одним из первых, но благодаря по-настоящему командной работе наше министерство выдержало все вызовы. Причем это оценка не моя, а главы нашего государства и председателя правительства.

Во время пандемии мы реализовали все оперативные меры по эпидемиологической безопасности. Итогом нашей эффективной работы с ФМБА, федерациями, регионами стало успешное выступление на Олимпийских играх в Токио (71 медаль, из них 20 золотых) и Пекине (32 и пять соответственно).

Ирина Казакевич, Кристина Резцова, Светлана Миронова и Ульяна Нигматуллина / Фото: © РИА Новости / Павел Бедняков

У нас не было задачи сносить до основания ту систему, которая была создана до нас, и потом на ее месте строить что-то с нуля. Мы понимали, что предстоит новый период, но при этом хотели сохранить связи, продолжить положительную тенденцию развития спорта. Была сформирована новая Стратегия развития спорта до 2030 года, утвержденная президентом России. Считаю, в этом отношении мы отработали конструктивно и профессионально. Позже были внесены коррективы в эту стратегию, поскольку наступил период жестких санкций. Ведомство снова отреагировало оперативно, предложило комплекс антикризисных мер, в том числе были предложены новые форматы соревнований для наших спортсменов, отстраненных от международных турниров.

Отдельно важно сказать про взаимодействие с регионами. Фундаментом развития спорта являются субъекты нашего государства, и все проекты, в том числе массовый и студенческий спорт, реализация федпроекта «Спорт — норма жизни», всё это проходило с участием всех регионов. Был разработан отдельный комплекс мер по включению в спортивную жизнь новых регионов: восстановление инфраструктуры, подготовка кадров и так далее. И эта задача остается актуальной на сегодняшний день. На данный момент в ДНР, ЛНР и Запорожской области аккредитовано более 100 региональных федераций по видам спорта.

Президент на встрече с предыдущим составом правительства отметил, что свой период наша команда провела эффективно. Не выделяя какие-то министерства, глава государства оценил работу положительно: как правительства в целом, так и конкретно спортивной отрасли. Это было подтверждено и на моем отчете в Совете Федерации, и на совещании в Государственной думе. Работу Минспорта признали хорошей.

В настоящее время более 56,8% россиян регулярно занимаются физической культурой и спортом. Этот показатель вырос с 45% по сравнению с началом 2020 года. Построено свыше 400 спортивных объектов, более 1,2 тысячи площадок ГТО. Уровень обеспеченности граждан спортивными сооружениями составляет 63,5%. При поддержке министерства созданы и активно функционируют 28 студенческих лиг по видам спорта.

В общем, положительных результатов очень много. Прежде всего — по достижению национальных целей, по росту количества занимающихся спортом и инфраструктуре. Это отмечают все губернаторы. Мы приняли определенный порядок взаимодействия через подписание соглашений с регионами, где отмечаем ответственность и права каждой из сторон. Выстроили новый формат отношений со спортивными федерациями через ЦСП. Виден рост положительного имиджа министерства в глазах общества.

Когда мы приходили, существовал отчетливый крен в сторону спорта высших достижений. Это логично: до нас в стране были проведены Олимпийские игры, Универсиады, чемпионаты мира. Этими проектами жила страна, и министерство спорта было сосредоточено на реализации данных мероприятий. Безусловно, эти турниры дали громадное развитие спорту. Но при этом массовому, детско-юношескому, студенческому спорту уделялось, на мой взгляд, недостаточно внимания.

Когда мы пришли, основывались на опыте предыдущих руководителей. К заделу, который был реализован, можно по-разному относиться, но всем очевидно, что он укрепил систему спорта. И своей задачей я видел именно дальнейшее укрепление системы, к чему и стремился все эти годы.

Новый министр — человек тоже системный, прошедший школу Государственной думы, имеющий опыт регионального управления. Считаю важным продолжить работу по укреплению вертикали государственной власти в сфере спорта, взаимодействию с федерациями и выработке конкретных механизмов, создание программ развития спорта по каждому виду, которые бы утверждались министерством, разработку конкретных KPI по каждому виду спорта, учет и бюджетных, и внебюджетных источников финансирования. Сейчас необходимо пересмотреть подходы к определению приоритетности видов спорта не только с точки зрения принадлежности к олимпийским и неолимпийским, а основываясь на их развитии в национальной системе. Я надеюсь, все эти вещи продолжат реализовываться при новом министре.

Михаил Дегтярев / Фото: © РИА Новости / Рамиль Ситдиков

Ряд людей высказывают мнение, что сейчас надо реформировать систему министерства спорта. Я бы хотел напомнить, что любые реформы всегда очень болезненны. И с точки зрения кадров, и с точки зрения связей, которые установлены с регионами и федерациями. К этому подходить стоит максимально аккуратно. Безусловно, система требует развития. Это как велосипед крутить: если система не развивается, если перестаешь крутить педали, то она упадет. Но отталкиваться надо от основы и наработанного опыта.

Основа — это указ президента, национальные цели. Я желаю, чтобы удалось разработать и утвердить отдельный национальный проект «Спорт». Мы на многих площадках выступали с этой инициативой. Он даст возможность позиционирования спорта как идеологии здорового общества. Это станет подспорьем для гармоничного воспитания молодежи, а это очень важная часть нашей работы.

Борьба за восстановление нашего спорта с точки зрения антидопинговой работы продолжается, сейчас она приобрела более политический характер. Отмечу, что все наложенные дискриминационные санкции были минимизированы, и самое главное, в России мы выстроили нулевую терпимость к допингу — это поняли все федерации. Сейчас министерство как регулятор эффективно выполняет все свои функции.

В международной работе мы добились развития связей со странами БРИКС. Создана рабочая группа по спорту — одна из немногих по направлениям в других сферах взаимодействия. Сейчас пройдут Игры БРИКС в новом формате, мы провели первые Игры стран СНГ в Казани. Через некоторое время состоится встреча министров ШОС, обсуждали вопрос создания рабочей группы и проведения Игр ШОС.

Развивается тесное сотрудничество с белорусскими коллегами. Мы регулярно встречаемся, спортсмены наших стран соревнуются друг с другом. Думали над тем, чтобы провести зимние Игры стран СНГ, Спартакиаду Содружества, чтобы убрать сомнения: кого, когда награждать и какой гимн включать. Знаю, журналисты иногда обостряли эту тему, но все должны понимать: есть система государственного регулирования, положение о соревнованиях, в частности чемпионата России. Мы делали так, чтобы белорусы не были чем-то обижены. Мы создавали новые форматы, а делать с ходу все идеально было сложно.

Можно ли назвать последние четыре года самым сложным периодом в истории министерства спорта? Трудно сравнивать что-то в историческом аспекте. Каждый считает, что его годы были самыми трудными, а когда они проходят, считает, что они самые счастливые. Учитывая такую концентрацию событий — санкции, COVID, подготовка к Олимпийским играм в ковидное время, всё это потребует отдельного описания и осмысления. Было непросто, но, безусловно, интересно. Следующие поколения оценят нашу работу так, как мы оцениваем работу наших предшественников, например во времена Советского Союза. Когда стремительно развивался и ведомственный, и студенческий, и массовый, и оборонный спорт, к этому опыту, возможно, надо вернуться.

Нашим предшественникам, например в годы Великой Отечественной войны или на начальном периоде формирования, было проще только в том отношении, что в те времена существовала жесткая вертикаль работы государственных механизмов и полномочий ведомства. В наш период было несколько центров принятия решений, и в этом отношении министерству, федерациям, общественным организациям было сложнее, особенно учитывая международную обстановку. По мнению руководства государства, оценкам спортивных федераций и регионов, наша совместная работа была результативной. Я особо признателен Дмитрию Николаевичу Чернышенко за поддержку и доверие, а также Игорю Евгеньевичу Левитину, сенаторам Совета Федерации, депутатам Государственной думы и профильному комитету за то, что удалось выстроить конструктивное взаимодействие законодательной и исполнительной власти. Я могу честно и с благодарностью смотреть в глаза всем своим коллегам, рассуждая об этом времени. Это очень важно.

Желаю Михаилу Владимировичу Дегтяреву и команде министерства успешной работы!

Читайте также:

Источник: Матч ТВ

Больше новостей спорта – в нашем телеграм-канале.