«В команднике лучше выступить более опытным парам». Тренер Дэвис/Смолкина — об Олимпиаде и Пападакис/Сизероне

В чем состояла задача пары на чемпионате Европы, и почему она с ней справилась.

Российский танцевальный дуэт Диана Дэвис / Глеб Смолкин проводит дебютный взрослый сезон. На чемпионате страны в Санкт-Петербурге фигуристы сенсационно заняли второе место, а на чемпионате Европы в Таллине — седьмое. 

Тренер дуэта Игорь Шпильбанд в беседе с корреспондентом «Матч ТВ» подвел итоги турнира, рассказал о своем отношении к новому ритм-танцу французов Габриэлы Пападакис / Гийома Сизерона, а также объяснил, почему предпочел бы участие в командном турнире Олимпиады в Пекине других спортсменов, а не своих юных подопечных.

«Судьи заметили их, запомнили и теперь будут обращать внимание. Это и было главной задачей»

— Игорь Юрьевич, выглядите довольным.

— А я действительно доволен тем, что показали Диана с Глебом. Нужно прояснить технические проблемы — они не получили кое-какие уровни. С другой стороны, судьи на подобных турнирах всегда чуть строже оценивают дебютантов. И мне кажется, это правильно.

— Правильно, что Диану с Глебом немного сдержали? Потому что на контрасте с баллами на «России» результат чемпионата Европы явно смотрится скромнее.

— Ну, нельзя же сравнивать оценки на национальном турнире. Посмотрите, какие баллы получают дуэты на чемпионате США, к примеру. На домашних чемпионатах всегда идет поддержка, тем более для ведущих пар. Это правильная тенденция, так делают везде. Посмотрите национальные чемпионаты во Франции, Канаде, Америке, Италии.

Чемпионат Европы — другое дело. Тем более Диана с Глебом были дебютантами, начали далеко не в сильнейшей группе. Многие судьи их еще не видели вообще в этом году. Поэтому я считаю результат просто очень хорошим. Ребята достойно показали себя, отлично выступили. Седьмое место — классный дебют для третьей пары (сборной).

Судьи заметили их, запомнили и теперь будут обращать внимание. Это и было главной задачей, ребята с ней справились.

— Вы сами упомянули национальные чемпионаты, так что не могу не спросить. Можете прояснить, стоит ли вообще обращать внимание на оценки на них в танцах на льду? Особенно в преддверие Олимпиады. Просто, к примеру, американские дуэты на чемпионате США получили больше, чем наши Синицина/Кацалапов в Таллине.

— Точно нет. Подчеркну, оценки на турнирах ISU и баллы на национальных чемпионатах — это абсолютно разные вещи, совершенно несравнимые.

— То есть это не какой-то сигнал судьям? Дескать, посмотрите на наших фигуристов, они столько всего умеют и все такое.

— Безусловно, судьи хотят поддерживать спортсменов из своих стран. Тем более спортсменов, которым предстоит выступать на турнирах такого уровня, как чемпионаты мира, Европы, Олимпийские игры. Поэтому оценки на национальных турнирах всегда выше.

— Смотрел за тренировками Дианы с Глебом и поймал себя на мысли, что, в отличие от одиночного и парного катания, оценивать официальные тренировки танцев практически невозможно для обывателя. Можно ли вообще плохо провести официальную тренировку в танцах? И чем это чревато?

— Вы знаете, конечно, тренировки, на которых присутствуют судьи, это уже часть соревнований. Потому что некоторые судьи впервые видят программы вживую, а кто-то — и вообще отдельных участников. Поэтому произвести правильное впечатление — это очень важно. Провести тренировку, откататься и быть в ударе нужно.

— Выходит, неудачная официальная тренировка в танцах все-таки может привести к неприятным последствиям в плане оценок?

— Дело в том, что в итоге судятся соревнования. Я видел, когда спортсмены плохо тренируются, но зато хорошо выступают. Бывали и обратные примеры. Это бывает со всеми. Конечно, важно на официальной тренировке прокатать хорошо, но еще важнее — хорошо выступить на старте.

— Что еще бросается в глаза, когда смотришь на несколько сильных пар на одном льду, — важность яркой харизматичности в танцах. Может быть, дерзости даже. Как вам кажется, в Диане с Глебом она уже есть?

— Ну, конечно, их еще нельзя сравнивать с ведущими парами. Это первый год для Дианы с Глебом, когда они соревнуются на таком уровне. Но что приятно для меня — они прогрессируют от старта к старту. И это не пустые слова, это можно заметить, просмотрев выступления. Они очень хорошо прокатались летом в Америке, потом на Гран-при в Канаде. Затем у них было несколько классных турниров в Европе, и был виден постоянный рост.

Но лучшее их выступление, как мне кажется, было на чемпионате России. Здесь же, на мой взгляд, лучше всего удался произвольный танец.

— При этом чемпионат России считается самым нервным стартом.

— Вы знаете, у нас в Петербурге просто не было никаких ожиданий. Это был их первый взрослый турнир, и мы хотели только показать то, что мы можем, и то, что готовили. На мой взгляд, они с этим справились.

— То есть попадание Дианы с Глебом в тройку в Питере было для вас неожиданным?

— Конечно. Трудно планировать такие вещи (смеется). Это был замечательный сюрприз. Очень приятно, что это случилось. И что судьи их отметили.

— Если смотреть со стороны, кажется, что сейчас Диана с Глебом берут по большей части техникой. Во всяком случае, именно в ней, как опять же видится со стороны, у ребят идет наибольший прогресс.

— Мы уже три года работаем, и прогресс в технике — это наш ежедневный труд. Не думаю, что он когда-либо будет закончен. Мне кажется, они сильно спрогрессировали в плане владения коньком, скольжения, мощности и взрослости катания. Я рад, как они растут, как они слушают меня.

Они оба очень хорошо работают. Вдумчивые ребята. Этот прогресс приятен, но неслучаен. А то, о чем мы говорим в плане техники, это действительно ежедневный труд. Мы пытаемся улучшаться постоянно.

«Когда Диана была в гипсе, Глеб ее везде носил на руках»

— Насколько вам интересно работать конкретно с Дэвис/Смолкиным?

— Знаете, потрясающе интересно на самом деле. У меня более чем 30-летний тренерский опыт. И мне достаточно повезло — у меня было много хороших спортсменов.

— Я бы сказал — лучших спортсменов.

— Можно сказать и так, да. С другой стороны, не было одинаковых спортсменов. Для каждого нужно доносить информацию по-своему, потому что ты можешь говорить одни и те же вещи, но люди будут воспринимать их на свой манер. Это надо видеть и ощущать, что они услышали.

На самом деле я до сих пор этому учусь. Вот прямо сейчас, работая с Дианой и с Глебом. Учусь их чувствовать, понимать, что они воспринимают, как они видят мир. Это совместная работа.

— Можете со своей стороны охарактеризовать, какие они? Что их выделяет на фоне других спортсменов, которые у вас были?

— Мне очень нравится, как они относятся друг к другу. Это правда очень трогательно. Как Глеб относится к Диане… Еще несколько лет назад, когда он был мальчик совсем, но он настолько по-мужски себя с ней вел… Когда у Дианы случился перелом в прошлом году, он ее буквально носил на руках. Буквально! Диана была в гипсе, и Глеб носил ее из машины на каток. Да везде носил, куда ей было нужно.

У них взаимные мягкие отношения. И мне очень приятно за ними наблюдать. Это необыкновенно, когда ребята в таком юном возрасте столь интеллигентно ведут себя по отношению друг к другу.

— В танцах на льду эта химия очень важна.

— Ну, чтобы это донести до зрителя, надо много работать. Но что-то внутреннее у них, безусловно. есть. Что-то нежное такое… И для меня это чрезвычайно трогательно.

— Вы говорили, что не знаете, как затащить Этери Георгиевну на каток. Почему отказывается-то?

— (Смеется.) О да, это правда! Мне кажется, она просто очень довольна позицией мамы в этом вопросе. Она очень тактичная, не хочет навязываться. Естественно, мне бы очень хотелось видеть ее на катке. Как тренер она подмечает очень многие вещи, и для меня это было бы интересно. Этери Георгиевна — специалист очень высокого уровня.

— Даже при том, что в танцах на льду она не тренировала?

— С другой стороны, она ведь сама каталась в танцах. Да и потом, у нее же все равно наметан глаз на выразительность катания, на какие-то эффекты, скольжение. Она это отлично видит.

Понимаете, для меня очень важно, чтобы профессионалы смотрели на нашу работу со стороны. Потому что у нас самих глаз замыливается, и какие-то вещи ты начинаешь упускать. Поэтому когда она к нам приезжает, мне очень хочется услышать ее мнение. Но она это не очень любит.

— Держит дистанцию?

— Да-да. Она, знаете, как родитель — садится где-то там, подальше. Или смотрит через стекло.

«Новый ритм-танец Габриэлы и Гийома мне не очень нравится»

— До Олимпиады осталось мало времени. Что нужно улучшить ребятам до нее? А главное — как уберечься от этой угрозы с коронавирусом?

— Очень хороший вопрос. Сейчас это большая проблема, но, к сожалению, ответить чрезвычайно сложно. Все спортсмены будут очень осторожны. Надо соблюдать все правила безопасности. Надеюсь, мои ребята будут в каком-то «пузыре», в полной безопасности. Будет ужасно обидно пропустить Олимпиаду из-за такой болезни.

— Вы сказали, что на «России» попадание Дэвис/Смолкина в тройку стало небольшим сюрпризом. Какой результат ребят на Олимпиаде способен доставить вам те же эмоции?

— Я пытаюсь смотреть на это реалистично. Отлично понимаю, что сегодня они не в такой позиции, чтобы на Олимпиаде бороться за медаль или за более-менее серьезные места. Думаю, задача у нас будет такая же, как и здесь, в Таллине: показать себя, чтобы нас запомнили, отметили, увидели. И, конечно, лучшей поляны для этого, чем Олимпийские игры, придумать нельзя.

— Диане с Глебом невозможно бороться за медали даже в командном турнире? Ну, так, чисто теоретически давайте и об этом поговорим.

— Теоретически в командном турнире… Сперва надо, чтобы федерация их туда поставила. Это решение федерации. Но, безусловно, для команды лучше дать выступить там более опытным спортсменам, у которых есть рейтинг и которые способны занять там более-менее высокие места. Но, конечно, это решать не мне. Если федерация называет состав на командник, у нее для этого есть обоснования.

— То есть чтобы подытожить: в команду, на ваш взгляд, в танцах на льду логичнее было бы поставить кого-то более опытных, чем Диана с Глебом?

— Я не могу просчитать все очки и всех конкурентов. Но, конечно, в командных соревнованиях каждый прокат имеет огромное значение. Так что здесь, безусловно, нужно выставлять объективно сильнейших ребят.

— Тогда давайте о сильнейших. Смотрели, как выступили Синицина/Кацалапов?

— Да, конечно. Я считаю, обе пары — Синицина/Кацалапов и Степанова/Букин — чрезвычайно сильны, у них очень высокий уровень. Они составят серьезную конкуренцию на Олимпийских играх и американцам, и канадцам, и Пападакис/Сизерону. И достойно представят Россию в Пекине. Для Дианы с Глебом это огромная честь — быть с ними в сборной и тоже выступать за Россию.

— Синицина/Кацалапов vs Пападакис/Сизерон — это борьба реальная или все-таки условная?

— Безусловно, реальная. Хотя в этом сезоне я не видел Сизерона вживую. Поэтому мне чуть труднее их сравнивать.

Габриэла Пападакис и Гийом Сизерон / Фото: © Naoki Nishimura / AFLO SPORT / Global Look Press

— Но ведь новый ритм-танец Габриэлы и Гийома вы видели? Некоторые говорят, что это прямо-таки явление.

— А мне вот, кстати, не очень нравится. Пара совершенно уникальная, с потрясающей пластикой, синхронностью, скольжением и всем остальным. А короткий танец…

— Неужели не впечатляет?

— Нет. Меня — нет. Во всяком случае, не так, как многих других. С позиции танца и постановки для меня это не очень интересно. Как по мне, у него мало общего с темой уличных танцев. Мне хотелось бы чуть больше наглости исполнения, больше атмосферы именно street dance.

С другой стороны, эта постановка полностью соответствует их стилю. Он непревзойденный, совершенно уникальный. Но здесь, знаете, уже кому что нравится, и я не могу однозначно утверждать, что хорошо, а что плохо. Поэтому это чисто мое мнение. 

Читайте также:

* Соцсеть, признанная в России экстремистской