Мы спускаемся на платформу пешком. Эскалаторы еще не работают. Вместо некоторых ступеней – деревянные дощечки. Немного гнутся под ногами. Если бы скрипели – можно ретироваться.
– Извините, я домой, надо срочно сменить брюки, – примерно с таким комментарием.
Мрачная пропасть внизу наполнена индустриальными звуками. Хохочут молотки, завывают перфораторы, лобзики изображают бешеных пчел. Словно первый альбом Еinstürzende Neubauten с его железобетонной логикой. Под такой спуск хорошо вспоминать тихим шепотом маму. И настороженно наблюдать, как горят на стенах красные лампочки, а поручни укрывает синий тент.
***
– Все, что мы здесь видим фактически было построено за полтора года, – рассказывает руководитель строительства Роман Модин. И в ярком холле станции его лицо впервые становится отчетливо видно.
– Полтора года, – думаю я. – Всерьез можно соскучиться по солнечному свету.
Роман улыбается и рассказывает, что обычно просыпается в пять утра. Засветло или нет – зависит от времени года. К семи на станции уже кипит работа. На объекте порядка 50 подрядных организаций, и нужно руководить их действиями. Так часов до восьми вечера, потом на улице уже темно.
Я рассматриваю высокую скульптуру. Для современных станций памятники на платформе – редкость.
– Узнаете? – интересуется сотрудник станции.
– Бобров, – отвечаю.
– Именно. Все помнят его как великого футболиста, но олимпийским чемпионом он стал в хоккее. Видишь, какой одаренный. И капитаном был в обеих сборных. Вот это человек! Вот это легенда!
Фигура легенды на вид – метра четыре высотой. Массу даже прикинуть сложно. Возникает вопрос, как Бобров проник в холл.
– Пришлось опускать на «Деловом центре», – поясняет Роман, – и везти восемь километров по тоннелю. Сюда еще привозили небольшого размера подъемный кран, который заезжал на платформу. С него все устанавливали. Скульптуры тяжелые, килограмм 700, наверное.
– Вы во множественном числе из уважения? – спрашиваю.
Удивленный взгляд руководителя строительства заставил отшагнуть. Выйдя из бронзовой тени капитана двух сборных, замечаю – в центре зала кто-то летит.
***
– Кого еще вы тут прячете? – решаю уточнить.
– Скоро установят фигуру хоккеиста Денисова, – отвечает Роман. – И фигуру лыжника, но это будет собирательный образ.
По пути к летучему баскетболисту встретилась бригада рабочих. Они рассказали, что гимнастку под потолком срисовали со Светланы Хоркиной. И что, якобы, двукратной олимпийской чемпионке изображение не очень понравилось из-за «диспропорций в композиции». Правда это или нет – выяснить не удалось.
Фото: © Андрей Голованов и Сергей Киврин
Оказалось, что зависший в воздухе спортсмен – не кто иной, как Виктор Хряпа. Так, во всяком случае, на майке написано. А на мраморном постаменте красуется бронзовый логотип. Как выяснилось позже, идея снабдить станцию достаточным количеством символики и характерными цветами пришла к клубу после открытия метро «Спартак». Но мы еще вернемся к этому вопросу.
Пока разглядываем ускользающий тоннель, интересуюсь историей создания станции.
– Здесь изначально было «Ходынское поле», – рассказывает Роман. – А потом, после обращения министерства обороны в департамент строительства, решили переименовать проект в «ЦСКА». Потому что рядом стадион, и клубу нужна своя станция. После этого архитекторы поменяли все решения по цветовой гамме, наполнению и отделке. Но сроки из-за смены названия остались прежними.
– И символизм, – говорю, – никто не отменял.
Присмотритесь, куда на фото скачет конь.
***
Затем мы шутим о «вежливых людях», обсуждая десантников в действии. Представляем, как можно было бы сделать селфи, только допрыгни до Хряпы. И понимаем, что бегущие дамы – это тайный знак «на выход». На прощание интересуюсь, были ли несчастные случаи на стройке.
– Все, что было на стройке – на стройке и останется, – раздается в ответ.
Путь на поверхность дается позитивнее. Наверное, потому что идешь к свету, а не от него. За стуком молотков узнаю, что к ноябрю будет стоять вестибюль станции. За воем перфораторов слышу голос: рядом будет парк. Понимаю, что неплохой микрорайон вырисовывается. «ВЭБ Арена», стадион «Динамо», «Мегаспорт».
В связи со всем увиденным, в голову пришла идея сравнить, какая из станций московского метро самая спортивная. Сделать это можно с помощью фотогалереи.
P. S. Станцию «Спортивная» в рейтинг включать не стали, потому что спортивных мотивов в ее архитектуре мы не нашли.
Станция «Спартак»
Станция «Динамо»
Фото: Андрей Голованов и Сергей Киврин