Формула-1

Увольнения, слезы и смертельная обида. К чему приводит игнорирование командной тактики в «Формуле-1»

Увольнения, слезы и смертельная обида. К чему приводит игнорирование командной тактики в «Формуле-1»
Шарль Леклер и Себастьян Феттель / Фото: © Clive Mason / Staff / Getty Images Sport / Gettyimages.ru
Командная тактика в «Ф-1» давно не вызывает бурного обсуждения, но недавняя гонка в Сочи снова привлекла внимание к этой проблеме.

В России «Феррари» придумала хитрую тактику, при которой стартовавший с поула Шарль Леклер должен был помочь Себастьяну Феттелю пройти Льюиса Хэмилтона за счет слип-стрима. Немец успешно выполнил задачу, только немного перестарался и помимо британца заодно прошел и своего напарника. Команда несколько раз сообщила монегаску, что скоро Феттель его пропустит, но упрямый Себ не собирался выполнять этот приказ. Единственное, что спасло его от молний руководителя Маттиа Бинотто и неодобрения со стороны Леклера — отказ системы рекуперации энергии с последующим сходом.

Открыть видео

Для болельщиков Гран-при России стал явным показателем, как гонка может решаться на мостике, а не в борьбе. Вспоминаем, когда еще пилоты отказывались становиться «игрушкой» в руках манипуляторов в угоду своему же напарнику-противнику.

Подорванный авторитет (1981)

Окрыленные титулом 1980 года, на следующий сезон в «Уильямсе» возлагали большие надежды. Действующий чемпион Алан Джонс считался безусловным лидером команды, поэтому все усилия повторить прошлогодний успех были направлены на работу в его боксах. Однако с этим явно не был согласен его напарник — Карлос Ройтеман. На втором этапе в Бразилии лидирующему Ройтеману несколько раз сказали пропустить Джонса, но тот попросту проигнорировал приказы с мостика и одержал победу. Это окончательно испортило отношения между пилотами «Уильямса». В итоге их обоих опередил Нельсон Пике на «Брэбеме», обошедший Ройтемана всего на одно очко. Джонс же после такого чемпионата решил завершить карьеру.

Карлос Ройтеман и Алан Джонс / Фото: © Don Morley / Staff / Getty Images Sport / Gettyimages.ru

Увольнение и смерть (1982)

Предварительный сговор, как в Сингапуре 2008-го, но безрезультатный — такой вердикт можно вынести для «Рено» на Гран-при Франции 1982 года. До гонки Рене Арну попросили пропустить Алена Проста, если он вдруг окажется впереди будущего четырехкратного чемпиона. К несчастью для Арну, он лидировал, однако данного приказа не выполнил и выиграл гонку, которая принесла французской команде первый дубль в «Формуле-1». Сезон окончился ожидаемо — после конфликтов с Простом Рене в конце 1982-го перешел в «Феррари».

Жиль Вильнев / Фото: © Getty Images / Staff / Getty Images Sport / Gettyimages.ru

В том же сезоне произошел и еще один похожий эпизод, но с куда более печальными последствиями. Причем именно в рядах скудерии. Многие фанаты Жиля Вильнева до сих пор считают неповиновение командной тактике главной причиной его гибели. Возможно, не зря. На Гран-при Сан-Марино 1982 года напарник Жиля по «Феррари» Дидье Пирони ослушался приказа не обгонять лидировавшего канадца и выиграл гонку. Почувствовавший себя преданным Вильнев затаил обиду на теперь уже бывшего друга и поклялся больше никогда с ним не разговаривать. Две недели спустя Жиль, пытаясь побить быстрое время круга своего напарника в квалификации, попал в аварию и трагически погиб.

Разжигание пламени вражды (1989)

При упоминании словосочетания «конфликт в «Макларене» многие вспомнят Фернандо Алонсо и Льюиса Хэмилтона, но куда более интересна история Айртона Сенны и Алена Проста. Речь пойдет о начале той самой борьбы, приведшей в том числе и к знаменитому столкновению в Японии того же года.

На Гран-при Сан-Марино между гонщиками была договоренность: кто будет лидером после первого поворота, тот и останется впереди до конца гонки. Соглашение было нарушено во время рестарта. Сенна вошел в поворот позже Проста, однако это не остановило Айртона от обгона француза в борьбе за победу. Алена это сильно возмутило — правило нарушил тот, кто его же и придумал. Позже он заявил, что не хочет иметь ничего общего с бразильцем.

Сопротивление до конца (2002)

За Рубенсом Баррикелло в автоспортивном сообществе закрепилось не самое приятное прозвище, сделавшее его имя нарицательным, обозначающее приспешника первого номера. Но на Гран-при Австрии 2002 года даже у одного из самых послушных гонщиков терпение дошло до предела.

Михаэль Шумахер и Рубенс Баррикелло / Фото: © Tom Shaw / Staff / Getty Images Sport / Gettyimages.ru

После череды неудач этот этап был для Рубенса предвестником успеха. В тренировках и квалификации он был сильнее своего напарника по «Феррари» — Михаэля Шумахера. Стартовав с поула, Барикелло лидировал в гонке. Ничего не предвещало беды, пока не нагрянул шторм в виде приказа пропустить будущего семикратного чемпиона вперед. Вопреки привычке безоговорочно выполнять приказы, Рубенс оставался первым и не желал упускать заслуженную победу из рук. Лишь после угроз о расторжении контракта пилот все-таки уступил, практически остановившись перед самой финишной чертой на последнем круге. На пьедестале Баррикелло не сдерживал слез. Этот случай послужил поводом к запрету командной тактики, пока знаменитое «Фернандо быстрее тебя» не прозвучало в радиопереговорах с Массой в Германии 2010-го…

«Мульти-21» (2013)

Один из самых известных моментов неповиновения грозным словам с мостика произошел на Гран-при Малайзии в 2013-м. После столкновения в Турции тремя годами ранее руководство «Ред Булла» явно хотело просто довезти машины до финиша в таком порядке, как они и ехали: Уэббер — первый, Феттель — второй. Гонщики получили с мостика зашифрованное послание «Мульти-21», обозначающее продолжение движения в заданном порядке. Однако Себастьян ослушался, обогнал Марка и выиграл гонку.

Эдриан Ньюи, Марк Уэббер и Себастьян Феттель / Фото: © Clive Mason / Staff / Getty Images Sport / Gettyimages.ru

Через пять лет Кристиан Хорнер рассказал, что такое поведение было вызвано возвращением «должка» Уэбберу. Тот помешал борющемуся за чемпионство Феттелю в заключительной гонке 2012 года в Бразилии, когда вместо содействия выдавил его с трассы.

Когда все начало выходить из-под контроля (2019)

Как и в ситуации с Уэббером, Феттель шестью годами позже не стал терпеть манипуляции с мостика. Он сделал то же, что начал напарник, заваривший всю эту кашу еще на Гран-при Бахрейна. В начале гонки Леклер понял, что едет быстрее Себастьяна. Несмотря на приказ оставаться за немцем два круга, Шарль обогнал при первой же возможности.

Открыть видео

В «Феррари» в начале 2019 года заявили, что Феттель на старте сезона будет в приоритете. Однако Леклер явно дал понять, что он тоже сильный игрок, и своими скоростью и амбициями смешал все карты руководству команды. Распри внутри коллектива приводят к разладу между гонщиками и создают ощущение дежавю сезона-2007, когда в «Макларене» опытному Алонсо в напарники взяли молодого и амбициозного Хэмилтона.

Больше об «Ф-1»:

Больше новостей спорта – в нашем телеграм-канале.