Формула 1

Гонка без гонщиков. 15 лет скандальному Гран-при США

19 июня 2005 года на трассе «Индианаполис» прошла самая странная гонка в истории «Формулы-1», на старт которой вышло всего 6 машин. Вспоминаем, почему так вышло и к каким последствиям привело.

К этапу в США (9-му из 19-ти) лидерами личного зачета неожиданно подходили молодые Фернандо Алонсо и Кими Райкконен, которые и повели борьбу за титул в том сезоне. Выигравший же к тому моменту 5 подряд чемпионатов Михаэль Шумахер впервые с 2000 года отошел на второй план. 

Фернандо Алонсо / Фото: © Mark Thompson / Staff / Getty Images Sport / Gettyimages.ru

Произошло это в том числе из-за шин. «Бриджстоун», которому оставалась верна «Феррари», не мог составить в том сезоне конкуренцию «Мишлену», чью резину предпочли 7 команд из 10-ти. Но в «Индианаполисе» французские шинники столкнулись с тем, к чему совершенно не были готовы. Во время пряничных заездов в серьезную аварию попал Ральф Шумахер на «Тойоте», разбившийся на бэнкинге в последнем повороте. Причиной стал взрыв левой задней покрышки на болиде немца. Ральфа отправили в больницу, а его место занял тест-пилот японской команды Рикардо Зонта. Однако бразильца ждала та же участь — вылет из-за прокола все той же левой задней шины. Впрочем, Зонте повезло куда больше, и он смог вернуться в боксы.

«Мишлен» провел расследование инцидентов и пришел к неутешительному выводу — из-за специфического покрытия трека их шины не выдерживают нагрузку в 13-м повороте. Это значит, что все 14 машин с французскими покрышками могли в любой момент сойти с дистанции. Замена «бракованной» партии шин на проверенные старые проблему решить не смогла.

Клиенты «Мишлена» вместе с ФИА начали искать выход из ситуации. Самым простым и эффективным решением проблемы казалось временное сооружение медленной шиканы в 13-м повороте, которая позволила бы серьезно снизить нагрузку на шины в опасном месте. «Мишленовцы» даже были готовы пойти на то, чтобы эту шикану проезжали только они, тогда как клиенты «Бриджстоуна» могли проходить поворот на полной скорости. Но «Феррари» и ФИА выступили категорически против каких-либо изменений на трассе. Среди прочего звучало предложение о проведении пит-стопов и замене резины каждые 10 кругов, но французские шинники сказали, что у них нет такого количества покрышек. Да и при таком раскладе о какой-либо борьбе за высокие позиции клиентам «Мишлена» пришлось бы забыть. Гонка находилась под угрозой срыва.

Берни Экклстоун / Фото: © Clive Rose / Staff / Getty Images Sport / Gettyimages.ru

Впрочем, в квалификации выступили все 20 болидов, поскольку формат тех лет предусматривал лишь один быстрый круг в исполнении каждого пилота. Поул взял Ярно Трулли на «Тойоте», а первые два ряда полностью заняли «мишленовские» машины. Лучшим из «Бриджстоунов» стал Шумахер, расположившийся на пятой позиции. Но поскольку к началу гонки никакого выхода из сложившейся ситуации найдено не было, все клиенты «Мишлена» заключили джентльменское соглашение не принимать участие в заезде. В воскресенье заполненные трибуны автодрома поначалу увидели на стартовой решетке пелотон в полном составе, но после прогревочного круга свои места на трассе заняли только 6 машин, тогда как все остальные свернули в боксы.

Вместе с «Феррари» участие в этом фарсе приняли еще два клиента «Бриджстоуна» — «Джордан» и «Минарди», которые поначалу поддерживали «мишленовцев» и вместе с ними искали пути проведения нормальной гонки. Обе команды даже хотели бойкотировать заезд, но ФИА пригрозила им большими штрафами, так что два главных аутсайдера сезона-2005 все же вышли на старт.

80 тысяч зрителей просто не понимали, как реагировать на происходящее. Самое большое разочарование испытали тысячи поклонников колумбийского пилота «Макларена» Хуана Пабло Монтойи, специально приехавшие в США поболеть за своего любимца.

Никакой борьбы на треке не было даже между партнерами по команде, поскольку все, включая Рубенса Баррикелло, получили строгий приказ привезти обе машины на финиш. 

В итоге в США Шумахер одержал единственную победу в сезоне-2005, верный Баррикелло в последний раз составил ему компанию на пьедестале, а самым счастливым человеком в мире в тот момент оказался ставший третьим Тьягу Монтейру, которого пилоты «Феррари» довольно быстро оставили наедине со своим «успехом» и шампанским.

Тьягу Монтейру / Фото: © Mark Thompson / Staff / Getty Images Sport / Gettyimages.ru

После окончания гонки «Индианаполис» буквально утонул в свисте и оскорблениях. Один из сотрудников «Рено» рассказывал, что в их боксах даже было принято решение сменить командную форму на безликие футболки, чтобы избежать гнева толпы, которая справедливо требовала вернуть деньги за билеты.

Последствия же того скандала, получившего неофициальное название «Индигейт», оказались весьма предсказуемы. «Мишлен» покинул «Формулу-1» на следующий год, а в 2007 из календаря пропал и Гран-при США. В эту страну «королевские гонки» вернулись только спустя 5 лет и уже на другую трассу — в Остине.