Не хочешь быть частью драмы на лыжне? Тогда будь ее частью за пределами! Колонка Вероники Степановой

Не хочешь быть частью драмы на лыжне? Тогда будь ее частью за пределами! Колонка Вероники Степановой
Вероника Степанова / Фото: © Личный архив Вероники Степановой
Пристроить любимый вид спорта в прайм-тайм на всю страну — мало. Нужно кое-что еще.

Почему, как вы думаете, лыжные трассы в Европе стали делать такими сложными? Да и к нам этот тренд приходит понемногу.

Я о тех трассах, на которых профессионалы выступают.

Да потому, что на них «добавляется элемент непредсказуемости». Что в переводе означает, что на них куда вероятнее упасть. Основную массу телезрителей как раз драматичные падения привлекают. Вспомните сами: единственный шанс для лыжницы из третьего десятка попасть в телетрансляцию — это «разложиться» на спуске. Вот тогда режиссеры показа сразу забывают про лидеров и крутят в повторах по многу раз как условная Маша Иванова врезается в ограждение на полном ходу. Вот это кадр, да?!

Или режиссеры и продюсеры не правы и зрители ценят больше «эстетику лыжного хода»? Ну, процентов пять, может, и ценит. Но всем ясно, что это аудитория, которой можно пренебречь. Хотя они сами так не думают, видимо.

Спросите себя те, кто смотрел — какой эпизод из прошедшего недавно летнего чемпионата страны по биатлону вы чаще всего видели в повторе и онлайн? Какой больше всего запомнили? Мне кажется, падение Наташи Шевченко на штрафном кругу. Ну и про меня в том же ряду можно вспомнить: тот момент, как на одной из гонок в прошлом году откачивали и уносили на финише.

В автогонках всем, увы, интересны аварии, а в футболе — жесткие стыки и травмы. Мне страшно смотреть на катающихся по газону от боли футболистов, на врачей и носилки. Но ведь смотрю же! По пять минут иногда показывают. И миллионы других телезрителей смотрят неотрывно. Потом еще с отцом на Камчатке, страстным болельщиком «Зенита», обсуждаем: «Ты видел, как мяч в руку Глушенкова попал? Ужас, перелом, представляешь?!»

Максим Глушенков / Фото: © РИА Новости / Михаил Киреев

Может быть, это не самое лучшее свойство человеческой натуры, но одно из самых древних. Читала, что наиболее почитаемыми, самыми популярными олимпийскими чемпионами древности были те, кто выиграл самые опасные виды: гонки на колесницах и единоборства. Про гладиаторов в Риме и так все знают.

А что остается нам, атлетам из видов спорта, где столкновения и падения все-таки исключение? Умение поддерживать интерес к себе и своему спорту вне соревнований. То, что критики называют «длинный язык».

«Самый упоминаемый лыжник в мире в 2024 году — Петтер Нортуг. И это проблема». Это говорит другой знаменитый лыжник, на гонках которого я выросла, Мартин Сундбю. Реальность в том, что про Сундбю почти все уже забыли, а про Нортуга регулярно читают и смотрят — он настоящий мастер поддержания к себе интереса (внимание, не является публичным призывом к опасному вождению автомобиля и употреблению всякой гадости!).

У части наших спортивных болельщиков есть наивная вера в то, что стоит только как-то убедить руководство телеканалов и пристроить их любимый вид в праймтайм на всю страну — тут же все этим спортом займутся, набежит толпа спонсоров и вообще все станет замечательно для конкретно этого спорта. Еще более удивительно, что и некоторые мои коллеги-атлеты в это верят. Спорили, но я их не смогла переубедить. Пользуюсь этой колонкой, чтобы больше аргументов привести.

В зимних видах спорта все страны ориентируются, как известно, на Норвегию. Действительно, страна с населением чуть больше пяти миллионов человек регулярно завоевывает больше медалей на Олимпиадах, чем США, Германия или Россия, это факт. В лыжах особенно.

Сборная Норвегии / Фото: © Simon HastegÃ…Rd / Keystone Press Agency / Global Look Press

И там как раз радостно показывали и частично показывают до сих пор лыжные гонки на главном общественном телеканале страны, да еще и в прайм-тайм. Всё, как наши традиционные болельщики хотят и требуют, да?

Для начала, в Европе общественные телеканалы не бесплатны — их напрямую оплачивают налогоплательщики. Они точно хотят видеть именно лыжи, а не какой-нибудь сериальчик или реалити-шоу в эфире? Есть у меня сомнения, но в этом вопросе они сами разберутся.

Популяризация? Так детей и подростков в Норвегии с каждым годом все меньше занимается нашим спортом — это четкая тенденция. И спонсоры, изучив возраст аудитории и настрой, стали просто разбегаться в последнее время. Вот Sparebank1 был главным спонсором лыжных гонок в Норвегии в течение десяти лет. Но после домашнего чемпионата мира в Тронхейме в 2025-м банк прощается с лыжами. Напоследок Стейн Брюгге, вице-президент банка, ответственный за все спонсорские программы, сказал спортсменам следующее (цитирую по VG.no):

«…Лыжники должны понимать, что они часть индустрии развлечений. Как спонсору, нам нужно, чтобы спонсируемые атлеты были активны в социальных сетях…»

Переведу с норвежского: не хочешь быть частью драмы на самой лыжне (а кто хочет)? Тогда будь ее частью за пределами! Рассказывай о своих подругах, автомобилях и собачках, играй на гитаре или саксофоне, ссорься, мирись, сходись и расходись, высказывай мнение по всем вопросам, по которым лично у тебя оно есть. И главное — делай это громко, публично. Да, как Нортуг. Или как Александр Легков. Кому кто ближе и роднее. Спортивные победы — лишь фон.

Зритель всегда будет смотреть спорт ради драмы в прямом эфире и ради драмы (главных участников) за пределами стадиона или трассы. Ради эстетического наслаждения смотрят театральные спектакли, документальные фильмы и трансляции из концертных залов и музеев. Проблема в том, что не смотрят. Прочитала недавно, что рейтинги замечательного канала Россия К (Культура) близки к абсолютному нулю. Как мне написал Дмитрий Губерниев по этому поводу, «Если не смотрят Россию К, мы медленно тупеем, Ника…». Согласна. Но это совершенно не означает, что не надо меняться. Иначе действительно можно к нулю внимания скатиться. 

Читайте также:

Источник: Матч ТВ

Больше новостей спорта – в нашем телеграм-канале.