Германия

Алексей Шпилевский — о работе с Рангником: «После 6 лет в системе «Лейпцига» у меня было ощущение, что мы формируем роботов»

Бывший тренер академии «Лейпцига» Алексей Шпилевский рассказал о работе под руководством Ральфа Рангника, а также о философии немецкого клуба. 

— Как в академии «Лейпцига» появляются инновации?

— Их внедрял Ральф или его советники. В «Валенсии» он увидел футбольное мини-поле, закрытую коробку, и решил, что это отличная идея для игры «3 на 3», «4 на 4», «5 на 5», чтобы мяч никогда не уходил в аут. Повышает интенсивность, учит работать на ограниченных пространствах. Через несколько недель на базе появились 2 подобные коробки.

— Можем поговорить о философии «Лейпцига»? Как ее прививал и контролировал Ральф Рангник?

— Коллеги-тренеры рассказывали, что после первых дней работы он собирался всех уволить и набрать новую команду под свое видение. Приходил лично на тренировки, всех просматривал. Ему нужны были молодые и целеустремленные, которых можно формировать. Он любил приводить пример нового компьютера: «Жесткий диск еще пустой, на него еще не установили программ, поэтому его можно настроить под себя». Философия — более-менее понятна: интенсивность, высокий прессинг, вертикальный футбол, быстрый коллективный отбор, переключение и быстрое завершение.

Вообще, после 6 лет работы в системе «Лейпцига» у меня начало складываться ощущение, что мы формируем роботов. Я был убежден, что нужно давать больше свободы, а не только заставлять играть в вертикальный пас и прессинг. С точки зрения науки и теории, возможно, это и правильно, но постепенно соперники адаптировались и учились преодолевать прессинг передачей в касание или длинным пасом. Нужны были другие лозунги и ориентиры, поэтому можно сказать, что философия эволюционировала.

Большой вклад внес Юлиан Нагельсманн, который добивал в фундамент агрессивного футбола Рангника многие нюансы в плане контроля мяча и позиционной атаки. Логично, что аутсайдер закроется и перекроет весь центр, а твои футболисты с одним шаблоном в голове могут и не справиться с этой задачей. Поэтому я всегда понимал для себя, что детей нельзя ограничивать в игре с мячом. Признаюсь, в академии «Лейпцига» часто запрещали играть в ширину, потому что, атакуя через фланг, ты даешь сопернику время сесть и выстроить компактность в обороне. Иногда это правильно, но иногда правильнее, наоборот, выйти через край, чтобы вернуться в середину, откуда забиваются голы.

— Как это происходит? Авторитарный Рангник говорил: «Вы — тренеры академии должны играть только так. Ваше творчество не приветствуется».

— Было несколько сессий в неделю лично с ним, где он объяснял, как нужно играть, а за выполнением плана следили координаторы. Всё досконально обсуждалось. Было много науки, детальное обсуждение каждого компонента игры.

Рангник работал в системе «Ред Булл» с 2012 по 2020 год. Летом нынешнего года он стал руководителем по спорту и развитию «Локомотива».

Читайте также:

Источник: Матч ТВ

Больше новостей спорта – в нашем телеграм-канале.