«Наших фигуристов отстранение еще больше заводит. В России не расслабишься из-за конкуренции». Как тренируется группа Боровиковой и Самохина

«Наших фигуристов отстранение еще больше заводит. В России не расслабишься из-за конкуренции». Как тренируется группа Боровиковой и Самохина
Фото: © Марина Чернышова-Мельник
Танцевальная группа Марии Боровиковой и Дениса Самохина, которая тренируется в подмосковной Балашихе, приезжала на пару дней в Санкт-Петербург, чтобы показать специалистам новые программы и поучаствовать в семинаре на тему изменений правил.

Поговорили со спортсменами тренерами о глубине новых программ, развитии танцев на льду через реформы и нестандартные уроки. Тренеры также поделились новостями и планами на грядущий сезон.

…На льду дворца спорта «Юбилейный» работает команда: два дуэта и тренеры. Танцоры оттачивают новые программы — уже почти готовые и прочувствованные, которые осталось лишь накатать. Красивые поддержки, твизлы и беговые, а также новаторские «прыжки» и хореографические дорожки… Звучит то танго, то лирические мелодии, то контемпорари, то электронные мотивы. Дуэты тренируют фрагменты из своих танцев, а тренеры катаются вблизи, чтобы проверить каждое движение. Несколько раз возникают совпадения: танцоры отрабатывают свои шаги под музыку к программе коллег, но получается удачно в ноты.

 
Фото: © Марина Чернышова-Мельник

Около льда за процессом внимательно наблюдают приглашенные судьи: Игорь Долгушин, Елена Фомина и Елена Хмызенко. Каждые пять минут спортсмены и тренеры подъезжают к ним за обратной связью. То и дело звучат советы: «После троек сделайте поворот!», «Здесь ноги чуть свободнее!», «Тут тебе руку надо вовремя убрать, чтобы партнерша не врезалась», «На хореодорожке делайте особый акцент на взаимодействие!», «Ты должен общаться с партнершей. Сколько раз вы посмотрели друг другу в глаза? В произвольном танце пока вообще не смотрите»…

Мария Боровикова и Денис Самохин привезли своих учеников прежде всего ради такого общения с экспертами.

«Скоро контрольные прокаты, и мы хотим получить обратную связь от опытных людей, успеть что-то подкорректировать. Игорь Александрович был моим тренером в танцах, затем судил на многих турнирах, я доверяю его мнению. В Петербурге вообще много специалистов по танцам работает, в том числе судьи. Недавно мы как раз посетили профильный семинар для тренеров, изучили нюансы новых правил. Алла Шеховцова и Юлия Андреева очень интересно вели, огромный багаж знаний! Мы часто повышаем квалификацию и затем проводим мини-семинары для своих спортсменов», — говорит Мария.

В этот раз тренеры привезли в Северную столицу свой звездный старший дуэт (бронзовых призеров чемпионата России Елизавету Худайбердиеву и Егора Базина) и лучший юниорский дуэт (членов сборной Алису Овсянкину и Матвея Самохина).

«Мы хотели взять и Анну Коломенскую с Артемом Фроловым, но мальчик приболел и пока в изоляции, чтобы не усугублять. Рада, что удалось приехать сюда, сменить обстановку в это трудолюбивое межсезонье. Мы совместили приятное с полезным: погуляли по моему родному городу», — делится Боровикова.

Егор Базин: «Главная цель произвольного танца — необычный для нас стиль, без глубокого смысла»

Главная ассоциация, возникающая от нового произвольного танца Елизаветы и Егора, — разноплановый стиль. Сначала звучит спокойная электронная музыка в жанре синти-поп, нарастающая с каждой секундой. Постоянный нерв сразу задает тон. Фигуристы танцуют в стиле контемпорари, а затем резко переходят на классическую хореографию. Музыка ускоряется, как будто что-то летит и крутится, в движениях уже акцент на пластику. Потом стартовая песня повторяется в ускоренном варианте, и начинается эмоциональная игра, обилие позировок. Танец завершается стилем вог.

Открыть видео

Философия музыки к этой программе основана на максимальной свободе и раскрепощенности. История создания песни говорит, что даже отрицательные эмоции могут служить источником невероятного вдохновения для творческих душ. Эта композиция звучала в фильмах самого разного жанра, например, в «Господине Никто». А теперь ее впервые подробно обыгрывают на льду.

По словам Егора, он давно хотел кататься под эту музыку, хранил ее в «папочке желаний». В начале межсезонья вся команда прослушала массу композиций, а затем партнерша сама нашла и предложила эту мелодию.

«Чуть позже я подобрал вторую часть, которая идеально вписалась в программу. Мы ее в шутку называем «лягушонок», потому что на заставке альбома стоит лягушка. Лиза скомпоновала всю композицию. В этом танце мы решили показать внутреннее чувство музыки и потом раскат, символизирующий отношения двух людей. Главная цель — необычный для нас стиль, без глубокого смысла», — поясняет Егор.
«Мы хотели показать нечто, кардинально отличное от наших прошлых программ, поэтому ушли в идею «танец как искусство». То есть каждый танец — это красота, линейность движений», — добавляет Лиза.

Все треки к ритмическому танцу выбрал Егор. Постановка продолжает веселую линию диско, которую фигуристы катали в прошлом сезоне.

Произвольный танец Алисы и Матвея посвящен теплым чувствам на фоне современных политических событий. Это история женщины и мужчины, которые берегут и ценят друг друга в любых жизненных ситуациях.

Открыть видео
«Я задумала эту программу еще год назад и с тех пор вынашивала идею. Долго искала ощущение образов. То есть понимала, что хочу поставить, но все время задавалась вопросом: какие роли фигуристам играть на льду? В итоге выбрала лебедей, потому что эти птицы всегда хранят друг другу верность. Костюмы ребятам сшили противоположные: Алиса будет белым лебедем, Матвей — черным. Но это лишь внешний облик, а в душе они едины. Когда в феврале началась военная операция, я поняла, что это прямо в тему. Именно сейчас мы должны особенно поддерживать друг друга», — поясняет свою идею Мария Боровикова.

Музыка к танцу символичная: песня «Время для мира» израильской певицы Риты Яган Фаруз. Двадцать лет назад под эту композицию катались будущие серебряные призеры Олимпиады Ирина Лобачева и Илья Авербух. Их программа тоже была с глубоким смыслом — посвящение жертвам теракта в Нью-Йорке, который случился в самом начале того олимпийского сезона. Правда, совпадение в музыкальном выборе абсолютно случайно.

«Я не задумывалась об ассоциации с Авербухом. Эта песня про мир актуальна сегодня, тем более у нас аранжированная версия», — говорит тренер.

Ритмический танец Алисы и Матвея поставлен под танго «A Evaristo Carriego» в исполнении Луиса Браво. В грядущем сезоне танцоры намерены укреплять свои позиции на льду и в юниорской сборной.

Фигуристы рассказывают, что их очень мотивируют старшие товарищи по команде.

Фото: © Марина Чернышова-Мельник
«Я тянусь за Егором во многих моментах. Обидно, что они с Лизой не поехали на Олимпийские игры, хотя изначально было ясно, что шансов минимум. Мы очень уважаем ребят, видим, как они сейчас прибавили по сравнению с прошлым сезоном», — делится Матвей. «Зато мы радовались за Машу с Гошей (дуэт Мария Казакова и Георгий Ревия, представляющий Грузию. — «Матч ТВ»), что они отобрались на Олимпиаду и прекрасно там выступили. Они вообще ребята веселые, часто вносили позитив в наши тренировки. На сборах мы с Машей вместе жили. Скучаем по ним!» — добавляет Алиса.

Денис Самохин: «Исключение обязательного паттерна — большой провал для развития танцев на льду с технической точки зрения»

Команда успешно освоила новые правила, которые ввели для танцоров в начале олимпийского цикла. По словам тренеров и фигуристов, «прыжки с помощью ассистирующего партнера» — довольно легкий и гармоничный для танцевального искусства элемент на фоне того, как его многие восприняли по названию.

«Это просто красивые оригинальные подъемчики (три подряд), которые добавят красок в танец. Только не думайте, что все сейчас начнут прыгать, как одиночники!» — улыбается Мария.

Ее ученица тоже считает, что тему прыжков раздули, будто они что-то невероятное.

«Слово «прыжок» применительно к танцорам пугает людей. На самом деле все танцоры давно исполняют такие элементы. Просто сейчас более собранно, а раньше «прыжок» мог бы подойти под формат «хореографическая последовательность движений». Мы не почувствовали, что пришлось изучать новое. У нас появилось больше выбора движений, ничего сверхъестественного», — говорит Елизавета Худайбердиева.

Тренеры считают, что многие из новых правил облегчат жизнь и танцорам, и судьям. Например, компонентов три вместо пяти, и судить станет легче, потому что меньше надо думать над критериями общей оценки. Судья сейчас более конкретно оценивает: программа, как она исполнена и как фигуристы владеют своим коньком, телом. Вместо обязательного паттерна теперь хореографическая дорожка, акцент в ней на артистизм.

Открыть видео

«В паттерне как раз было трудно показать себя тем дуэтам, которые плохо скатаны или не владеют коньком. Виднелась огромная разница между дуэтами. Сейчас она сгладилась, и взрослым стало намного легче. В плане развития артистизма это явно лучше. Но, на мой взгляд, это большой провал для развития танцев на льду с технической точки зрения. Хотя утверждают, паттерн еще могут вернуть», — комментирует Денис Самохин.

«С одной стороны, хореографическая дорожка позволит нам подробно раскрыть стиль и характер танца. Ушли обязательные вещи, которые раньше давили. Но в то же время я боюсь, что в оценках все станет еще субъективнее. Ведь теперь нельзя четко показать в паттерне, что наш дуэт может кататься определенным образом. Но я рада, что тема ритмического танца (латина) поможет нам раскрыться без всяких жестких ограничений», — уверена Елизавета.

«В целом, мы позитивно воспринимаем реформы, потому что в этом году нет глобальных технических изменений. Новизна касается только поддержек, входов-выходов и вращений. Но это не настолько сложные вещи, чтобы быстро не адаптироваться. А так сезон грядет пробный, постолимпийский — самое время для экспериментов», — добавляет Мария Боровикова.

Мария Боровикова: «Мы с мужем не завоевали высокие награды, поэтому хотим реализовать это в своих детях, дать им дорогу в жизнь»

В это межсезонье все танцоры группы сосредоточились на многостороннем развитии. Помимо классических ледовых тренировок, хореографии и ОФП фигуристы уделяют много внимания бальным танцам, растяжке. Дважды в неделю у них уроки народного танца:

«Мы выполняем каждую связку в вариациях разных национальностей — русской, татарской… Скоро грузинскую будем учить», — рассказывает Лиза.

Фигуристы часто смотрят видео выступлений бальных танцоров — для примера и творческих поисков. Они видят свою главную задачу в том, чтобы профессионал, посмотрев их танец, сказал: «Да, это то, что делают на паркете». То есть не просто исполнить движения под музыку латины, а перенести латину с паркета на лед.

Алиса с Матвеем берут уроки аргентинского танго у чемпионов мира Сагдианы Хамзиной и Дмитрия Васина.

«Их занятия настолько интересные и познавательные, очень нас вдохновляют! Дима и Сагдиана выиграли в Буэнос-Айросе, представляете? Сумели обойти аргентинцев на их родине. Это высокий уровень мастерства», — говорит Мария.

Еще одно направление для спортсменов группы — занятия по актерскому мастерству. Они выполняют упражнения, которые помогают быстро все запоминать, изолироваться от внешних факторов и негатива, расслабляться в нужный момент.

«Я, кстати, еще в родном Тольятти ходил на актерское мастерство. Рад, что Мария Валерьевна все организовала для нашей группы. Лично мне уроки очень помогают раскрепоститься, стеснение уходит», — делится Егор.

А межсезонье у фигуристов началось с отпуска, на время которого они отдыхали от фигурного катания: отписались от всех новостей, страниц в соцсетях. Чтобы почистить голову и зарядиться, а потом начать все заново. В отличие от многих коллег, Елизавета и Егор мало выступали в шоу за время межсезонья.

Фото: © Дмитрий Челяпин / Матч ТВ
«Увы, для нас пока особо нет места в составе. В каждом крупном коллективе много чемпионов, да и мы все равно не можем себе позволить надолго выпадать из тренировочного процесса. Отлучишься на пару недель — подразвалишь свою дисциплину и форму. У нас же в приоритете подготовка к новому сезону. Но спасибо большое Яне Рудковской и Евгению Плющенко за приглашение в свое шоу! Мы три раза выступили, катались под живой вокал. Все чудесно организовано, и мы рады были поучаствовать», — говорят фигуристы.

После тренировки мы обсуждаем тему чемпионских династий, коих в российском фигурном катании давно не было. Семейство Самохиных — один из редких примеров. Мария и Денис давно работают вместе и тренируют обоих своих детей. Родители Дениса — в прошлом тоже тренеры, оба заслуженные.

«Изначально мы с мужем привели детей на лед, потому что у них были данные, которые хотелось развивать. Когда ты видишь, что у ребенка получается, хочется отдать его именно в нужную сферу. Тем более если ты сама можешь многому его научить. Плюс, работая целый день на льду, сложно заниматься своим чадом в другом месте. А я изначально хотела сама развивать своих детей. Чтобы это делали не бабушки и дедушки, няни, а прежде всего я. Обожаю проводить время со своими детьми, и сейчас получается именно так. Мы вчетвером почти всегда вместе, так как работа у нас общая, и в этой сфере мы гармоничны», — рассказывает Мария Боровикова.

Ее сын Матвей признается, что ему часто тяжелее, чем другим фигуристам группы: 

«Родители хотят от меня большего, чтобы гордиться мною. Поэтому всегда помню о том, что должен оправдать ожидания».

К слову, семья его партнерши тоже связана с фигурным катанием, только в иной плоскости. Мать Алисы — дизайнер, автор эскизов костюмов для многих фигуристов.

«Мне мама создает наряды с самого детства, шьет их и даже камни лично клеит. Все контролирует, потому что очень за меня болеет. Правда, мой приход в фигурное катание не связан с мамой: я просто начала заниматься по совету врачей, как и многие. Так понравилось, что теперь живу этим делом, а костюмы со временем приложились. Мама, кстати, часто сопровождает меня на турнирах и сборах», — признается Алиса Овсянкина.

Стефания Самохина тоже участвовала в питерских сборах: каталась все два часа тренировки и отрабатывала свои движения. У девочки выходные, но в последний момент она попросилась ехать с родителями и братом, взяв с собой коньки. Стефании десять лет, и в грядущем сезоне они с партнером настроены бороться за второй спортивный разряд.

«Мне кажется, чемпионы не любят отдавать родных детей в свой вид спорта. Они сами всего добились и знают, как это тяжело. А мы с мужем не завоевали высокие награды, поэтому хотим реализовать это в своих детях, дать им дорогу в жизнь», — говорит Мария.

Елизавета Худайбердиева: «Несмотря на международную ситуацию, мне сейчас легче начинать сезон»

Также я попросила тренеров прояснить ситуацию по некоторым спортсменам, которые работали в группе в разное время.

  • Грузинский дуэт Мария Казакова и Георгий Ревия сейчас полностью погружен в работу в команде итальянского тренера Маттео Занни. Фигуристы уехали туда в июне текущего года и с тех пор не сотрудничают с прежними тренерами даже в дистанционном формате. «У Маши и Гоши хороший специалист, его, думаю, вполне достаточно. Мы не участвуем в их тренировочном процессе», — поясняет Мария.
  • С Олегом Судаковым (первым и многолетним тренером Егора Базина) сотрудничество очень редкое. Иногда команда отправляет ему видео прокатов и получает советы.
  • Чемпион Юношеских Олимпийских игр Григорий Смирнов закончил со спортом. «Он уезжал тренироваться к Игорю Шпильбанду, готовился выступать за США. Поработал несколько месяцев, но что-то не сложилось. Сейчас Григорий вернулся в Москву и начал тренировать детей», — говорит Денис Самохин.
  • Победитель юниорских этапов Гран-При Андрей Филатов тоже ушел из спорта. Прошлой весной тренеры подобрали ему партнершу из другой страны, они начали скатываться. Но потом все затянулось с получением документов, и Андрей решил не ждать. Сейчас он тренирует в одной из московских школ.

Напоследок важные слова Марии и Дениса про их видение грядущего сезона, цели и сомнения на фоне международной обстановки:

«Мы постоянно растем над собой и уже готовы соревноваться. Конечно, жалко, что не будет международных стартов. Это очень сковывает наших спортсменов. Ведь чем чаще ты выступаешь на мировом уровне, тем больше опыта. С другой стороны, иностранным фигуристам тоже можно посочувствовать: соревноваться без сильнейших конкурентов — это как в своей каше вариться. Русские всегда задают тон, и все за ними тянутся. А мы свою форму все равно будем держать, ведь федерация обещает много турниров. Четкого расписания у нас пока нет: всех обещали распределить после контрольных прокатов. Но мы уверены, что будет интересно!

Фото: © Марина Чернышова-Мельник

Также верим, что нас рано или поздно вернут на мировую арену. Политически все давно к этому идет. Смотрели недавние соревнования в Лейк-Плейсиде? Скукота! А наших фигуристов ситуация с отстранением еще больше заводит. Ведь в России никогда не расслабишься благодаря внутренней конкуренции. Как только наши ребята вернутся на международные старты — сразу заберут все медали!

Мы каждый день видим состояние своих учеников и понимаем, насколько они мотивированы. С мая трудятся вовсю, развиваются. Никого не приходится заставлять работать. Лиза и Егор отказались от многих шоу, потому что однозначно выбрали для себя подготовку к сезону. Уверены, этот наш дуэт скоро расцветет».

«Я еще ни один сезон не начинал в таком бодром состоянии. Все отлично, на душе умиротворение. Впервые получаю удовольствие от всего, а не только на мотивации держусь. Недавно вот шпагат получился, и я счастлив», — делится Егор.
«Несмотря на международную ситуацию, мне сейчас легче начинать сезон. Имею в виду именно наш с Егором тандем. Два года назад столько было переживаний и неопределенности в пандемию, затем перед Олимпиадой. А сегодня меньше груза ответственности. Плюс очень нравятся программы, которые мы каждый день совершенствуем», — заключает Лиза.

Больше новостей спорта – в нашем телеграм-канале.