«Бумагу, ручку и ноутбук держу в руках гораздо чаще, чем руль автомобиля и детали». Интервью Владимира Чагина

24 мая 2017 12:36
«Бумагу, ручку и ноутбук держу в руках гораздо чаще, чем руль автомобиля и детали». Интервью Владимира Чагина
Фото: © РИА Новости/Илья Питалев

Семикратный победитель ралли «Дакар» рассказал «Матч ТВ» о своей работе руководителем ралли «Шелковый путь», как подготовить автомобиль за полтора месяца до гонки и почему он не раскрывает секреты маршрута даже родной команде «КАМАЗ-мастер».

– Ради ралли «Шелковый путь» вам пришлось покинуть команду «КАМАЗ-мастер». Тяжело было принять это решение?

– Не совсем так. Команду я не покинул. Сейчас веду два направления. Конечно, это очень сложно и трудно, но интересно. На период самих соревнований «Шелковый путь» выезжающую команду возглавляет Сергей Савостин. Он уже неоднократно выезжал менеджером на Africa Race, чемпионаты России. Руководил командой во время прошлого ралли «Шелковый путь», очень хорошо себя зарекомендовал. В этом году у нас планируется такая же схема. Пилоты команды «КАМАЗ-мастер» и сам Сергей Геннадьевич имеют информации о гонке столько же, сколько и другие участники. Это мой принцип и всех моих коллег. Команда «КАМАЗ-мастер» должна быть в равных условиях с соперниками.

– То есть вы продолжаете ездить с командой на ралли «Дакар»?

– Да. В январе я становлюсь участником большого проекта в составе команды «КАМАЗ-мастер». Вижу гонку изнутри. Мне это тоже очень интересно и полезно. Я в спорте всю жизнь, с шести лет. Рад, что прошел многие этапы: был механиком, пилотом, руководителем команды. Сейчас для меня большая честь возглавлять такой грандиозный проект. Но это и большая ответственность.

– Не думали хоть раз доверить команду на ралли «Дакар» кому-то другому и спокойно отметить Новый год с семьей дома?

– Не только Новый год, но и свой день рождения – 5 января. Я уже и забыл, что такое в жизни – стол, друзья, праздник. У нас это все проходит в боевых условиях. На празднование Нового года собираемся на несколько минут, чтобы послушать речь президента, поздравить друг друга, послушать звон бокалов. В какой бы точке планеты нас ни застал Новый год, мы всегда берем с собой «Советское» шампанское, наряжаем елку. Всегда по московскому времени справляем. Бывает, что на улице плюс 45 градусов жары и 4 часа дня. Наверное, хотелось бы отметить как все и когда-то это придет. С другой стороны, хочется, чтобы состояние, в котором я живу сейчас, продлилось как можно дольше.

– Не бывает соблазна раскрыть конфиденциальную информацию о ралли «Шелковый путь» своей же команде?

– Я не скрываю, что команда «КАМАЗ-мастер» мне очень близка. Но когда я сам был пилотом, то всегда соблюдал правила соревнований и регламент. Только такой подход я считал правильным. Не понимаю, какую радость может испытывать спортсмен, который стоит на подиуме, но при этом он нарушил правила или обманул своих соперников. Я считал это недопустимым и не допускаю этого сейчас. Даже когда Сергей Геннадьевич, мой коллега и очень большой друг, заходит ко мне в кабинет, а у меня лежат конфиденциальные бумаги, касающиеся маршрута гонки и ее подробностей, то я сразу переворачиваю листы. Говорю: «Сергей, извини. Это информация, которую участники знать не должны».

– Насколько большой коллектив работает над ралли «Шелковый путь»?

– У нас офисы в Москве, Париже и Пекине. Также несколько человек из команды «КАМАЗ-мастер» занимаются ралли в Набережных Челнах. То есть это три дирекции: европейская, российская и китайская. Поэтому у нас достаточно большая команда организаторов.

– Как в таком большом коллективе сохранить конфиденциальность?

– Тут должна быть не только конфиденциальность. Еще оперативность и абсолютная коммуникация. Сотрудники говорят на разных языках, находятся в разных точках планеты. А вопросы должны решаться быстро, порой мгновенно. В основном конфиденциальность касается маршрута гонки. Участники едут с листа, они не знают подробности каждого спецучастка. До 17 мая всем спортсменам был известен только город-старт и город-финиш. На презентации мы озвучили уже города, по которым будет проходить гонка, километражи спецучастков, их подробности. Дальше уже маршрут каждого дня участники будут узнавать накануне старта. То есть финишировал этап, на биваке получаешь дорожную книгу – роуд-бук. В ней написан маршрут следующего дня и все особенности гонки – опасные места, навигация. Всю эту информацию мы держим в секрете. Все понимают, что мы должны соблюдать традиции и дух ралли-рейдов.

– Сейчас стало больше кабинетной работы?

– Нет. Кабинетная в основном вечером, после 6-7 часов. Днем больше на ногах. Приходится много общаться, передвигаться и по Москве, и по Европе. Конечно, бумагу, ручку и ноутбук держу гораздо чаще, чем руль автомобиля или детали. У меня меняется возраст, меняются условия работы, но остается одно – я всю жизнь в автоспорте и останусь в нем до конца дней своей жизни. Я в этом уверен.

– В спортивном центре «КАМАЗ-мастер» часто бываете?

– В 8 утра всегда прихожу на производственную планерку, чтобы быть в курсе всего. Как правило, занимаюсь на производстве до 9 часов, чтобы услышать какие-то вопросы, поучаствовать в обсуждениях. Мне всегда нравилось конструирование автомобиля. Я своим присутствием стараюсь помочь нашим конструкторам и механиками в разработке. Затем уже перемещаюсь дальше для решения финансовых, хозяйственных, административных вопросов по команде и, конечно же, по проекту «Шелковый путь».

– Вы говорили, что теряли во время ралли-рейдов до 12 килограммов. Как сейчас держите себя в форме?

– С нашим образом жизни и стилем работы пополнеть невозможно. Особого внимания этому не уделяю, само собой получается. На организм идет большая умственная, моральная и физическая нагрузка. Мне нравится работа, я этим живу. Даже не назову то, чем я занимаюсь, работой. Это любимое дело и процесс длится 24 часа в сутки.

– За время, когда вы были пилотом, у вас накопилась масса интересных дорожных историй. Что сейчас? Какое главное приключение за последние пять лет?

– Когда я выезжаю с командой на соревнования, то переживаю за ребят больше, чем когда выступал сам. Сейчас даже больше удовольствия испытываю от их успехов. Став руководителем ралли «Шелковый путь», я получил новые ощущения. Гонку смотрю с вертолета. В прошлом году пролетел от Москвы до Пекина. Переживаю за каждого участника, если он сломался или влетел в какую-то яму. Иногда вижу, что человек уехал не туда по маршруту – хочется его вернуть и чем-то помочь. Для меня все участники ралли «Шелковый путь» – это одна команда. Ощущения новые и очень масштабные.

– В составлении маршрута ралли принимаете участие?

– Безусловно. Мне, как бывшему пилоту, это очень интересно. Важно разнообразить маршрут по поверхности, сделать сбалансированный хронометраж. Я в этом разбираюсь. Когда осенью идет разработка маршрута, то я принимаю активное участие и ставлю задачи перед группой прокладки. Предварительно смотрим все в офисе на картах, на компьютере. Потом уже начинается работа группы прокладки.

– Сами на какие-нибудь участки выезжаете?

– Точечно приезжаю. Туда, где мне обязательно нужно посмотреть зону старта и финиша, сложные места. В основном это делают наши ребята из группы прокладки. Они уже проложили маршрут для нескольких сотен международных ралли. Я в этом году им ставил задачу, что даже если город-старт и город-финиш будут повторяться, то трассы искать новые. Я рад, что они эту задачу выполнили. В этом году 76 процентов гоночного маршрута – это новые трассы.

– 17 мая гонщики узнали маршрут ралли. Что им нужно делать эти полтора месяца до гонки?

– Они не знают точности трассы. Но узнав маршрут, участники понимают рельеф гонки. Можно просчитать, какие нужно брать запасные части, в каком объеме. Посмотреть какие температуры в это время в регионах, сделать соответствующую подготовку и настройку двигателей. Так как они знают примерный рельеф, то понимают количество камней на маршруте. Могут просчитать, сколько им нужно взять шин. Физическая форма тоже имеет большое значение. Можно спланировать более точный план физподготовки экипажей. Зная маршрут ралли за полтора месяца, можно более скрупулезно подготовиться к гонке и повысить свои шансы на подиум.

– Сейчас, как у руководителя ралли, у вас должно быть одинаковое отношение ко всем командам. Если победит «КАМАЗ-мастер», отмечать победу будете?

– А вы как думаете? Я с удовольствием приду в любую команду, чтобы поздравить победителей, отметить с ними, выпить шампанского. Конечно, если в числе победителей окажется родная команда, то буду рад вдвойне.

Текст: Михаил Кузнецов

Фото анонса: РИА Новости/Илья Питалев, Silk Way Rally

Полная статистика и результаты - здесь. 

30 фото, которые сделают вас фанатом ралли «Шелковый путь»

10 наивных вопросов о маршруте ралли «Шелковый путь-2017»

Больше новостей спорта – в нашем телеграм-канале.