«Матч! Академия» запускает курс «Спортивный журналист». Рассказываем, почему туда стоит записаться уже сейчас

А помогают нам в этом сами преподаватели.

С 27 сентября по 24 декабря «Матч! Академия» проводит дебютный курс «Спортивный журналист». Запись на первый в истории набор уже открыта!

Вас ждут теоретические и практические занятия с самыми известными комментаторами и редакторами «Матч ТВ». А в конце обучения — запись программы и выпуска новостей из профессиональной студии «Матч», а также запись комментария спортивного события из аппаратной «Матч».

После прохождения курса вы научитесь преодолевать страх перед камерой, работать с места события и создавать эффект присутствия, выбирать героя для интервью или сюжета, говорить «на одном языке» с собеседником и многому другому. Вам станут известны принципы и различия в комментировании видов спорта, техника ответов на неудобные вопросы, принцип верстки информационных программ и не только.

Лучшие студенты получат возможность пройти практику на тематических каналах «Матча», на сайтах matchtv.ru и sportbox.ru.

Узнать всю информацию и подать заявку можно здесь

Пока же мы попросили нескольких спикеров чуть подробнее рассказать об их курсах.

Александр Шмурнов, комментатор телеканала «Матч ТВ»:

Александр Шмурнов / Фото: © Матч ТВ

— Мой курс скорее синтетический, чем просто комментаторский. Я считаю, что профессия комментатора — это, прежде всего, профессия спортивного журналиста высшей категории, профессия человека, который готов высказывать собственное мнение и который может удерживать публику в состоянии напряжения и удовольствия во время репортажа.

Поэтому с каждым студентом, с каждым будущим комментатором я буду говорить именно с этой позиции. Мы вместе будем искать то, что позволит ему в будущем стать узнаваемым. Разумеется, при условии отличного владения русским языком, понимания и знания игры, широкого образования, красивого звучания, правильных подходов, интонаций, умения оценить не только спортивную ситуацию, но и общечеловеческую. Это все необходимо, но нужно стараться искать те плюсы, ту изюминку, тот необычный колорит и стиль, который позволит ему отличаться от таких же ярких и равных по возможностям комментаторов. Это философская основа моего курса.

Если говорить о практической части, то, в основном, мы планируем пригласить в нашу академию людей, которые уже имеют пусть небольшой, но опыт. Которые уже состоялись как журналисты и хотят продвинуться именно в комментаторской работе. Хотя и необязательно. Шанс может получать каждый. Что касается планов, то мы в любом случае будем много заниматься практикой: комментировать матчи, создавать и обсуждать сюжеты, готовить новости, в общем, будем много тренироваться: оттачивать базу и при этом искать ту самую неповторимую манеру каждого. Обязательно будем работать в парах, чтобы понять, насколько это подходит каждому и насколько человек готов к командной коммуникативной работе. Это очень важно, потому что парный комментарий — особый вид нашего ремесла.

Практика — это, разумеется, не только комментарии. У меня есть несколько методик, с помощью которых я пытаюсь раскрепостить человека и развить его речевые функции. Я преподаю уже около десяти лет. Мои студенты всегда читают стихи, потому что это очень серьезно продвигает каждого вперед с точки зрения осознания того, как ты ведешь свою речь, и с точки зрения тонирования и развития речевого аппарата. Поэзия — это только один из элементов, мы также будем много читать вслух на скорость, разрабатывая голос.

Конечно, параллельно с этим будем обсуждать сам футбол и суть футбольного репортажа. Будем много говорить о футбольных новостях, потому что спортивные новости и умение их обработать и подать — соль нашей профессии. Не новости в новостном жанре, а новости внутри репортажа: то актуальное, что необходимо комментатору, чтобы быть привлекательным и чтобы зритель чувствовал, насколько он вовлечен. Поэтому история с новостями для нас очень важна. Моя главная задача — помочь развить лучшие качества и не потерять основу, ту базу, без которой садиться к микрофону и нажимать кнопку «on air» даже и не стоит.

— Как будет проходить курс: очно или онлайн?

— Мы хотим сделать курс очным. Конечно, можно заниматься онлайн, полтора ковидных года я так и занимался со своими студентами. Но в этом нет никаких преимуществ. Во-первых, не хватает внутренней атмосферы группы, во-вторых, визуального контакта. Когда ты говоришь, например, о парном комментарии, нужно быть визави, чтобы вступать в диалог с человеком. Очень сложно спорить и пускаться в какие-то дискуссии, когда люди находятся в маленьком окошке ноутбука и порой с плохой связью. При обучении в дистанционном формате теряется настрой, срывается связь, ты не можешь увидеть гарантированно глаза и оценить реакции. Для меня конечно очная история в разы сильнее и эффективнее.

— Нужно ли иметь бэкграунд для прослушивания? Кому подойдет курс?

— Чтобы стать хорошим комментатором, нужно безмерно любить наше дело. Про себя могу сказать: в детстве бегал по двору и комментировал воображаемый футбол, который мы разыгрывали со сверстниками, представляя, что это финал чемпионата мира или еще какой-то выдающийся матч. Вот эта жажда комментировать, как и постоянный интерес к виду спорта, которым ты увлекаешься, — основа.

Бэкграунд всегда во внутреннем сознании, внутренней необходимости человека комментировать. Я не спрашиваю абитуриентов во время собеседования: «Есть ли у вас журналистский опыт?», я спрашиваю: «Бывает ли, что вы в своей компании вдруг становитесь центром притяжении: все время все объясняете, рассказываете о происходящем, говорите про прошедшие матчи? Вы — та струна вашей компании, к которой все прислушиваются?». И когда я вижу в глазах и по рассказам, что люди действительно не могут без этого, я понимаю, что это уже потенциально готовый комментатор, остается лишь подтянуть что-то.

— Что ждет студентов после прохождения курса?

— Каждый, кто прошел за последние десять лет мой курс, у меня на виду. Кто-то трудоустроен, в моей персональной школе много удач. Разумеется, не все, но каждого я стараюсь отслеживать и помогать. Академия «Матча» отличается тем, что у канала огромный эфирный потенциал: помимо футбола есть куча других видов спорта, есть много каналов специализированного типа, на которых можно как на полигоне оттачивать свое будущее мастерство. В чистом виде мы трудоустройства не обещаем, но сделаем все, чтобы люди, которые к нам пришли, в результате оставались, потому что это наш капитал.

У нас история очень синтетическая. В нашей профессии много деталей и граней. Мы постараемся в меру наших сил всё раскрыть. Меня часто спрашивают, не буду ли я ревновать, если кто-то из моих учеников превзойдет меня и вообще наше поколение. Конечно, нет. Я буду счастлив, если помогу реализовать его талант.

Игорь Швецов, шеф-продюсер телеканала «Матч! Страна»:

Игорь Швецов / Фото: © Матч ТВ

— Все очень просто: в целом, главное в журналистике — общее образование и практика. Понятно, что еще важен талант и предрасположенность. Поднимать общеобразовательный уровень — это скорее к высшим учебным заведениям, потому что за короткий курс мы не успеем заняться всем. Надеемся, что те люди, которые к нам приходят, уже владеют определенным уровнем образования, начитанности и понимания процесса не только спортивного, но и общекультурного. Что касается практики, это как раз к нам.

У меня достаточно большой опыт: с 1993 года я на спортивном телевидении, сам работал в кадре на НТВ, вел выпуски новостей спорта, много работал в разных программах в разных ипостасях на НТВ+: и ведущим в кадре, и шеф-редактором, и начальником отдела информации, и комментатором, и ведущим программ обзорного характера. Есть прекрасное понимание того, что люди, которые приходят и хотят работать в кадре, должны не только иметь общее понимание: надо где-то улыбнуться, где-то красиво повернуться, приятно выглядеть; но и уловить небольшие детали. Знать мелочи: как работать с голосом, как подобрать удобный и приятный и темп, и тембр.

Прежде всего, на курсах будут практические советы, их отработка, выполнение упражнений: чтение скороговорок, развитие устной речи, психологические моменты, как выступать перед большой аудиторией, которой и являются телезрители. В основном на курсе будет обсуждаться это. Условно говоря, как правильно сесть в кадре, как верно подать себя и интонационно, и визуально, как заставить зрителей доверять тебе как ведущему.

— Как будет проходить курс?

— Как у пловцов: есть сухие тренировки, когда они на бортике бассейна растягиваются или когда занимаются со штангой в тренажерном зале. А есть тренировки в бассейне. Так и здесь. Будут какие-то занятия, которые не требуют присутствия в студии: те же скороговорки и налаживание речевого аппарата. Такие занятия будут проходить в обычном учебном классе. Также будут занятия в студии. Финиш проекта — запись полноценного выпуска. Может, конечно, не эфирный, потому что выход в прямой эфир — это будущее. По итогам всех материалов уже будут отбираться люди, которые попадут на «Матч ТВ». По крайней мере, записать в студии полноценный выпуск новостей — цель моего курса.

— Может ли человек без журналистского опыта записаться на ваш курс?

— Да. Шансы есть всегда и у всех. По собственному опыту могу сказать, что высшее журналистское образование ничего не гарантирует. Знаю выпускников журфака МГУ, которые приходили и ничего не могли сделать на телевидении. И знаю огромное количество людей, которые занимались совершенно другими профессиями, но приходили на телевидение и прекрасно себя чувствуют здесь до сих пор. Журналистика — профессия, которая открыта для всех, у кого есть определенные таланты и предрасположенность. Существуют, конечно, требования по внешнему виду для того, чтобы стать ведущим, но тем не менее, на телевидении огромное количество других профессий не менее интересных: продюсер, шеф-редактор и т. д. Если ты умеешь хорошо говорить перед публикой и знаешь предмет, о котором рассказываешь, то дальше все возможности для тебя открыты.

Евгений Дзичковский, шеф-редактор отдела авторских материалов сайта matchtv.ru:

Евгений Дзичковский / Фото: © Матч ТВ

— Мой курс о пишущей журналистике в рамках проекта образовательной академии от «Матча». Семь полномасштабных лекций по 30-40 минут. Будет очная форма, но при этом лекции сняты в студии на видео. Какая-то часть будет готова к употреблению в виде моей устной речи и наложенной графики при монтаже. Другая часть — очные занятия. Конечно, после каждой лекции будут домашние задания, я их буду проверять. Смысл моего курса — научить людей хорошо писать. Буду пытаться донести эту мысль, но все зависит от обучаемого и его умения воспринимать. Помощь преподавателя заключается в том, чтобы направить в нужное русло, а дальше все зависит от самого студента.

— Про что будут ваши лекции?

— Одна из лекций будет посвящена жанрам и формам журналистского текста. Буду рассказывать о тех оболочках, в которые сейчас заворачивают материал.

Также будет лекция об этических границах дозволенного. Сейчас это трудно описать, но, тем не менее, это существует, и каждый обучаемый должен понимать, за какие границы нежелательно переходить.

Будет лекция о таких простых вещах, которым сейчас не придается много значения, как стиль оформления спортивных заметок. Правильно оформленный текст на самом деле очень много значит. Некоторые пренебрегают кавычками, абзацами и т. д.

Отдельная лекция будет исключительно о заголовках. Естественно, есть лекция, посвященная целиком интервью: о том, как отстаивать свои вопросы, как готовиться, как раскручивать собеседника на откровенность. Я постарался максимально сопроводить устное изложение примерами.

Еще одна очень важная лекция будет о журналистике «клика», которая влияет на всю профессию разным образом: иногда хорошим, иногда не очень. Но, тем не менее, мы обязаны это учитывать и воспринимать как что-то неизбежное. Это вызов времени и обязанность с ним считаться, потому что тут подвязана и экономика, и реклама. Нельзя это выкинуть как низкий жанр. Он влияет на зарплаты журналистов и на контент в целом. Конечно, важно не забывать, что есть еще журналистика не клика.

Одна из основных мыслей моего курса такая: спрос на основные типы контента такие, как мнения, интервью, новости, будет всегда, а все остальное — лишь платформы и способы доставки до потребителя. Возможно, мы скоро будем получать информацию через какой-нибудь чип в ухе или через какие-либо контактные линзы, которые все будут нам передавать, но спрос все равно будет на основной ранее перечисленный тип контента. Об этом в течение курса будем говорить.

— Кому подойдет курс и почему он интересен?

— Пишущая журналистика не отмерла. Все новости — это пишущая журналистика. Прежде чем дикторы прочитают, кто-то должен все написать и занести в суфлер. Как правило, диктор сам пишет себе текст.

А вообще не всем дано работать в кадре и наоборот. Очень многие прекрасно справляются с видео работой, но при этом пишут слово «дом» с четырьмя ошибками. Каждому свое: кто-то склонен излагать мысли в виде букв и слов, а кто-то — в виде образов, стендапов и т. д.

Поэтому мой курс совершенно не устаревший, на нем базируется все. Многие успешно совмещают: например, Дудь начинал, как пишущий журналист, а потом стал ютубером, но умеет делать и то, и другое. Кстати, отдельная лекция будет посвящена универсализму, который бывает как кроссплатформенный, так и мультипрофессиональный. У пишущей части журналистики есть свой уверенный сектор, который сейчас перетек в телеграм-каналы, яндекс.дзен и так далее. На мой курс можно записаться и с нуля, и с каким-либо опытом. За счет того, что я произношу в секунду много слов, удалось вместить все, поэтому образовательный цикл подойдет и начинающим, и относительно опытным.

— Что ждет студентов после прохождения вашего курса?

— Практика показывает, что самых толковых студентов преподаватели сами зовут туда, где они работают. Потому что часто бывает потребность в человеке того или иного склада. Если лектору нравится студент, он найдет способ его пристроить.

Тимур Журавель, комментатор телеканала «Матч ТВ»:

Тимур Журавель / Фото: © Матч ТВ

— Мой курс в целом будет посвящен жанру репортажа. Поговорим об особенностях и методах работы при производстве и съемке репортажа. Будем обсуждать все фишки, которые должен знать человек, если он хочет делать репортаж с места событий, то есть рассказ о происходящем где-либо.

Когда мы говорим о репортаже, мы виляем в разные стороны, потому что сейчас есть блогеры, есть телевизионный репортаж, есть интервью разных размеров. И мы не замыкаемся в границах. Я уже снял несколько уроков, которые будут доступны для заочного прослушивания. На очных занятиях мы будем устраивать настоящую конференцию, потому что очень многое происходит в диалоге, люди спрашивают, я отвечаю, я сам очень много спрашиваю. Мне кажется, что только так можно понять, как люди воспринимают информацию. Я не люблю просто зачитывать то, что я себе приготовил. Очень важно разговаривать, поэтому курсы будут проходить в очном формате. Я очень надеюсь на мощную обратную связь со стороны обучающихся.

—Для кого в большей степени этот курс?

— Нужно иметь тягу к этому делу. Необязательно до этого работать в изданиях. Сейчас во времена социальных сетей ты можешь в инстаграме или тиктоке быть сам себе репортером. И если ты что-то снимал, пытался записывать синхроны, это и есть твой бэкграунд. Если у человека есть привычка реагировать на происходящее вокруг себя, то он уже на пути к репортерству. Такие люди могут быть даже ценнее, чем те, кто поработал в газете или постажировался на каком-то телеканале. Когда я говорю о социальных сетях, я имею в виду и ютуб. Может кто-то сейчас пытается что-то снимать, такие люди мне интереснее.

— Много ли будет практики на курсе?

— Практически каждая лекция будет заканчиваться раздачей заданий. От самых простых, например, снять стритток на улице, до более серьезных — сделать репортаж. Как показывает практика, людей очень долго нужно раскачивать, и мой новый курс будет более подвижным. У всех, кто приходит, есть барьер перед первым репортажем. Многим кажется, что у них что-то не получается; многие боятся сделать что-то не так. Люди в целом боятся пробовать.

Моя задача — помочь, показать, что на самом деле это просто. В репортерстве важны не столько теоретические знания, сколько житейские привычки. Если человек любознательный и коммуникабельный — значит он уже наполовину репортер. Остальное достигается практикой. Очень важно с первой лекции людей к этому подтолкнуть. В целом мне хватает десяти занятий, чтобы прокачать студентов. Десять занятий — это тот рубеж, когда ты понимаешь, что будет дальше. Из них где-то четыре — по-настоящему теоретические, в которых я стараюсь делиться своими знаниями и опытом; остальные — разбор того, что люди будут пытаться делать. Мы будем смотреть видеоматериалы вместе, прокачивать скиллы, обсуждать ошибки.

— Почему это интересно?

— Я этим занимаюсь достаточно давно: когда-то я снимал телевизионные репортажи, сейчас я занимаюсь блоггерством. Мне кажется, я до сих пор не потерял форму. Я стараюсь учитывать тенденции.

Здесь не будет академизма. Это будет попытка адаптировать рассказ к тому, что происходит прямо сейчас, когда блогеры заменили репортеров. Чем это отличается от классического репортерства; какие нужны дополнительные скиллы; какими знаниями нужно обладать, чтобы быть в этом деле; чем отличаются методы и так далее. Даже люди, которые в итоге не сделают шаг в эту профессию, получат для себя любопытную информацию. Я поделюсь опытом, рассказами, байками. В головах студентов это все должно сложиться, по моему мнению, в очень полезную информацию.