
В рамках Петербургского международного экономического форума состоялась стратегическая сессия «Спорт и ТВ: вместе к успеху», организованная телеканалом «Матч ТВ». Модератором дискуссии стал заместитель генерального продюсера канала Василий Конов, а в роли спикеров выступили Министр спорта Российской федерации, президент Олимпийского комитета России Михаил Дегтярев, генеральный продюсер «Матч ТВ» Александр Тащин, генеральный секретарь Российского футбольного союза Максим Митрофанов, главный тренер сборной России по футболу Валерий Карпин, президент Российской федерации баскетбола, чемпион Европы Андрей Кириленко и управляющий партнер букмекерской компании Fonbet Валентин Голованов.
Участники сессии обсудили как менялась роль спортивного телевидения за последнее время и какой вклад в развитие различных видов спорта и успех российских спортсменов вложил канал «Матч ТВ», празднующий в 2025-м году своё десятилетие.
Министр спорта России, президент Олимпийского комитета России (ОКР) Михаил Дегтярев заявил, что спорт и телевидение являются важными инструментами реализации государственной политики.
— Спорт и телевидение обладают определенной независимостью и работают по своим законам, но при этом рассматриваются обществом и властью как важнейший инструмент реализации государственной политики. Я уже говорил, что 1 рубль, вложенный в спорт, экономит 10 рублей на здравоохранение. Всё это важно, и телевидение здесь нам в помощь. Зрелище, когда твоя команда добивается успеха в твоем любимом виде спорта… Роль телевидения здесь ключевая. Симбиоз ТВ и власти, занимающейся развитием спорта, сформулировал президент Владимир Владимирович Путин. Он сказал: «Наша задача показать, как развивается спорт в стране. Сделать его доступным широкой аудитории, в том числе за рубежом». Посыл президента будем все вместе выполнять.
XXI век — борьба за внимание, и, если нас там не будет, будут другие формировать повестку. Я допустить этого не могу. Призываю всех быть открытыми к СМИ, уважать журналистов и болельщиков. Обычно боятся выходить к прессе те, кто не понимает предмета. Страшно, если тебя спросят, а ты ответишь невпопад.
Генеральный продюсер «Матч ТВ» Александр Тащин рассказал о задачах, которые стояли перед каналом при запуске и взаимодействии «Матч ТВ» со спортивными федерациями для развития спорта в стране:
— Десять лет назад Дмитрий Чернышенко и Тина Канделаки, создавая «Матч ТВ», ставили задачу перед каналом стать современным и вдохновляющим на изменения, но мы и сами за это время очень сильно трансформировались. Прошли путь от помощника по освещению соревнований до полноправного игрока в спортивном мире, который имеет влияние на развитие различных видов спорта и всей отрасли в целом.
«Матч ТВ» становится лучше с каждым годом, спорт бросает нам новые вызовы. У других телеканалов нет необходимости проводить в прямом эфире большую часть времени, большинство программ идет в записи. Мы себе позволить такого не можем, но в этом и большое наше преимущество, мы, как и спортсмены, всё время находимся в поисках, как стать лучше — внедряем технологии удаленного управления, искусственный интеллект, элементы дополненной реальности, как развлекательного характера, так и для упрощения подачи информации зрителю.
Мы много обсуждаем с различными федерациями, как сделать трансляции еще интереснее. Постоянно внедряем новые технологии, экспериментируем.
Я очень благодарен Российскому футбольному союзу, Российской Премьер-лиге, Континентальной хоккейной лиге, баскетбольной Лиге ВТБ, Союзу биатлонистов России и другим лигам и федерациям, которые дают нам такую возможность и сами заинтересованы в том, чтобы постоянно становиться интереснее для болельщиков. Прогресс неумолим и нам всем необходимо двигаться в ногу со временем, чтобы популяризировать спорт и привлекать внимание к соревнованиям.
Генеральный секретарь Российского футбольного союза (РФС) Максим Митрофанов заявил, что трансляции «Матч ТВ» находятся на уровне крупнейших мировых ТВ‑показов.
— Хотел бы поздравить «Матч ТВ» с десятилетием, помню, как создавался канал. Качественная разница сделана и по сравнению с международным опытом трансляции. Сейчас трансляции «Матч ТВ» не уступают никаким крупным соревнованиям в мире. Мы видим кратный рост аудитории, футбол смотрят, рейтинги высокие. Несмотря на то, что ушли западные соревнования, мы меньше смотрим Лигу чемпионов. Российский футбол по рейтингам обгоняет лучшие матчи Лиги чемпионов, которые когда‑то мы смотрели. Средняя аудитория матча сборной составляет 4 миллиона, а трансляции Кубка посмотрели 5 миллионов человек. Это качественная работа. Огромная роль в том успехе у «Матч ТВ».
Главный тренер сборной России по футболу Валерий Карпин рассказал, в чем улучшились футбольные трансляции за десять лет:
— Как менялся футбол с телевидением мне трудно сказать. Точнее, как футбол менялся могу, а как телевидение — сложнее. То, что изменилось вещание с того времени, как я там работал внутри, очевидно. Раньше было 7-8 камер, теперь 32 или даже больше. Понятно, что это все развивается. Трансляции стали более профессиональные с точки зрения операторов. Если 10 лет назад операторы не всегда показывали голы, то сейчас этого стало меньше. То есть более профессионально показывают. И это нормально: чем больше показываешь, чем больше погружение, тем больше понимание того или иного вида спорта. «Матч ТВ» развивается во всех направлениях. Дай бог, чтобы следующие 100 лет «Матч ТВ» развивался такими же темпами.
Я думаю, что РФС и РПЛ идут на открытость, понимая, что зрителю нужна открытость и доступность. До матча, после, и в перерыве, где тренер ругается, делает поправки, чтобы выиграть. Это всем интересно. Мы понимаем и идем на это.
Президент Российской федерации баскетбола Андрей Кириленко заявил, что телевидение играет огромную роль в развитии любого вида спорта.
— Телевидение играет огромную роль в развитии любого вида спорта. Из года в год картинка, подход, трансляция улучшаются. Есть моменты, которых мне не хватает. Например, когда идет момент гола или трехочкового броска, мне бы хотелось видеть чуть больше статистики, сравнения с игроками, которые играли раньше. Мы все любим сравнивать. На этот момент я бы обратил внимание.
Если рассматривать моменты с нашими событиями, естественно, добавление шоу просто необходимо. Классное спортивное событие люди будут смотреть. Например медиалига, это привлекает внимание. В идеале мы хотим видеть спорт высокого уровня, где есть эмоции, шоу. Дальше это уже огромная задача федерации, клубов и ТВ‑вещания. Что мы можем сделать? Какие есть точки притяжения? Не всегда есть возможность получить финансирование, здесь огромная благодарность партнерам.
Олимпийский чемпион по спортивной гимнастике Никита Нагорный оценил вклад телеканала «Матч ТВ» в популяризацию вида спорта, отметив, что в последнее время увеличилось количество людей, которые им занимаются.
— Хотел бы высказать благодарность «Матч ТВ» за три года сотрудничества по спортивной гимнастике. «Матч ТВ» помогает гимнастике становиться лучше. Раньше соревнования 3–4 часа длились, с появлением эфиров мы ограничились до 2,5 часа, максимально урезая формат соревнования. А и 2,5 часа — это много. Мы первыми в мире благодаря каналу и людям, которые работают с графикой, сделали много нововведений для человека, который, впервые включив телевизор, попал на гимнастику.
Мы придумали новый формат, где соревнования проходят каждую неделю, и формат достаточно понятный. Это гимнастическая премьер‑лига. Впервые у нас были проданы все билеты на соревнования внутри страны, никогда не было такого ажиотажа. Этот формат дал второй шанс всем тем, кто на стадии завершения карьеры, кто не смог попасть в сборную. Стараемся тайминг приравнять к футбольному, сделали понятную систему очков. Спортсмены выходят соревноваться в формате батла.
К чему это я говорю: телеканал помог адаптировать вид спорта внутри страны так, чтобы он стал более понятен. Пошел приток занимающихся! В этом году стартует женская лига, сейчас заявилось более 12 команд в премьер‑лигу. Будет заниматься более 300 человек!
«Газпром-Медиа Холдинг» выступает генеральным медиапартнером ПМЭФ2025. «Матч ТВ» — российский федеральный общедоступный канал о спорте и здоровом образе жизни, входящий в «Газпром-Медиа Холдинг».
Больше новостей спорта – в нашем телеграм-канале.