Футбол

«Ред Булл» построил самую большую и эффективную футбольную империю в мире: клубы в США, Бразилии, Австрии и Германии. Что дальше?

Англия? Азия? Россия?
Опровержение: Изначально мы написали, что в понедельник «Спартак» объявит о соглашении с «Ред Булл». Это информация не соответствует действительности. Речь не шла о поглощении, мы писали об обычном спонстворстве, но тем не менее. Мы доверились слухам, не проверив информацию, и не дождавшись подтверждения официального источника. Это недопустимо. Приносим извинения клубу и всем читателям. 

Футбольная интеграция бренда началась в 2005 году с покупки австрийской «Аустрии». Запуск проекта именно на родине был важен для основателя компании Дитриха Матешица. У «Аустрии» сменили руководство, название, эмблему и цвета, что привело к расколу болельщиков на две группы: за и против.

По сути, создали новый клуб «Зальцбург». На сайте даже передвинули дату основания на 2005 год (вместо 1933), но австрийская федерация потребовала это исправить. В итоге недовольных болельщиков собралось много, и они создали еще один клуб «Аустрия Зальцбург» со старыми цветами и эмблемой. Сейчас он в третьей лиге.

При этом многие фаны остались, приняв радикальные реформы как плату за увеличение инвестиций и благополучное существование. С 2006 года «Зальцбург» выиграл 10 чемпионатов и 6 Кубков Австрии. В этом сезоне провел самый успешный сезон в Лиге чемпионов, где до последнего тура боролся с «Ливерпулем» за выход в плей-офф.

Открыть видео

Через год после покупки «Аустрии» корпорация по той же схеме зашла в нью-йоркский «МетроСтарз». Смена названия на «Нью Йорк Ред Буллз», новая эмблема (почти идентичная с «Зальцбургом»), красно-белые цвета и рост инвестиций. На первом матче нового клуба гимн США исполнила Шакира, послом на игре стал Пеле + другие дорогостоящие элементы шоу, без которых было бы сложно разогреть интерес к проекту в США.

С тех пор клуб получил 25-тысячный стадион, современный тренировочный комплекс, академию, а также Тьерри Анри, Жуниньо Пернамбукано, Тима Кейхилла, Джози Алтидора и других. «Нью Йорк» трижды выигрывал регулярный чемпионат, но в плей-офф цель выполнить до сих пор не смог. Дважды доходил до финала, но не более.

Следующая остановка — Бразилия. В 2007-м году компания запустила в Сан-Паулу самый скромный из своих стартапов — «Ред Булл Бразил», который начал в четвертом дивизионе штата и не поднимался выше второго. Вскоре проект быстро задвинули и отвлеклись на запуск «Лейпцига»: латиноамериканский проект существовал, но не развивался.

В 2019-м компания возродила амбиции в Бразилии и объединила «Бразил» с «Брагантино» — на тот момент лидером второго бразильского дивизиона. По итогам сезона он вышел в элиту. В рамках соглашения австрийская компания инвестирует 45 млн долларов в «Брагантино», часть суммы пойдёт на модернизацию стадиона. Сегодня ночью «Ред Булл Брагантино» сыграл вничью с «Сантосом» (0:0) в первом матче после возвращения в элиту бразильского чемпионата.

С самого начала бренд стремился купить или создать клуб в Германии и искал разные возможности входа на рынок. В 2006-м лига наложила вето на покупку «Лейпцига», а контакты с «Санкт-Паули» и «Дюссельдорфом» ни к чему не привели. Лишь в 2011-м году корпорация нашла возможность осуществить цель и купила скромный «Маркранштедт» из пятого дивизиона. 

Юссуф Поульсен / Фото: © TF-Images / Contributor / Getty Images Sport / Gettyimages.ru

По сути, купили не клуб, а его лицензию на выступление в чемпионате Германии, все остальное было создано заново по отработанному сценарию. Добавить название бренда к названию клуба не вышло (в Германии запрещено), но и здесь выкрутились с помощью аббревиатуры «РБ». Что было дальше — вы знаете. Сейчас «Лейпциг» лидирует в чемпионате Германии и вышел в плей-офф Лиги чемпионов.

При этом футбольную империю стоит рассматривать не только как мощный инструмент маркетинга напитка, но и как удачную инвестицию. Выстраивая систему по тем же принципам, что и основной бизнес, создатели конструкции наладили все настолько эффективно, что уже сейчас проект генерирует серьезные доходы.

В этом списке только футболисты, которые были проданы за пределы экосистемы футбольной семьи. Причем «Лейпциг», стоящий вверху пирамиды, почти не продавал, наибольшее число прибыльных трансферов на счету «Зальцбурга». В то же время на балансе «Лейпцига» сейчас огромное число активов, которые при желании концерн сможет легко продать. По Transfermarkt, у «Лейпцига» есть 13 игроков стоимостью 20+ млн евро. В их числе Тимо Вернер (75 млн), Дайот Упамекано (50 млн) и Ибраима Конате (45 млн).

Плюс объекты инфраструктуры, мощные академии и скаутские системы, которые показали свою силу в первые же годы работы. Учитывая ресурсы, клуб мог легко завалить деньгами «Лейпциг» и привезти туда звезд, но пошел по пути адекватности. В это трудно поверить, но ни «Лейпциг», ни кто-либо из холдинга ни разу не платил за футболиста извне больше 20 миллионов евро. Поразительный успех, учитывая результаты, которых добиваются «Зальцбург» и «Лейпциг». 

Тимо Вернер / Фото: © Jan Huebner / Taeger / Global Look Press

Кстати, пятым клубом в семье стал австрийский «Лиферинг», который тоже очень успешен на своем уровне и играет важную роль в иерархии. Через него прошли многие проданные игроки, сам клуб стабильно в верхней части первого австрийского дивизиона, несмотря на средний возраст (младше 20 лет).

  • 2013/14 — 3 место
  • 2014/15 — 2 место
  • 2015/16 — 4 место
  • 2016/17 — 2 место
  • 2017/18 — 5 место 

Ходит много слухов о дальнейшем развитии империи. В частности, писали, что компания попробует залететь в Англию. Еще в 2013 году концерн вел переговоры с «Лиддсом», но они прекратились на фоне негатива со стороны фанатов. «Клуб не отказался от идеи выхода на английский рынок, но сделает это только когда увидит подходящую возможность. Просто нанести логотип компании на футболку им неинтересно», — говорит британец Андрю Спаркс, который работал тренером вратарей в американском и австрийском филиале. 

Леонид Федун / Фото: © Олег Бухарев / Матч ТВ

Интересно, что в понедельник «Спартак» собирает пресс-конференцию в Москве, чтобы Томас Цорн официально объявил о договоренности с новым спонсором. По слухам, им станет «Ред Булл» (эта информация не соответствует действительности). Еще под Новый год после первых слухов о сотрудничестве пошли обсуждения потенциального выкупа клуба в 2022 году. Но пока на это нет никаких оснований. Кроме идентичных цветов клуба и желания Федуна отойти от управления в будущем, нет никаких предпосылок (не говоря о реальных основаниях) интеграции «Спартака» в империю. Покупать популярные клубы — не в стиле «Ред Булла». На них не нацепишь новую эмблему с быками. 

В субботу Матч Премьер в прямом эфире покажет товарищеский матч «Зенита» против «Зальцбурга». Включайте в прямом эфире канала или на сайте в 15:25 (МСК)

Товарищеский матч. Зенит — Ред Булл Зальцбург

Читайте также: