Российских легкоатлетов не пустили на Олимпиаду-2016. Как такое стало возможным?

17 июня 2016 17:14
Российских легкоатлетов не пустили на Олимпиаду-2016. Как такое стало возможным?
Российских легкоатлетов не пустили на Олимпиаду-2016. Как такое стало возможным?

«Матч ТВ» напоминает главные события, которые привели российскую легкую атлетику к олимпийской дисквалификации.

 

Шаг первый. Фильмы Зеппельта

Все началось с кино. В конце 2014 года немецкий телеканал ARD показал первую серию фильма-расследования журналиста Хайо Зеппельта (на фото) о допинге в российской легкой атлетике, в августе 2015-го в эфир вышла вторая. Главными информаторами Зеппельта стали бегунья Юлия Степанова (в девичестве – Русанова, в 2013-м ее дисквалифицировали за отклонения в показаниях биопаспорта – «Матч ТВ») и ее муж Виталий, до февраля 2011 года работавший в российском антидопинговом агентстве (РУСАДА). Они рассказали, что в российской легкой атлетике выигрывают только на допинге, запрещенными препаратами вовсю торгуют тренеры и врачи, а «чистую» пробу можно организовать за деньги или «по звонку» от большого чиновника. Признания четы Степановых дополнили мутные, но откровенные съемки скрытой камерой, а также свидетельства других спортсменов и тренеров о существовании государственной допинг-системы. Официальные лица федерации и РУСАДА, с которыми общался Зеппельт, проблему категорически отрицали.

Шаг второй. Реакция ВАДА и Международной ассоциации легкоатлетических федераций (ИААФ)

Фильм ARD заинтересовал ВАДА. Там взялись за расследование, итогом которого стал разгромный доклад – все обвинительные тезисы Зеппельта подтвердились. В результате Всероссийскую федерацию легкой атлетики (ВФЛА) исключили из ИААФ, лишив спортсменов из России права выступать на любых международных соревнованиях. Кроме того, лицензию отозвали у московской антидопинговой лаборатории, а ее глава Григорий Родченков уволился.

Российской легкой атлетике предъявили целый список антидопинговых требований, в декабре 2015-го в ИААФ создали специальную комиссию во главе с норвежцем Руне Андерсеном, чтобы контролировать их исполнение. С начала года ее представители регулярно посещали Россию, изучали документы, проводили интервью с чиновниками и спортсменами. Свои выводы о том, насколько эффективными оказались антидопинговые реформы в России, комиссия должна была представить в итоговом докладе на Совете ИААФ, назначенном на 17 июня.

Шаг третий. Антидопинговая работа России

ВФЛА старалась выглядеть прилежным исполнителем. Нужно уволить сотрудников, замешанных в допинг-историях? Пожалуйста. В федерации появился даже новый президент – самарский министр спорта Дмитрий Шляхтин. Требуется дисквалифицировать всех спортсменов и тренеров, упомянутых в докладе ВАДА? Да. Глава медицинской комиссии ВФЛА Сергей Португалов потерял должность. Олимпийская чемпионка Лондона-2012 Мария Савинова, бронзовый призер Екатерина Поистогова и еще несколько спортсменов отстранены от соревнований. Тренерам Мохневу и Казарину (бег на средние дистанции), а также Чегину (ходьба) и Мельникову (группа выносливости) запрещено работать в спорте. Еще один важный пункт требований ИААФ – минимум три внесоревновательных допинг-теста в течение 6 месяцев для любого российского спортсмена, чтобы получить допуск на международные соревнования (для бегунов на средние и длинные дистанции, ходоков и многоборцев – 6). Тестировать легкоатлетов разрешили РУСАДА, но планирование проб доверили Британскому антидопинговому агентство, а проверку – разным лабораториям не в России. Ее обязали только оплатить всю эту работу. 


Олимпийская чемпионка Мария Савинова и ее тренер Владимир Казарин

Шаг четвертый. Откровения Родченкова в «Нью-Йорк Таймс»

Пока новое руководство российской легкой атлетики отчаянно старалось выполнить требования ИААФ, один из главных фигурантов дела – Григорий Родченков – обживался в США. Там его разыскали журналисты The New York Times и документалист Брайан Фогель. Новым друзьям бывший руководитель московской антидопинговой лаборатории рассказал, как помогал российским спортсменам выигрывать медали на Играх в Сочи. По словам Родченкова, перед домашней Олимпиадой в России по заказу Минспорта разработали специальную допинг-программу. Ее участниками стали в том числе и олимпийские чемпионы Александр Легков, Александр Зубков и Александр Третьяков (позже были названы фамилии лыжника Максима Вылегжанина и бобслеиста Алексея Воеводы). Все они якобы использовали изобретенный Родченковым коктейль из трех стероидов и алкоголя (виски или мартини) прямо во время соревнований в Сочи, а их допинг-пробы по ночам заменяли на чистые.

Пока обвинения держатся только на показаниях Родченкова. Но ВАДА ведет независимое расследование. Специально созданную для этого комиссию возглавляет канадский специалист Ричард Макларен. Результаты своей работы он представит 15 июля. Если версия Родченкова подтвердится, ВАДА может рекомендовать МОК отозвать у России приглашение на Олимпиаду-2016. Что касается самого Родченкова, то он, по слухам, нашел работу в одной из лабораторий США. И ему простили даже 1417 допинг-проб, в уничтожении которых он был обвинен в начале ноября 2015-го.

Шаг пятый. Отчет ВАДА, четвертый фильм Зеппельта и перепроверка старых проб

В конце мая экспертная комиссия ИААФ приезжала с очередной проверкой в Москву и, по словам, президента ВФЛА Дмитрия Шляхтина осталась довольна ее результатами. Но представители ВАДА настроены не так оптимистично. Их выводы опубликованы в специальном отчете по допинг-пробами российских спортсменов в период с 15 февраля по 29 мая 2016 года. По данным агентства, за это время россияне сдали 455 допинг-проб, 52 из которых оказались положительными. Только в двух случаях были выявлены стероиды – станозол и нандролон, у одного спортсмена обнаружили сосудосуживающее средство – туминогептан, остальные 49 попались на мельдонии. При этом в отчете говорится, что 736 запросов на проведение допинг-исследований остались без ответа, а 73 теста не удалось провести из-за недоступности спортсменов, проживающих в закрытых городах. Кроме того, допинг-офицеры не смогли протестировать спортсменов на чемпионатах России по тяжелой атлетике во Владикавказе и греко-римской борьбе в Грозном, куда их не пустили, сославшись на напряженную обстановку в регионах. 

Представители ВАДА рассказали также, что в некоторых случаях сталкивались с тем, что российские атлеты внезапно сходили с дистанции и покидали стадион, чтобы избежать тестирования. Из всего этого может последовать не самый утешительный вывод – российская сторона делает недостаточно для борьбы с допингом. Эту же мысль пытается донести до своих зрителей Хайо Зеппельт. Его четвертый фильм о российском допинге вышел в эфир 8 июня. В нем говорится, что дисквалифицированные тренеры продолжают работать со спортсменами, а министр спорта Виталий Мутко и его советник Наталья Желанова оказывают давление на ВАДА для прекращения расследования по ситуации с допингом в России. Есть в фильме и новая порция откровений от Родченкова. По его словам, чтобы скрыть положительные допинг-пробы российских атлетов на Олимпиаде-2012, давали взятки в размере 500 тысяч долларов. И все это на фоне вала положительных проб с Пекина-2008 и Лондона-2012, которые начали перепроверять этой весной по методике, разработанной все тем же Родченковым.   

Шаг шестой. Решение комиссии ИААФ

Совет ИААФ заслушал выводы комиссии Руне Андерсона и оставил дисквалификацию ВФЛА в силе – российские легкоатлеты на Олимпиаду в Рио не допущены.

Правда, президент МОК Томас Бах недавно заявил, что окончательное решение по этому вопросу будет принято 21 июня на заседании МОК в Лозанне, тем самым оставив российским атлетам микронадежду на благоприятный исход. Так, журналист BBC Ден Роан сообщил в своем твиттере, что олимпийские чиновники разрешат отдельным легкоатлетам из России, не замешанным в допинг-историях, выступить на Играх-2016. Но их ждет беспрецедентно строгий контроль.

Текст: Марина Крылова, Наталия Калинина

Фото: globallookpress.com