Мир Российская Премьер-Лига

Как стадион «Санкт-Петербург» повлиял на посещаемость чемпионата

Как стадион «Санкт-Петербург» повлиял на посещаемость чемпионата
Болельщики «Зенита» / Фото: © ФК «Зенит»

Средняя посещаемость матчей стартовых туров премьер-лиги – самая высокая в истории российского чемпионата.

Плюс три тысячи

В последние годы спрос на футбол если и не падал, то оставался на подвальном уровне. Хотя нас убеждали: вот построят стадионы – пойдет народ. Не пошел. Посещаемость четырех последних сезонов была стабильно ниже, чем в шести сезонах до этого, когда не было новых арен в Москве, Казани, Грозном и Краснодаре. Этот парадокс объясняли экономическим кризисом, низким качеством футбола, ценами на билеты, все еще ветхой инфраструктурой, гаджетами и много чем еще. Летом жарко, осенью и весной холодно.

И вот в этом сезоне случился всплеск посещаемости. Средняя аудитория на 2757 человек превышает итоговый показатель прошлого чемпионата. Конечно, это летние цифры – в ноябре, декабре и марте планка упадет. Однако на аналогичной дистанции предыдущего сезона посещаемость составляла 11764 человека. Сейчас – 14172. Значит, не в лете дело. Есть другое объяснение. Стадион «Санкт Петербург», собирающий в среднем по 46879 человек. Если раньше локомотивом посещаемости был «Спартак», то теперь таких клубов стало два.

Европейский уровень

Что такое 46879 человек? Начнем с того, что это лучший показатель в истории нашего футбола. Рекорд принадлежит «Алании», на матчи которой в 1995 году ходило по 33467 человек. «Зенит» его, безусловно, побьет, если, конечно, бакланы или другие стихийные бедствия не разрушат высокотехнологичный стадион. В этом сезоне все домашние матчи «Зенита» становились самыми посещаемыми в туре; ему принадлежат три лучших показателя – игры со «Спартаком» (53359), «Ростовом» (50404) и «Ахматом» (45470).

Но дальше еще интереснее. Показатель «Зенита» превышает среднюю посещаемость всех европейских топ-лиг. Аудитория больше, чем у таких клубов, как «Тоттенхэм», «Челси», «Валенсия», «Атлетико», «Ювентус», «Милан», «Интер», «Рома», ПСЖ и многие-многие другие. В чемпионате Германии с этим показателем «Зенит» был бы девятым, Англии – шестым, Испании – третьим, Франции и Италии – первым. Вот насколько крутые, а для наших реалий вообще невероятные цифры на старте сезона показал Санкт-Петербург.

И ведь есть куда еще расти. Стадион заполняется на 83%, что также лучший показатель. Правда, куда вероятнее то, что планка будет опускаться. Уйдет эффект новизны, придет осеннее ненастье – все случайные болельщики сразу улетучатся. Впрочем, это зависит от болельщиков. «Спартак» построил свой стадион в 2014 году, но лучший результат показал в прошлом сезоне. А «Рубин» наоборот – собирал приличную аудиторию только в первый сезон, а сейчас посещаемость не выше, чем на древнем стадионе «Центральный».

Положительная динамика

Дело не только в «Зените», хотя в первую и во вторую очередь в нем. Положительная динамика наблюдается у девяти клубов из тринадцати. Еще три – «СКА-Хабаровск», «Динамо» и «Тосно» – вышли из ФНЛ, и их средняя посещаемость (9431) значительно выше той, что в прошлом сезоне была у «Томи», «Оренбурга» и «Крыльев Советов» (5632). На данный момент показатели трех клубов превышают 20 тысяч человек. В прошлом сезоне такой был один. Больше 10 тысяч собирают девять клубов (было восемь).

Разочаровывают, пожалуй, только ЦСКА (да, он в плюсе, но для Москвы все равно мало), «Рубин» (заполняемость – жалкие 24%) и «Локомотив» (несмотря на прекрасный футбол и участие в чемпионской гонке, показатель по каким-то причинам даже упал). С «Анжи» все ясно с тех пор, как Сулейман Керимов объявил о смене вектора. «Амкар» – ну, чего ждать от нищей команды? «Тосно» и то идет выше. Да и «Динамо» значительно (на 2,5 тысячи) превосходит свой показатель в сезоне-2015/16, то есть до вылета в ФНЛ.

Не все так плохо, как казалось в мае, при подведении итогов. С одной стороны, 14172 человека для страны-хозяйки чемпионата мира – это очень мало. Но с другой – это седьмой показатель в Европе. Выше посещаемость только в Германии (41528), Англии (35805), Испании (28231), Италии (22008), Франции (21143) и Голландии (19094). Главное – удержаться на этой планке. Пусть она и отражает не рост спроса на футбол в стране, а всего лишь увлеченность петербуржской публики новым стадионом. Все равно приятно.

Фото: ФК «Зенит»