Корреспондент «Матч ТВ» Дмитрий Занин обстоятельно поговорил со старшим тренером женской сборной России по биатлону Сергеем Коноваловым – об уникальности Подчуфаровой, уверенности Юрловой, будущем Кайшевой и составе эстафеты на чемпионате мира в Осло, который стартует 3 марта.
Про взаимное доверие и разные слезы
– Накануне каждого старта вы проводите собрание со спортсменками. Что вы им говорите: это какая-то эмоциональная накачка или исключительно организационные вопросы – «ты на старте 12-я, а ты 63-я»?
– Разумеется, нет. Одними общими фразами и озвучиванием стартовых номеров не обойдешься. Важно индивидуально для каждой подобрать какие-то слова. Плюс мы стараемся разложить план по дистанции, разобрать стрелковые элементы. Настроить должным образом, чтобы каждая смогла проявить себя.
– Насколько тяжело работать именно с женской командой?
– С женщинами сложно в каком плане: непросто завоевать их уважение, доверие. Если они поверили в тебя как в тренера, это большой успех – девочки будут выполнять все, что ты им предложишь. Но это доверие заслужить очень сложно.
– Судя по всему, вам это удалось. Несмотря на скромные результаты, настроение в сборной нормальное – это заметно со стороны. Как вам удалось этого добиться?
– От состояния внутри команды отчасти и зависит итоговый результат. И мы стараемся поддерживать комфортную атмосферу. В первую очередь, за счет доверия: мы доверяем спортсменкам, они – нам. Я уверен, что на этом уровне у нас четкое понимание. Даже если бывают моменты, что кто-то с кем-то не согласен, мы всегда открыты для беседы, всегда дискутируем и не расходимся, пока у какой-то из сторон есть недопонимание.
– Часто с вами кто-то спорит?
– Когда не все получается, как хотелось бы, вопросы и сомнения неминуемо возникают. Но в начале сезона, когда было непросто, мы старались регулярно общаться, обсуждать все. И не разрешенных вопросов не оставалось.
–Каково вам было в начале сезона после очередной провальной гонки приезжать в отель и видеть там вопросительные взгляды спортсменок: «Тренер, что мы делаем не так?»
– Было очень сложно. Врагу бы такого не пожелал. Тот пресс, то давление, которое мы испытывали… Хотя я не скажу, что мы испытывали его в полной мере. У нас есть главный тренер, есть президент федерации, которые на своем уровне эти вопросы брали на себя, и как такового мощного давления на команду мы не испытывали. Но после не самого хорошего результата в гонке нужно было возвращаться в гостиницу, разговаривать со спортсменками. И мы начинали с того, что анализировали гонку – цифры, раскладки по кругам, по отсечкам, информация с рубежа. Такой детальный разбор и меня настраивал на соответствующую волну, и девушек разворачивал в конструктивную сторону. Чтобы не было взаимных обвинений и упреков. В любом случае, мы начинали разговор и всегда сразу все обсуждали.
– Слезы были?
– Конечно.
– Как себя вести тренеру в такой ситуации? Вот она сидит и плачет.
–По-разному. Знаете, слезы слезам рознь. Я вспоминаю Настю Загоруйко – 2012 год, когда мы работали еще в команде Б. Была действительно тяжелая развивающая тренировка. И вот она финиширует мимо меня, пробегает метров 10 – и в слезы. А мне некогда отвлекаться, нужно фиксировать других. Настя ревела минут пять, наверное, пока другие девочки добегали, а потом спрашивает: «Что мне дальше делать?». Я говорю: «Настя, встаешь, выходишь на старт, бежишь и работаешь». И вопросов больше не было. Это одни слезы – рабочие, нормальные. А Аня Никулина после эстафеты в Хохфильцене – это совсем другое. Слезы отчаяния, какая-то большая проблема и непонимание, что происходит. Я постарался просто ее успокоить, переключить на что-то другое. В тот момент невозможно было говорить про причины. А вот когда приехали в отель, уже без слез сели, все разобрали и пришли к пониманию.
Ульяна Кайшева
Про отсутствие лидера и будущее Кайшевой
– Оправдывая невнятный старт сезона, российские тренеры и спортсмены часто говорят, что «важно разбежаться». Сборная России два этапа набирает ход, на третьем выстреливает, как это было в Поклюке и в Антхольце. Но ведь кто-то выигрывает и в Эстерсунде, и в Хохфильцене, и в Рупольдинге?
– У нас очень ровная команда, но пока нет своего яркого лидера мирового биатлона, который в сложный для команды период мог бы поддержать ее своим результатом. Этим можно отчасти объяснить то, что мы не всегда стабильно выступаем. Взять, например, чехов – у них команда достаточно средняя, но есть Соукалова. У финнов – Макарайнен и средняя команда, у французов Дорен Абер и средняя команда. А у нас просто ровная команда, но, к сожалению, нет своей Соукаловой. Зато есть Подчуфарова, есть Юрлова, есть Виролайнен.
– После плохих результатов на старте сезона не боялись, что кризис затянется, или были уверены, что сегодня-завтра все наладится?
– Мы четко понимали, что нельзя начинать метания и что-то кардинально менять. Потому что в какой-то момент мы бы просто растерялись и не смогли потом найти ошибку. На наш взгляд, важно сохранить выбранную линию, чтобы оценить в полной мере: правильно шли или нет. И сейчас есть твердое убеждение, что выбранный курс приносит плоды. Есть яркое выступление в Антхольце, хорошее выступление Оли Подчуфаровой в Поклюке в масс-старте, есть ровные выступления с заездами в топ-10 других спортсменок.
– На Кубок мира приезжали Никулина, Акимова, Кайшева – и никто не смог закрепиться в команде. Пятый номер сборной постоянно меняется. Его некому занять? Или спортсменки есть, но приезжая в сборную, почему-то меняются? На Кубке IBU все выступают здорово, а на Кубке мира теряются. К примеру, Акимова на Кубке IBU в Швеции бежала «в одни ноги» с Санфилиппо, а спустя неделю на Кубке Мира итальянка на подиуме, а Татьяна 83-я. Психология?
– В случае с Санфилиппо очень важен опыт. Она не первый год в сборной, а та же Таня Акимова только дебютировала на Кубке мира, равно как и Ульяна Кайшева. С первой гонки проявить себя трудно. Хотя они очень сильные биатлонистки.
– Что не так с Ульяной Кайшевой?
– С Кайшевой все так. Но есть такой момент: когда о тебе с юниоров много говорят, причем с большим авансом, с этим сложно справиться. Это и произошло с Ульяной. Сколько ее называли новой звездой российского биатлона! И мне кажется, что она не справилась с этой ситуаций, хотя она достойная спортсменка. Кайшевой просто нужно дать время – и она себя проявит. Но пока Ульяна не может держать удар долго, умеет собраться на одну дистанцию, а на второй не получается выступить так же здорово.
– Но ведь это приходит с опытом. А как его получить? Только через старты Начала она с 62-го места, потом будет 50-е, затем 31-е и так далее.
– Все правильно. С Таней Акимовой так и происходит. Мы ей дали возможность стартовать. В итоге в Канаде она заехала в топ-25, в США – в двадцадку. Это серьезный уровень для нее – и она будет прогрессировать. Кайшева тоже может вырасти в сильную биатлонистку. Просто нужно время и возможность выступать в Кубке мира. А для этого нужно вернуть максимальную квоту – 6 мест.
– То есть попасть в топ-5 Кубка Наций по итогам сезона. Это реально?
– Сделаем для этого все возможное.
Ольга Подчуфарова
Про самоотдачу Подчуфаровой, спокойствие Юрловой и психологию Виролайнен
– В чем феномен Ольги Подчуфаровой – девушки, которая пришла в биатлон в 16 лет, а сейчас – лидер команды?
– А еще она закончила школу с золотой медалью и занималась танцами. Думаю, ее сила – в трудолюбии, целеустремленности и умении ждать результат. Я понимаю, что все жертвуют ради биатлона многим, но со стороны Ольги это чуточку больше во всех отношениях. Это не какое-то жертвоприношение, а просто полная самоотдача, абсолютная уверенность и любовь к своему делу – и это дает свои плоды.
– В этом году Ольге по силам выиграть чемпионат мира?
– Думаю, да. Конечно, мы должны очень грамотно провести заключительный этап подготовки перед турниром. Если выполним всю намеченную работу, сможем показать самые высокие результаты.
– В составе нашей сборной есть чемпионка мира – Екатерина Юрлова – насколько это важно для команды?
– Очень важно! Это придает больше уверенности остальным спортсменкам.
– Сама Катя изменилась в этом сезоне?
– Сильно. Стала намного спокойней, намного увереннее. Думаю, эта медаль перевернула очень много в ее спортивной жизни. Ну и замужество тоже положительно сказалось на ее выступлениях, на ее отношении к делу.
– Одна из возможностей взять медаль чемпионата мира – эстафета. Можете назвать железобетонных участников четверки, если не будет никаких травм. Кто точно выйдет на старт и какие этапы побежит?
– Если без форс-мажоров, то по некоторым позициям понимание уже есть. Ольга Подчуфарова очень уверенно выступает на 4 этапе – никаких претензий. Железный эстафетчик, хороший боец. В этом сезоне великолепно проявила себя и Катя Юрлова. Она очень стабильно выступала именно в эстафетных гонках. Не все спортсмены умеют ждать во время эстафеты; дальние этапы – 3-й и 4-й – в этом плане непростые. Я думаю, что Катя при хорошем раскладе будет выступать на третьем этапе.
– Насколько широк круг кандидатов на первые два этапа? Это девушки из сборной или кто-то еще?
– По критериям отбора после чемпионата Европы мы имеем право привлечь в команду спортсменок, которые завоюют там медали. Конечно, будем смотреть и выступления по ходу сезона. Ну и девочки, которые сейчас в команде, – Катя Шумилова, Даша Виролайнен, Таня Акимова, которая от гонки к гонке набирает обороты и на тренировках стабильно себя проявляет. Выбор есть.
– У Акимовой нет комплекса «пятой» – спортсменкой, которую всегда меняют?
– Не думаю. Да, она очень самокритичная, скромная. Но сомневаюсь, что она считает себя той, кого будут менять. У нас вообще меняют шестого, но в Америку мы специально взяли пятерых, чтобы не было никаких лишних мыслей, что кто-то стартует, кто-то нет.
– Что в этом сезоне происходит с Виролайнен? Она ведь рассудительная, уравновешенная спортсменка, а выступает крайне нестабильно.
– С Дашей все в порядке. В Канаде она в эстафете доказала, что в полном порядке – может достойно соревноваться. У нас в команде есть переходящий приз, который получает лучшая по итогам этапа спортсменка. И вот после Канады он достался Дарье.
– Кто придумал эту историю?
– Наташа Джилкибаева (специалист комплексной научной группы – Matchtv.ru). Она предложила эту идею в начале сезона. В роли трофея – кукла-спортсмен. Приз побывал уже у Подчуфаровой, у Юрловой, и вот – у Виролайнен.
– Еще в прошлом сезоне Дарья говорила, что эстафеты больше бегать не будет, что у нее «проблемы с психологией», но ее продолжали ставить. Это была своего рода терапия?
– Эстафеты – это отдельный вид программы. Есть спортсмены, которые готовы бегать в командных дисциплинах, а есть те, кому это сложно. За себя бежит нормально, а в команде – нет. Отсюда и штрафные круги. Но это не про Дарью Виролайнен. Она готова и умеет выступать в команде.
– Болельщики обсуждают, что Виролайнен в сборной только благодаря маме – Анфисе Резцовой. На Дарье эти разговоры как-то сказываются?
– Не думаю, что на нее это давит. Даша в сборной за счет результатов, а не за счет мамы.
Татьяна Акимова
Про успех в Антхольце и невезение в Канаде
– Перед этапом в Антхольце было ощущение, что все сложится хорошо? Или результат стал сюрпризом?
– Два первых места и две бронзы были огромным и приятным сюрпризом для всей команды. Но, выходя на любой старт, мы рассчитываем на хорошее выступление. Даже если в начале гонки что-то не получается у спортсмена из первой группы, затем у следующего, ты все равно думаешь, что те трое, которые еще не стартовали, покажут результат. Надежда всегда есть даже по ходу гонки. Проходит «лежка», и ты веришь, что на «стойке» все нормально будет. Человек без надежды не может жить.
– Удачный результат Антхольца одни посчитали чудом, другие решили, что все закономерно. Как его восприняли вы?
– Приятно было сознавать, что работа, которую мы проделали, привела к хорошему результату. Значит, мы все делали правильно. Поклюка и Антерсельва – это итог плодотворного труда всей команды.
– Когда сборная выступала плохо, все говорили, что тренер Коновалов – плохой. А когда команда выступила хорошо, нашлись те, кто вас похвалил?
– Было много смс с поздравлениями. Чувствовалась поддержка с полным выдохом – «ух, не все так плохо, молодцы, что все у вас получилось». Поддержка была от друзей, от руководства и от семьи. Это было приятно.
– В Канаде вы ждали продолжения успехов Антхольца?
– Мы ехали на американские этапы с расчетом на возвращение максимальной квоты – знали, что многие спортсмены в Америку не приедут и можно улучшить свое положение в Кубке Наций. Настрой был боевой. Но выступление в Канаде немножко огорчило, какое-то невезение. В обеих эстафетах можно было спокойно заезжать в призы. Но, к сожалению, получилось иначе. Замечательная стрельба нашего дуэта в сингл-миксте, по одному дополнительному патрону, а мы только четвертые. Так же и в микс-эстафете: закрой Алексей Слепов мишень – и мы в призах, но… Так бывает.
– Как команда будет готовиться к чемпионату мира?
– Есть план, логистика по переездам, размещению. Будем готовиться в Бейтостолене, в Норвегии, ближе к месту проведения чемпионата мира. Вся программа расписана. Осталось детально проработать вопрос участия спортсменок по гонкам. Чтобы проводить более индивидуальную работу на заключительном этапе подготовки.
– Какая задача на турнир?
– Максимально успешное выступление.
– Допустим, у нас в каждой гонке кто-то попадает в топ-6 – это хорошо?
– Хорошо, но хочется лучшего. У нас команда – это сплав молодости и опыта. Есть девочки, которые и на олимпийских играх завоевывали медали, есть чемпионка мира, есть молодые спортсменки. И эта гремучая смесь принесет нам результат.
– То есть у нас сильная сборная?
– Да, у нас сильная сборная.
Текст: Дмитрий Занин
Фото: РИА Новости/Александр Вильф, РИА Новости/Владимир Сергеев, biathlonrus.com