«Намухлюют так, чтобы русские не победили». Интервью гонщика Карякина о пропуске «Дакара»

«Намухлюют так, чтобы русские не победили». Интервью гонщика Карякина о пропуске «Дакара»
Сергей Карякин / Фото: © Личный архив Сергея Карякина
Российский гонщик Сергей Карякин рассказал о недопуске на ралли-марафон «Дакар», который он выигрывал в 2017 году, политической ангажированности FIA, политической карьере в Свердловской области и соревновании с пилотом «КАМАЗ-мастер» Дмитрием Сотниковым в борьбе за пятый титул.

— Как так получилось, что вы пропускаете «Дакар»?

— Все началось в феврале, когда санкции проникли так глубоко, что стали вмешиваться в спорт и ставить заградительные барьеры для спортсменов. Если говорить про FIA, они могут дать возможность участвовать в соревнованиях, но с одним условием: нужно осудить спецоперацию, выразить протест своему государству. Это кабальные меры, на которые нормальный человек не пойдет. Такое требование — простая формальность, никто не запрещает ехать на «Дакаре», только бумажку подпиши.

Понятно, что выиграть тебе в такой ситуации никто не даст. Намухлюют так, чтобы русские не победили в гонке. А еще лишат флага и гимна, любой национальной идентичности.

Мы пытались общаться с организаторами, чтобы они отменили подписание документа. Написал письмо на имя президента FIA, несколько раз отправляли его, но ответа так и не получили. И реальной возможности решить ситуацию я не вижу. Поэтому на «Дакар» мы не едем.

Сейчас остро стоит вопрос сохранить спортивную команду, чтобы участвовать в соревнованиях. Важно понимать, что человеческий капитал — один из основных факторов, который двигает тебя вперед. И нужно не потерять людей на следующий сезон, сохранить коллектив.

Фото: © «КАМАЗ-мастер»

Приняли решение, что будем выставлять спортивную технику на продажу, потому что нет спонсоров, нет средств. Раньше жили за счет продаж спортивных машин, а сегодня они не очень сильно востребованы, и мы немного остались без работы. Перепрофилировались на выполнение заказов, типовых задач, выходим на другой рынок, к которому нужно адаптироваться.

— Если бы получили допуск, удалось бы найти бюджет в сжатые сроки?

— Мне кажется, что да. Даже несмотря на сложную ситуацию, в Екатеринбурге есть люди, которые переживают за родину и готовы поддержать нас.

МИЛЛИОНЫ РУБЛЕЙ НА ДОСТАВКУ ТЕХНИКИ ИЗ РОССИИ В САУДОВСКУЮ АРАВИЮ

— Сколько стоит участие в «Дакаре» 2023 года?

— Если стартовый взнос из-за курса валют стал бы в рублевом эквиваленте меньше, то логистика очень подорожала. В Европу мы технику отправить не смогли бы, пришлось везти ее в Саудовскую Аравию своим паромом или самолетом. Думаю, это миллионов пять-шесть рублей стоила бы только доставка.

— Оказаться на «Дакаре» не в числе участников чемпионата мира было возможно?

— При условии, если бы сохранился прошлогодний статус гонки. Чтобы сохранить национальный флаг, в 2022 году я не стал заявляться на чемпионат мира, участвовал непосредственно в «Дакаре». А теперь такой лазейки нет: «Дакар» стал чемпионатом мира и проходит полностью под эгидой FIA.

— После девяти лет выступлений какие ощущения, что вас выбросили за борт?

— Очень сложно принять. Я привык каждый Новый год праздновать на гонке, быть в гуще событий главного старта года. Конечно, понимал, что нас могут не пустить, готовился к этому эмоционально. Но ничего, жизнь на этом не заканчивается. Сейчас для меня главная цель — сохранить команду и ребят, дотянуть до следующего сезона.

Фото: © «КАМАЗ-мастер»

НОВЫЙ ГОД — ДОМА

— Как семья восприняла, что папа никуда не едет?

— Ха-ха! Конечно, они расстроились, понимают, что для меня «Дакар» очень важен. С другой стороны, обрадовались, что проведем Новый год вместе.

— Дети не загадывали, чтобы вы остались на Новый год дома?

— Не знаю. Но если загадали, то у них это получилось (смеется).

— Коллеги по цеху поддержали?

— Да. Общаюсь со многими гонщиками, все всё понимают, сохранили человеческие отношения. Никто не считает нас какими-то негодяями, адекватные люди знают: российские спортсмены страдают из-за политики.

— Публично кто-то обратился к FIA?

— Не знаю.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ НЕЙТРАЛЬНОСТЬ FIА ПОЛНОСТЬЮ НАРУШЕНА

— Будете следить за гонкой?

— Конечно. Результаты точно буду смотреть. У меня есть близкие друзья из Европы, из Америки, и терять отношения и ссориться я не собираюсь ни с кем. Буду поддерживать ребят, надеюсь.

— Уровень «Дакара» упадет?

— Сложно сказать. Тут скорее вопрос имиджа. Политическая нейтральность FIA полностью нарушена. На бумаге они заявляют о равенстве и безучастии в политике, а на деле все иначе. И это печально. FIA должна объединять, а она разъединяет.

— Федерация боится получить по шапке из-за участия россиян?

— Все видят, какую политику ведет ООН, Запад в целом, когда идет максимальное ущемление прав по национальному признаку. Расизм обладает разной формой, развивается русофобия.

— SNAG Racing сохранит свое существование?

— Да. Мы прошли столько трудностей, что хватило с лихвой. Были и высокий курс евро, и первичные санкции, и пандемия. Уверен, хоть и с потерями, но сохраним команду. Большой минус в том, что мы не можем развиваться, разрабатывать новую машину, потому что это дорого и долго, а возможностей таких нет — надо работать по другим направлениями и зарабатывать деньги.

— С болью в сердце выставляете победную технику на продажу?

— Да. Это не просто машина, это то, чем ты жил долгое время. Она везла тебя к финишу, терпела все проблемы. Безусловно, определенная связь с автомобилем сохраняется.

— На какой срок хватит денег от продажи машины?

— Зарплата — сложный вопрос, она требует больших средств. И отказаться от кого-то из сотрудников было бы очень дорого, неправильно. Когда все вернется к нормальной жизни, найти высококлассного специалиста будет очень сложно.

ЦЕЛЕЙ В ПОЛИТИКЕ НЕ СТАВЛЮ

— Вы стали депутатом Законодательного Собрания Свердловской области. Много времени отнимает работа?

— Существует большой объем задач, но выходные дни никто не отменял. Я и раньше тренировался в свободное время, поэтому серьезных изменений в графике не произошло.

Сергей Карякин / Фото: © Личный архив Сергея Карякина

— Ставите перед собой задачу развивать политическую карьеру?

— Целей в политике не ставлю, меня устраивает текущее положение дел. У меня хорошие взаимоотношения со спикером Заксобрания, депутатами, региональным комитетом партии. Так что не планирую играть в рисковые игры, чтобы добиться результата.

— Министром спорта региона или депутатом Госдумы видите себя?

— Если буду востребован, смогу показать себя в этом направлении, то, наверное, да. Но опять же, исполнительная власть — сложная история, и говорить о министерском кресле говорить неправильно. В таком случае придется полностью отказаться от автогонок, ведь выходных у тебя практически не будет.

ЗАДАЧИ ОБОГНАТЬ СОТНИКОВА В БОРЬБЕ ЗА ПЯТЫЙ ТИТУЛ «ШЕЛКОВОГО ПУТИ» НЕТ

— В следующем году где будете стартовать?

— Чемпионат России — хорошая история, но очень дорогостоящая. Спонсоров, которые готовы меня поддерживать на внутреннем уровне, не так много. А ехать за свой счет мне не по силам. Остается только «Шелковый путь» и тренировки.

— Выезд на тренировки в ОАЭ в нынешних условиях будет мечтой?

— Не знаю, нужно смотреть по финансам. Раньше мы тренировались с Никитой Мазепиным, он мне серьезно помогал в этом плане. Я же делился с ним своими знаниями.

— Мазепин выиграл «Шелковый путь» будучи дебютантом ралли-рейдов. Ему этого хватило?

— Мне кажется, что нет. Мы с ним общаемся, он сильно погружен в работу, много делает для фонда. И чем ближе «Шелковый путь», тем яснее будет его позиция по участию в гонке. Защитить титул — это вызов, посмотрим, нужно ему будет или нет.

Фото: © Денис Бушковский / Матч ТВ

— Вы наряду с Дмитрием Сотниковым из «КАМАЗ-мастер» являетесь четырехкратным победителем «Шелкового пути». Кто из вас быстрее станет пятикратным?

— Все будет зависеть от ситуации в команде, как я буду ехать на гонке — основным пилотом или в паре с кем-то, как это было летом с Мазепиным. Задачи обогнать Диму в борьбе за пятый титул у меня точно нет.

— Вы как-то говорили, что не будете менять гоночный зачет, пока не выиграешь «Дакар» на мотовездеходе. Желание сохраняется?

— Я уверен, что смогу победить. А дальше уже посмотрим. Часто навевают воспоминания по квадроциклам, может вернусь на «Дакар» на нем. А вот на мотоцикле я не поеду точно — это слишком высокий риск для здоровья.

Больше новостей спорта – в нашем телеграм-канале.