«Альп д’Юэз – престижно, но цель – общий зачет». Ильнур Закарин – о переломах, пропуске Рио и стартующем «Тур де Франс»

Эксклюзивное интервью с лучшим российским многодневщиком за два дня до старта «Тур де Франс».

7 июля в городке Нуармутье-ан-л’Иль на побережье Бискайского залива стартует 105-й по счету «Тур де Франс». Эту гонку в 2018 году едут всего два российских спортсмена – Ильнур Закарин и Павел Кочетков. Оба выступают за швейцарскую команду «Katusha-Alpecin». Закарин, в прошлом году ставший третьим в генеральном зачете «Вуэльты», – один из главных претендентов на подиум французского тура. Кочетков – один из его основных помощников на равнинных этапах.

Мы пообщались с Закариным, чтобы узнать, чем живет лучший российский многодневщик и с какими планами выходит на старт главной гонки сезона.

– В этом сезоне вы не стартовали в гонке, которую считают наиболее подходящей вам – «Джиро д’Италия». Пожертвовали ради подготовки к «Туру»?

– Сказать, что пожертвовал, наверное, нельзя. В сезоне три гранд-тура, это «Джиро д’Италия», «Тур де Франс» и «Вуэльта». Ехать все три на результат еще не удавалось никому. Соответственно, нужно выбирать максимум два из трех. В этом сезоне я весь акцент сдвинул на вторую половину – на «Тур», «Вуэльту» и чемпионат мира. В первой половине делал специальные упражнения, ходил в зал, недавно съездил на два сбора. Постараюсь теперь реализовать себя наилучшим образом.

– В какой-то степени пошли на эксперимент?

– Да, в предыдущие годы начинал сборы в среднегорье уже в феврале, чтобы выйти на пик к первой половине сезона. А в этом году пик формы смещен, для меня это новый опыт. Не знаю как все получится, но надеюсь, все сделал правильно.

– Вы не сразу стали специалистом гранд-туров: в 2007 году, например, выиграли юниорский ЧЕ в гонке с раздельным стартом. Чем пришлось пожертвовать ради смены специализации? Сколько килограммов веса согнать?

– Около десяти. Это позволило чувствовать себя в горах более уверенно. Смена специализации шла планомерно, не по щелчку пальцев. Где-то успешно проезжал отдельные этапы, где-то – связку этапов. Затем пришли успехи на коротких многодневках. И только после этого приблизился к мечте – успеху на трехнедельном гранд-туре. В прошлом сезоне на «Джиро» и «Вуэльте» ехал максимально, на пределе возможностей. Стал пятым и третьим соответственно. В этом году, надеюсь, проеду лучше.

– В велоспорте вся подготовка к сезону порой идет насмарку из-за падений и травм, в которых вины гонщика может вовсе не быть. Сказывается такое на мотивации? 

– Даже самым явным фаворитам, вы правы, нужна удача. Опасность трассы, проколы – один день может изменить всё. Главное – быть всегда предельно спокойным, максимально готовым и не терять фокуса. По сравнению с этим удача и проколы второстепенны.

– Два года назад вы тяжело упали на «Джиро», дошло до переломов. Последняя тяжелая травма в карьере?

– Надеюсь, последняя в жизни. По телевизору, правда, все казалось намного страшнее, чем на самом деле.

– Супруга видела падение? 

– Она как раз была беременна первым ребенком и смотрела трансляцию. Волновался больше даже не за себя, а за нее, тем более что возможности сразу позвонить не было – в горах начались проблемы со связью. Как только смог – сообщил, что все в порядке.

– Отслеживали допинговую историю с Крисом Фрумом, которого еще два дня назад не хотели пускать на «Тур»?

– Писали в новостях, но особо не заострял внимание. У меня своя задача на этот «Тур», происходящее вокруг гонки не особо волнует. 

– Без четырехкратного победителя «Тура» было бы легче?

– Команда «Team Sky», за которую гоняется Фрум, сильна и без него. Там есть Геррант Томас, еще один британец, очень хорошо едущий многодневки. 

– В этом году первое нововведение «Тура» – команды по восемь человек, а не по девять, как раньше. Сколько непосредственно у вас будет помощников?

– В команде два лидера, я в «генерале» и Марсель Киттель – на спринтерских этапах. Каждому отрядили по три помощника, но это не значит, что команда жестко разделена. На равнинных спринтерских этапах у Киттеля в распоряжении будут шесть гонщиков, у меня на горных – столько же. 

– Первая неделя равнинная, но завершать ее будет девятый этап, трасса которого проходит по участкам тяжелейших булыжных дорог, так называемым «паве». Это отдельный тип гонок и техники управления велосипедом. Как у вас с этим?

– Прежде ни разу не ездил брусчатку. В этом году мы проверили трассу девятого этапа с командой, затем я один провел дополнительную разведку. В принципе все понравилось. Да, этап тяжелый, включает пятнадцать участков брусчатки, но страха нет. Все порядке, рабочий момент.

– На «Туре-2014» был похожий этап, где очень хорошо проехал Винченцо Нибали. Он привлекал к подготовке специалистов северных классик, чтобы те научили правильно сидеть, держать руль и так далее. Консультировались у кого-то по этим вопросам?

– Когда поехали смотреть трассу этапа, это было на следующий день после гонки «Льеж-Бастон-Льеж», с нами был чемпион мира 2014 года Михал Квятковский. Я с ним советовался, он подсказывал, как и что делать. 

– Гонки по булыге – совсем другая стихия?

– Особенно для российских гонщиков. У нас просто нет булыжных участков, поэтому нет и специалистов таких покрытий. Хотя они добавляют гонке зрелищности, и ездить их нужно уметь.

– О зрелищности. Нововведение этого года – короткий 65-километровый 17-й этап, стартовать на котором гонщики будут по правилам пасьюта, почти как в лыжах или биатлоне. Что думаете о таком формате?

– Там на 65 километров дистанции приходится три перевала, ехать будем около двух часов. Первые два подъема еще ничего, а вот на третьем можно поймать очень много. Правил старта читал, изучал, но до конца, если честно, так и не понял. Надеюсь, организаторы хорошо все продумали.

– Может так получиться, что рядом не будет помощников. Они стартуют позже и не смогут подвезти бачки, питание, втащить в гору. Это не беспокоит?

– Еще неизвестно, каким будет временной гандикап старта. Ну и потом – это коснется всех фаворитов, не только меня.

– Какие этапы этого «Тура» вам подходят наилучшим образом?

– Разведывал 12-й этап, протяженностью 175 км, с финишем на Альп д’Юэз. Там будут горы протяженностью по тридцать километров, я таких даже не видел до этого никогда. Финишный подъем тоже проехал. Гора эта для «Тур де Франс» легендарная, на каждом повороте серпантина стоят таблички с фамилиями прежних победителей этапов. Думаю, выиграть там будет очень престижно.

Но есть важный момент. Я еду «Тур» с целью быть как можно выше в генеральном зачете. А это значит, что не ставлю целью выиграть какой-то один этап. Если так случится, будет просто бонус. На гранд-турах есть своя специфика – за этапами охотятся в основном люди, которые в генеральном зачете отстают на десятки минут, иногда на часы. А генеральщики едут ради большого куша на Елисейских полях. Если начнут рубиться на каждом этапе, никаких сил до Парижа не хватит.

– О силах. Недавно делал интервью с Ильей Черноусовым, бронзовым призером Сочи-2014 на 50 километров в лыжных гонках. Он не представляет, как можно каждый день ехать по две сотни километров на протяжении трех недель. Так как же? 

– Привыкаешь. Думаю, мне пятьдесят километров на лыжах тоже покажутся мраком. Важную роль играет восстановление. После гонки сразу едим быстрые углеводы, нас берут в свои руки массажисты и остеопаты. Затем хороший сон, и на следующий день чувствуешь себя не как новенький, конечно, но вполне живым.

– Долго массируют после этапа?

– Около полутора часов. Остеопат, например, исправляет глобальные проблемы, которые возникают и после гонок, и после травм.

– Вы немного криво сидите на велосипеде. Это последствия травмы?

– Нет, это с детства, даже за партой тяжело было держать осанку. И сейчас все сохранилось, в том числе в гонках. Но это не наследие спорта, проявилось раньше. 

– В 2016 году вы не выступили на Олимпиаде в Рио. Сначала вас не допустил МОК, затем право участия отспорили, но вы все равно не полетели. Почему?

– В 2016 году было две цели в сезоне – «Джиро» и Олимпиада. Как раз на «Джиро» сильно упал, сломал кости. Но через две недели уже сел на велосипед и поехал первый в своей жизни «Тур де Франс»: нужно было подводиться к Олимпиаде, а делать это можно только через гонки. Шел к поставленной цели и к Играм был в полном порядке. Но тут мне сообщают, что не еду. Меняем билеты, и я из Испании вместо Бразилии лечу домой в Набережные Челны. Там тренируюсь и за полтора дня до старта на Играх узнаю, что всех оправдали – можно ехать. Разумеется, чисто физически не успевал добраться из Челнов в Рио. Вот и вся история. Со своей стороны сделал все возможное, но вышло так, как вышло. 

– Правда, что, Игорь Макаров, в то время президент федерации велоспорта России, хотел предоставить вам личный самолет?

– Такой разговор был, но все не так просто. Трансатлантический перелет нужно согласовывать заблаговременно, потому что встает вопрос прогноза погоды, построения маршрута и работы диспетчеров. Это не такси, чтобы сесть и поехать. Так что и этот вариант не сработал.

– То, что в последние годы вы единственный высокоуровневый российский многодневщик в гранд-турах, как-то давит?

– Я патриот своей страны и это не давит, а добавляет отвественности. Многие в России за мной следят, пишут, что смотрят трансляции после работы. Это очень приятно.

– Живете вы на Кипре. Почему выбрали это место, а не континентальную Европу?

– Пробовал жить в Италии, на озере Гарда, но там очень много туристов и кататься опасно. В Италии в последнее время почему-то вообще стало сложно тренироваться. А Кипр в этом плане намного спокойнее, там много гор, мало машин, тебя никто не трогает. Делаешь свою работу без проблем. Уже пять лет там базируюсь и не жалею, что переехал.

– Обмолвились, что супруга была беременна в первый раз. Был, получается, и второй?

– Планируем в августе пополнение в семье. Врачи сказали, будет мальчик. Сначала дочка, теперь еще и сын.

– С именем определились?

– Мне нравится одно имя, но жена как-то его не одобряет. История следующая: мое имя Ильнур для европейцев очень сложное, выговорить они его не могут. Поэтому я мучился-мучился в кофейнях, когда нужно баристе имя сказать, чтобы он его на заказе написал, затем плюнул и стал говорить, что меня зовут Максим. Это они понимают. Мне имя Максим нравится, предложил жене так назвать сына. Но она сказала, что пока буду ехать «Тур», она другое имя придумает, а мне останется с ним только согласиться.

– Семью с собой на сборы берете?

– У нас своеобразная ситуация. Европейцы живут дома, семьи у них дома и возвращаются они после гонок домой. А у меня дом и семья – в России, но там я не живу, и после сборов, гонок возвращаюсь на Кипр. В той же ситуации австралийцы, новозеландцы, американцы. Мы просто не успеваем вернуться домой. Возможностей увидеть семью крайне мало. Поэтому, да, стараюсь брать их с собой на сборы. Более того, есть традиция: под конец гранд-туров к гонщикам приезжают семьи, чтобы их поддержать на последних этапах. Но в этом году супруга в положении, так что не получится ее в Париж привезти.

Читать также:

«Когда проезжаешь толпу зрителей, запах там стоит, как в рюмочной». Велоспорт, каким вы его не знали

Чемпионку мира сбил водитель без прав. Как выжить на российских дорогах?

«Чуть было не купил мачете, потому что в Гватемале все ходят с ними». Как проехать на велосипеде через всю Америку

Фото: РИА Новости/Алексей Филиппов

* Соцсеть, признанная в России экстремистской