Инструкция для тех, кто ничего не понимает в киберспорте, но хочет завтра посмотреть на «Матч ТВ» финал турнира EPICENTER: Moscow по Counter-Strike: Global Offensive (CS:GO).
Я играл в Counter-Strike в детстве. Хоть что-нибудь пойму?
Тогда вы точно знаете, что в сюжете игры есть две команды: «террористы» и «контр-террористы». Но если в детстве вы играли на общем сервере, где каждый был сам за себя, то здесь игроки четко делятся на две команды и преследуют командные интересы (за исключением случаев, когда в команде есть свой Марио Балотелли). «Тиммейты» (игроки одной команды) переговариваются друг с другом во время игры, действуют по заранее продуманной тактике и четко понимают, что надо делать в той или иной ситуации. Например, каждый знает, в какую точку и когда ему нужно бросить слеповую или дымовую гранату.
Чем CS:GO отличается от «контры» детства?
Напомните правила. «Террористы» должны взорвать какую-то бомбу, да?
Все правильно. Цель «террористов» – поставить бомбу, цель «контр-террористов» – помешать им. Теперь немного о правилах:
– в Counter-Strike играют в режиме 5х5. Почти как в мини-футболе, только без вратаря;
– игра разбита на раунды, каждый из которых длится 1 минуту 45 секунд. Полную победу одерживает команда, которая первой выигрывает 16 раундов;
– обе команды играют как за «террористов», так и за «контр-террористов». Смена происходит после 15 первых раундов;
– «террористы» побеждают в раунде, если взорвали бомбу или убили всех «контр-террористов»;
– «контр-террористы» побеждают, если разминировали установленную бомбу или не дали ее поставить (и время раунда вышло) или убили всех «террористов».
По сути, все.
Очень сложно. Ладно, почему игра началась, а они всего лишь с пистолетами?
Потому что оружие стоит денег, а в начале игры выдают ограниченный банк – 800$. На них трудно себе ни в чем не отказывать. Так что первый раунд – всегда пистолетный. Еще важный момент: и «террористы», и «контр-террористы» зарождаются на специальной базе («респ»), и только на своей базе они могут совершать покупки.
Почему во втором раунде одна команда максимально вооружена, а другая снова с пистолетами?
Это называется «эко раунд» (на сленге – «ноль», «слив»). Команда, которая проигрывает первый раунд, получает минимум денег и не может купить нормальное оружие. Здесь надежда на так называемую «аркаду»: когда «нищая» команда всем составом бежит в одну точку и числом пытается отобрать хорошее оружие. Но такое проходит только в случае расслабленности и отсутствия концентрации у соперника с «закупом» (с автоматами, броней, гранатами). Бывают ситуации, когда команда без денег «скидывается» и закупает все необходимое одному сильному игроку. Дальше ему надо становиться Квинси Промесом и за счет индивидуальных действий в одиночку приносить команде победу.
Хорошо ли вы помните Counter-Strike 1.6? Тест «Матч ТВ»
Я же вижу, что им хватает денег на автомат. Почему они его не покупают?
В игре профессионалов недостаточно одного автомата и умения стрелять. Необходима броня и очень важны все виды гранат (слеповые, дымовые и другие). Тактика команды во многом заключается в том, чтобы правильно раскидать гранаты и создать сложности для атаки или обороны соперника. Стрельба, конечно, важнейший элемент, но на одной стрельбе турнир не выиграть. Что вам даст умение точно бить по воротам, если ударить не получится?
Наконец-то все с автоматами, честный раунд начался. Террористы не торопятся атаковать и закладывать бомбу. Как так?
Это как в футболе: не все бешено рвутся вперед, а сначала катают мяч на своей половине поля. Во-первых, притупляется бдительность соперника. Во-вторых, кто-нибудь из нетерпеливых «контр-террористов» может выбежать на нейтральную территорию (что-то вроде футбольного прессинга) и получить выстрел в голову. В общем, в CS:GO не обязательно торопиться.
Комментаторы кричат: «Респ под В, будет раш В!» Они думают, что я что-то понял?
Давайте проясним. Есть два места, куда «террористы» могут заложить бомбу – плэнт А и В. Обычно плэнт В охраняют меньшее число «контр-террористов», поэтому его проще взять штурмом. В случае, если игроки зарождаются на базе ближе к плэнту В, то эффективно сразу рвануть туда и попытаться заложить бомбу, пока «контр-террористы» не заняли места. Правда, снайпер может увидеть, что все игроки побежали на В и подготовить засаду.
Снайпер? А как определяется, кто с каким оружием бегает по карте?
Обычно в команде один снайпер, а остальные играют с автоматами. Причем при всем разнообразии оружия, игроки используют в основном АК-47 и М4А1 – самые сбалансированные автоматы. «Калаш» (АК-47) могут купить только «террористы», а «Эмку» (М4А1) – только «контр-террористы». Но и те, и другие могут подобрать «чужое» оружие уже «погибших». Бывает, что снайперов двое или даже трое, но это рискованно: как играть без опорного полузащитника.
Они убивают сквозь стены и ящики. Это что, читы?
Нет, профессиональные игроки примерно знают, где могут прятаться соперники и проверяют возможные «нычки». В CS:GO (как и в CS 1.6) можно простреливать сквозь некоторые стены, двери и ящики. Правда, эффективность стрельбы ниже. Кстати, в трансляциях CS:GO зрители видят модельки «террористов» и «контр-террористов» через стены. Игроки, конечно же, не видят.
Комментаторы употребляют термины «длина», «зиг-заг», «миддл», «банан». О чем они?
Каждый участок любой карты как-то назван. Чтобы точно донести «тиммейтам» свою локацию, месторасположение соперника или потерянной бомбы. Эти термины надо просто запомнить, их никак не объяснить. Если комментатор кричит что-то вроде «террорист» в «люльке», то имеет в виду место, где находится один из игроков.
10 вопросов о главном киберспортивном турнире осени
Какие еще термины могут использовать комментаторы?
Их очень много, перечислим некоторые.
– «Минус» – «убийство»;
– «Хэдшот» – «убийство» в голову;
– «Дроп» – поделиться оружием, если у «тиммэйта» не хватает денег;
– «Подсадка» – метод залезания на недоступные ящики или стены, когда один или несколько «тиммэйтов» выполняют роль живой ступеньки.
– «Спрей/Зажим» – длинная очередь, когда выпускается чуть ли не вся обойма;
– «Стрейф» – перемещение боком в две стороны, когда перестрелка идет на открытой поверхности (когда ты «стрейфишься», в тебя сложнее попасть);
– «Ходить на шифте» – бесшумная ходьба, чтобы вас не услышали. Модельки в игре громко топают, а это выдает ваше местонахождение;
– «Распрыг» – когда профессиональные игроки перемещаются по карте при помощи серии прыжков;
– «Ноузум» – выстрел из снайперской винтовки без использования прицела (самый неточный, но самый быстрый способ стрельбы из AWP).
Текст: Глеб Чернявский
Фото: EPICENTER
Еще больше киберспорта на «Матч ТВ»
Тактика и оружие в CS:GO: что общего между компьютерной игрой и футболом
10 фактов о киберспорте, которые вас шокируют
Сколько зарабатывают киберспортсмены?
Как киберспортсменов встречают в аэропорту
«Я одна из самых крутых девчонок, когда-либо игравших в Counter-Strike». Закулисье киберспорта
Больше новостей спорта – в нашем телеграм-канале.