Лига чемпионов

«Локомотив» и «Порту» – чемпионы своих стран. Почему португальцы зарабатывают больше?

«Локомотив» и «Порту» – чемпионы своих стран. Почему португальцы зарабатывают больше?
Илья Геркус / Фото: © РИА Новости/Рамиль Ситдиков
На факультете «Менеджмента в игровых видах спорта» бизнес-школы RMA прошел мастер-класс директора «Порту» по маркетингу Тьяго Гувейя. Функционер рассказал, как и на чем зарабатывает его клуб. Сравним эти показатели с аналогичными у «Локо».

Структура доходов «Локомотива»

«Локомотив» – чемпион России! / Фото: Василий Пономарев / Эдгар Брещанов / Sportbox.ru


Главные составляющие:

  • Спонсорские поступления. В рамках спонсорского пакета красно-зеленые получили от РЖД 5,5 миллиарда рублей в 2017-м и 2018-м. 
  • Прочие доходы: продажа билетов, мерчандайзинг, сдача в аренду инфраструктуры стадиона «РЖД Арена», реализация телеправ, выплаты за участие в Лиге Европы и призовые от РФПЛ.
  • В интервью РБК Илья Геркус сказал, что в 2017 году клуб заработал сам около 1 миллиарда рублей. В 2018-м благодаря победе в чемпионате России и попаданию в Лигу чемпионов эта цифра должна была вырасти минимум в два раза. 

Структура доходов «Порту»

Фото: © globallookpress.com

Главные составляющие:

  • Права на телетрансляции матчей Лиги чемпионов, чемпионата и Кубка страны.
  • Спонсорские поступления. А также «Порту» зарабатывает благодаря собственным сотрудникам – их в клубе 7 тыс. человек. 90% из них занимаются лицензированной предпринимательской деятельностью. Все предприятия отдают часть прибыли в ассоциацию компаний «Порту». За счет этого клуб зарабатывает ежемесячно около 100 тысяч евро (примерно 7,5 миллиона рублей). Все деньги идут на внутренние нужды. 
  • Торговая сфера. Здесь главный элемент – продажа билетов и абонементов. В минувшем сезоне доход составил порядка 13 миллионов евро (почти 1 миллиард рублей). 
  • Продажа игроков. Не секрет, что стратегия «Порту» – адаптация южноамериканских футболистов для дальнейшей перепродажи. Сразу вспоминаются примеры Хамеса, Фалькао и Халка. Но в последние годы столь громких трансферов не было. Функционеры связывают это с выступлением команды на внутренней и европейской арене. За пять лет – одно чемпионство и три выхода из группы в ЛЧ. В «Порту» считают, что это плохо. И каждый сезон задаются целью выиграть ЛЧ (а не чемпионат страны), так как это закрывает годовой бюджет клуба. 
  • Всего в чемпионском сезоне-2017/18 португальский клуб заработал 100 миллионов евро (примерно 7,5 миллиарда рублей) .

Матчдэй «Локо» 

«Локомотив» – чемпион России! / Фото: Василий Пономарев / Эдгар Брещанов / Sportbox.ru

«Локомотив» – один из лучших клубов России по вопросу предматчевых мероприятий. Развлекательная программа заранее анонсируется в соцсетях и на matchday.fclm.ru. Болельщикам всегда предлагается стритфуд и масса развлечений около стадиона. И, конечно же, ставшие традиционными музыкальные выступления. Хэдлайнерами «черкизовских вечеров» становились такие российские гиганты, как «Ногу свело», L’One, «Тараканы» и Noize MC.

Илья Геркус говорил в интервью «СЭ», что один раз в весенней части прошлого сезона максимальная выручка от домашнего матча (за счет продажи билетов, мерчендайзинга и кейтеринга) составил около 40 миллионов рублей

Матчдэй «Порту»

Фото: © Octavio Passos / Stringer / Getty Images Sport / Gettyimages.ru 

В своем городе «Порту» конкурирует всего с одной командой – «Боавиштой» (в то время как «Локомотив» – с четырьмя). Поэтому «Драконам» не приходится как-то по-особенному раскручивать матчи. Для «своих» болельщиков поход на стадион – привычка и давняя традиция. И это формирует посещаемость.

  • Средняя посещаемость «РЖД-Арены» в минувшем сезоне – примерно 12  тысяч зрителей.
  • «Драгау» – 42 тысячи.

По оценкам менеджеров «Порту», домашние матчи (в зависимости от вывески) приносят от 200 тысяч до 2 миллионов евро (от 15 до 150 миллионов рублей). Главными факторами заполняемости арены функционеры считают красивую игру и удачное время начала матча. Четкой схемы привлечения болельщиков у «Порту» нет. В общении с публикой клуб настаивает на том, что во время любого матча команде нужна поддержка. Люди должны посещать стадион всегда в знак приверженности и уважения к «Порту».  

Поиск новых болельщиков 

Взрыв трибун после окончания матча / Фото: Василий Пономарев / Эдгар Брещанов / Sportbox.ru

Стратегия «Локомотива»: сформировать в Восточном округе Москвы (где и находится «РЖД Арена») комьюнити людей, неравнодушных к футболу и команде.

Об этом в прошлом сезоне говорил Rusbase руководитель пресс-службы «Локо» Андрей Бодров:

«Восточный округ – это огромная аудитория, сотни тысяч людей. И мы хотим создать особое настроение для местных жителей, которые приезжают на стадион на троллейбусе. Болеют же в Лондоне за клубы по районам. В этом есть своя прелесть, свое точечное попадание. Мы все время объясняем местным жителям, что на территории „РЖД Арены“ можно гулять и тусоваться, что здесь регулярно проводятся классные праздники – вроде Масленицы или пикника, где братья Миранчуки жарили мясо. Чтобы стать болельщиком, необязательно быть футбольным экспертом. Нам дорог и тот человек, который просто сюда забредет, купит билет и сядет на трибуну. Если мы сумели его завлечь – это уже хорошо».

Стратегия «Порту»: привлечь людей со всего мира в Порту благодаря клубной туристической программе. Гости получают возможность: 

  • Посетить матч «Порту».
  • Совершить экскурсию по городу.
  • Зайти в клубный музей (самый популярный музей футбола в Португалии: 7000 м² и 27 выставочных зон).
  • И в кафе «Порту».

Также клуб транслирует свои матчи в более чем ста странах мира: США, Мексике, Колумбии, Бразилии, Аргентине, Великобритании, Франции, Германии, Испании, Турции, Арабских Эмиратах, ЮАР, России, Японии и т. д. Во всех этих государствах продаются сопутствующие товары и атрибутика. Вообще 20% всей атрибутики «Порту» реализуется за границей. 

В «Порту» не скрывают, что переход Икера Касильяса в 2015-м, – еще один способ привлечения новой аудитории.  

Соцсети

Икер Касильяс / Фото: © globallookpress.com

Серьезную популярнось в интернет-пространстве приносят клубам футболисты. Самый популярный игрок «Локомотива» – Джефферсон Фарфан. 

  • Facebook* – 2,4 миллиона подписчиков.
  • Instagram* – 2,1 миллион.
  • Twitter – 109 тысяч.

Сравнивая с «Порту», вновь взвращаемся к фигуре Касильяса:

  • Facebook* – 25,5 миллиона подписчиков.
  • Instagram* – 13,2 миллиона.
  • Twitter – 8,5 миллионов.

Благодаря спортсменам и клубным успехам аудитория команд растет. Прирост в Instagram*, самой популярной соцсети «Локомотива», после чемпионского сезона-2017/18 и выхода в ЛЧ составил 107 тысяч пользователей.

У «Порту» при аналогичных достижениях – 930 тысяч.  

Напомним, что прямую трансляцию матча «Локомотив» – «Порту» вы сможете посмотреть сегодня, начиная с 21:50 на телеканале «Матч ТВ», а также сайтах matchtv.ru и sportbox.ru.

Футбол. Лига чемпионов. Локомотив – Порту

Фото: globallookpress.com, Octavio Passos / Stringer / Getty Images Sport / Gettyimages.ru,  РИА Новости/Рамиль Ситдиков, Василий Пономарев / Эдгар Брещанов / Sportbox.ru


* Соцсеть, признанная в России экстремистской

Больше новостей спорта – в нашем телеграм-канале.