История швейцарского адвоката, который раньше вел футбольные жеребьевки, а теперь стал президентом ФИФА.
Джанни Инфантино – тот обаятельный человек со сверкающей лысой головой, без которого не обходится ни одна жеребьевка в европейском футболе. Генеральный секретарь УЕФА крутит командами, как хочет, помещая карточки с их названиями в пластиковые шары. В октябре 2015 года, когда его шеф Мишель Платини был отстранен от любой футбольной деятельности, Инфантино неожиданно выдвинулся кандидатом в президенты ФИФА. Но было бы ошибкой назвать его кандидатом-спойлером, действующим в интересах Платини. И вообще неправильно считать Инфантино компромиссным кандидатом от Европы, хотя он заручился публичной поддержкой многих европейских футбольных ассоциаций. На выборах 26 февраля за Инфантино отдала и Россия. Но, похоже, масштаб амбиций швейцарца гораздо шире европейского континента. Его сторонники обнаруживаются в мире повсеместно, и это делает Джанни Инфантино главным фаворитом президентской гонки.
«У меня обе ноги левые»
Джанни Инфантино родился в альпийском городке Бриг, где по-прежнему живут его мать и две сестры. Его отец был итальянским иммигрантом из Реджио-Калабрии, где Джанни впоследствии приобрел домик на берегу моря, и держал в Бриге торговый ларек. Джанни Инфантино учился на факультете права в Университете Фрибурга, а чтобы платить за образование, подрабатывал проводником на железной дороге. Он мечтал стать футболистом, даже играл за городскую команду из четвертой швейцарской лиги, но никогда не питал иллюзий о своем таланте: «У меня обе ноги – левые», – иронизировал Инфантино.
Инфантино против «Спартака»
В 1995 году он начал карьеру юриста в невшательском Международном центре спортивных наук, где в последствии стал куратором группы специалистов из Африки. В 1998-м они пригласили Инфантино в Буркина-Фасо на Кубок Африки – его первый международный турнир, на котором он принял участие в товарищеском матче между чиновниками из Африки и представителями УЕФА – в составе именно африканской сборной. Теперь некоторые из этих африканских студентов Инфантино сделались влиятельными фигурами в своих футбольных федерациях и поддерживают швейцарца в его президентской кампании. В 1997 году Джанни выступал в качестве адвоката президента «Сьона» Кристиана Константена на процессе против московского «Спартака» по делу о заниженной перекладине ворот в Черкизове. «Тогда он произвел на меня отличное впечатление, – рассказывал Константен. – Но в 2011-м тот же Инфантино поддался давлению со стороны ФИФА и исключил мой «Сьон» из Лиги Европы».
Инфантино и честная игра
Инфантино прожил один год в Мадриде. Он работал юристом в испанской федерации футбола и выучил свой пятый европейский язык – в дополнение к немецкому, итальянскому, французскому и английскому, на которых свободно разговаривал с детства. А женившись на девушке из Ливана, Инфантино заговорил и по-арабски. Джанни Инфантино – отец четверых детей. В 2000 году 30-летний адвокат вернулся в Швейцарию. Он нашел новую работу в Ньоне, в штаб-квартире УЕФА. Протекцию ему оказал президент Леннарт Юханссон, но когда Мишель Платини обыграл шведа в президентской кампании 2007 года, Инфантино спокойно перебрался в команду победителя. И два года спустя Платини доверил Инфантино курировать свой главный президентский проект – финансовый фэйр-плей.
Чемпионаты Инфантино
«Я люблю цифры, – признается Инфантино. – И моя первая цель – прозрачность расчетов. Чтобы каждый знал, куда идут деньги ФИФА и откуда они туда поступают. Нам следует восстановить доверие к себе, прежде всего – общественности и коммерческих партнеров. Как такое может быть, что собрание комитета ФИФА обходится в 30 млн долларов, в то время как такое же заседание в УЕФА стоит не дороже одного миллиона? И почему на Кубок мира тратится вдвое больше, чем на чемпионат Европы, при том что разница между двумя турнирами – всего в четырех стадионах?» С именем Джанни Инфантино связан переход на формат с 24 командами в финальном турнире чемпионата Европы и отказ от одной страны-организатора с 2020 года. Эту практику он намерен распространить и на чемпионаты мира. Инфантино собирается расширить число участников финальных турниров с нынешних 32 до 40. «Не следует лишать мечты организовать турнир те страны, от которых потребовалось бы построить аэропорты или стадионы, которые потом нельзя будет толком использовать, – заявил он. – Мы можем организовать Кубок мира одновременно в четырех, пяти или даже шести странах».
Текст: Роман Трушечкин
Фото: globallookpress.com