Клод Дебюсси и его музыкальная живопись. Программы, которые подошли бы Коляде и Валиевой

Клод Дебюсси и его музыкальная живопись. Программы, которые подошли бы Коляде и Валиевой
Михаил Коляда и Камила Валиева / Фото: © РИА Новости / Владимир Песня, Raniero Corbelletti / AFLO / Global Look Press
Провокационный балет Нижинского и идеальная музыка для фигурного катания.

22 августа почти сто шестьдесят лет назад родился Клод Дебюсси — французский композитор, давший начало направлению импрессионизма в музыке. Среди его самых узнаваемых произведений — фортепианная пьеса «Лунный свет».

Мария Сотскова / Фото: © Yusuke Nakanishi / AFLO / Global Look Press

В фигурном катании Дебюсси популярен, хотя и в довольно однообразном выборе — большинство хореографов предпочитают ставить программы спортсменам под «Лунный свет». Была пара смелых попыток скатать «Послеполуденный отдых фавна». Единичные фигуристы выбирали для программ «Грезы» и «Прелюдию» Дебюсси. Но наиболее знаковые вещи — именно «Лунный свет» и «Послеполуденный отдых фавна».

Музыка, под которую фигуристы мечтают кататься

Импрессионизм — прежде всего живописный жанр. Он появился тогда, когда уставшие от душных темных мастерских художники вышли писать картины на пленэр, отвергнув старую технику смешивания цветов на палитре, линейные контуры и салонную нарочитость. Импрессионисты видели мгновение, чувствовали его и стремились скорее изобразить свои впечатления на холсте. Их красота — в гармонии момента, в эстетике солнечных пятен и теней на бульваре, в мерцающих огнях вечерней набережной, в разнообразии природы. Никаких глубоких философских проблем, острых идей и тайных смыслов — только дегустация всего прекрасного, что есть в жизни прямо сейчас.

Юко Кавагути и Александр Смирнов / Фото: © РИА Новости / Павел Лисицын

Импрессионисты в музыке тоже изменили правила композиторства и открыли новые категории звуковой красоты. Созерцай и наслаждайся, а не действуй и не страдай. Умей видеть красоту в том, как по небу движется луна, как звучит свирель в руках утомленного летним зноем сказочного фавна.

«Лунный свет» — часть Бергамасской сюиты, написанная композитором в 1905 году. Для первой части «Лунного света» Дебюсси выбрал тональность ре бемоль мажор — ту же самую тональность, в которой начинается «Лунная соната» Бетховена, «Ноктюрн» Шопена и тема любви в «Ромео и Джульетте» Чайковского. Если у луны и любви есть звук, то это и есть мистический вкрадчивый свет пяти бемолей.

У «Лунного света» нет обязывающей основы в виде либретто, нет необходимости показывать характер персонажа, его конфликт и противоречия. Фигуристу надо быть продолжением музыки, и это одновременно просто и сложно, потому что нужно уметь ее чувствовать.

Это отчасти врожденное качество, которое можно развить «наслушанностью», «насмотренностью» и долгими часами у балетного станка — здесь пригодятся уроки классической хореографии, которые дают фигуристам практически по всех ведущих спортивных школах.

Тамара Москвина, один из немногих тренеров с музыкальным образованием, трижды делала «Лунный свет» темой для произвольной программы своих учеников Юко Кавагути — Александра Смирнова — в сезонах 2010/11, 2011/12 и 2016/17.

При этом последняя версия была составлена из фрагментов прошлых программ, но объединена музыкой Дебюсси — Москвиной нужно было найти такое сопровождение, что сгладило бы недостаточную подготовленность пары, пропустившей много месяцев тренировок из-за травмы ахилла у партнерши.

Фигуристы относились к выбору «Лунного света» по-разному. Ксения Столбова, например, признавалась, что много лет мечтала кататься под Дебюсси. У них с Федором Климовым была соответствующая короткая программа в сезоне 2016/17.

— Я всю жизнь мечтала кататься под «Лунный свет». Впервые услышала, точнее, увидела, рекламу Шанель с Николь Кидман. Помните, когда она поднимается по красной ковровой дорожке под эту музыку? Это был 2008 или 2009 год. Порой случается такое озарение, когда слышишь музыку и можешь ее бесконечно слушать, она не надоедает. «Лунный свет», пожалуй, одно из немногих музыкальных произведений, от которых я не устаю и могу его слушать и слушать. Мне кажется, что под эту музыку я могу сделать все, потому что она выражает мои мечты, несет заряд прилива сил, позитива, уверенности.

Несмотря на долгую совместную карьеру, «Лунный свет» был первым опытом постановки под хрустальную классику для Ксении и Федора. Программа получилась рафинированной и камерной, как блик на лунном камне, при этом скорость катания и энергетика пары никуда не пропали — они усиливали впечатление от чистейших элементов и прекрасных костюмов, превратив техническую, в общем-то, короткую программу в идеальную голливудскую историю.

Мария Сотскова, напротив, сомневалась в выборе, к тому же ей предстояло с произвольной программой «Лунный свет» бороться за попадание на Олимпиаду-2018 и выступать там в случае удачи.

— Я долго сопротивлялась и переживала. Не видела себя в этой музыке. Первое впечатление: ну вот, опять медленный ритм, все тот же образ… Мне хотелось что-то новое, более активное, быстрое. Но Петр (Чернышев) подобрал мне под «Лунный свет» очень красивую хореографию. На соревнованиях с чистым исполнением должно быть все хорошо. Когда я сама чуть позднее увидела себя в этом образе, то сопротивляться было бесполезно. Вникла в процесс, и мне очень понравилось. Я полюбила эту программу и с удовольствием ее катаю. (Р-Спорт)

Один из недавних удачных примеров «Лунного света» — короткая программа Рики Кихиры в сезоне 2017/18. Это был ее дебют на взрослом уровне, и пусть тогда много восторгов досталось произвольной программе «Шторм», но короткая была ничуть не хуже. Природная прохладность манеры презентации Рики, ее холодно-голубое платье и классическая хореография Дэвида Уилсона вкупе с мягкими терциями Дебюсси — превосходное обрамление для тройного акселя.

Рика Кихира / Фото: © Kenjiro Matsuo / AFLO / Global Look Press

«Послеполуденный отдых фавна» — провокация для публики 

«Послеполуденный отдых фавна» — не просто симфоническая поэма, а культовый балет Вацлава Нижинского, премьера которого состоялась в Париже в рамках Русских сезонов Дягилева. Эту тему исключительно редко брали для постановок в фигурном катании: до Каролины Костнер в 2018-м это делал разве что Адам Риппон в олимпийском сезоне 2013/2014.

По сюжету в знойный летний полдень фавн просыпается в своем логове на скале. Он никуда не спешит — любуется виноградом, играет на флейте. Неожиданно появляется группа нимф, ведомая главной прекрасной нимфой. Фавн бросается к ним со скалы, но только отпугивает всех, кроме главной нимфы. Они недолго танцуют дуэтом, а после нимфа убегает, уронив свой шарф фавну под ноги. Тот поднимает шарф и уносит в свое логово, где на невесомой ткани предается любовной истоме.

Послеполуденный отдых Фавна / Фото: © Global Look Press, РИА Новости / Владимир Песня

Хореография балета строится на профильных позах, угловатых движениях. Нижинский вдохновлялся фигурами на расписных греческих вазах, и иногда кажется, что персонажи на сцене выстраиваются как изображения на античном фризе.

Примечательно, что за все 8 минут балета был только один прыжок Нижинского, и то он символизировал прыжок через ручей на поляну к нимфам. В остальном это пластика мифического существа настолько, насколько ее может представить человеческий мозг и показать человеческое тело — изгибы, звериная осторожность в позе и в то же время исключительная звериная же расслабленность.

Костнер решилась ставить «Фавна», еще когда тренировалась у Алексея Мишина. Вряд ли был тогда в фигурном катании кто-то еще, кто справился бы с этой музыкой лучше нее.

Мишин высоко оценивал значимость постановки под Дебюсси не только в спортивном плане, но и в культурном.

— Когда мы работали с Женей (Плющенко), ходили в театральный музей, брали книжки жены и сестры Нижинского, смотрели замечательные эскизы костюмов (Леона) Бакста. Это изумительно, это так бы сейчас прозвучало современно — костюмы по эскизам Бакста! И программа тоже! Я думаю, что, конечно, по замыслу, по его глубине, по его величию эта программа может стать одной из наиболее значимых в работах женщин-фигуристок последних лет. (Р-Спорт) 

Постановщиком стала канадка Лори Никол. Мишин говорил, что все эти египетские плоскостные картины ладоней — ее замысел. Лори опиралась на дягилевские сезоны и  хореографию, которая тогда была модерном, ультрасовременной. Спустя сто лет она не перестала выглядеть современно.

У них с Никол не было цели дословно повторить Нижинского-фавна — поскольку мы говорим о музыкальном импрессионизме, то помним, что здесь всегда настроение важнее сюжета. При этом Костнер была игрива и легка, как вуаль, потерянная нимфой, — и это ощущение томной свободы ей удалось передать исключительно.

Каролина Костнер / Фото: © Igor Russak / ZUMA Press / Global Look Press

Каролина экспериментировала с костюмами — ей сшили два варианта платья и комбинезон цвета освещенной солнцем травы, разгромно принятый публикой. Есть в этом какой-то ироничный символизм, потому что Нижинский за его костюмную смелость тоже натерпелся. 

Изначальный выбор костюмов для балета произвел на публику убийственное впечатление. Нижинский появился на сцене в телесных трико, раскрашенных коричневыми пятнами, с обхватывающей талию виноградной лозой да в плетеной шапочке золотистых волос с двумя золотыми рожками. Никогда прежде мужчины в балете не выглядели так откровенно.

Была даже история с его якобы увольнением из театра по распоряжению императрицы Александры Федоровны за недостойный образ артиста балета. На поверку история эта оказалась интригой балерины Матильды Кшесинской за отказ Нижинского танцевать с ней.

Так или иначе, Вацлав Нижинский и его «Фавн» были настоящим прорывом в хореографии и костюмах.

Идея для Коляды и Валиевой

Если рассуждать о том, кому из ныне катающихся могла бы подойти музыка Дебюсси и образы «Послеполуденного отдыха фавна», в голову приходят четверо: Габриэла Пападакис — Гийом Сизерон, Камила Валиева и Михаил Коляда. Почему именно они? Давайте разберемся персонально.

Михаил Коляда / Фото: © Олег Бухарев / Матч ТВ

Пападакис — Сизерон успели так себя зарекомендовать, что понятно — они лучше других способны показать авангардную хореографию. Стиль их катания и так можно отнести к категории неги, истомы и лености — всего того, что сопровождает Фавна на протяжении его полудня. Они обладают фантастической музыкальностью и достаточно зрелы, чтобы понимать чувства, которые им предстоит передать.

Камила Валиева, хотя и очень юна, уже близка к совершенству линий в свои четырнадцать. Поэтому она могла бы в полной мере и по-своему невинно воспроизвести пластику сказочного существа, которую придумал Нижинский. 

Главный дискуссионный вопрос — кто мог бы поставить Валиевой такую программу, если к сторонним специалистам команда Тутберидзе не обращается давно. С другой стороны, была ведь у неё суперуспешная «Девочка на шаре», придуманная для Камилы самой Этери Тутберидзе по мотивам картины Пикассо.

Камила Валиева / Фото: © РИА Новости / Владимир Песня

Михаил Коляда — один из самых одаренных в плане хореографии фигуристов не только России, но и мира. Его разворот бедра и свободной ноги, осанка, линия плеч и кисти рук идеально подходят для того, чтобы попробовать нечто по-настоящему смелое и провокационное. К тому же теперь Коляда тренируется у Мишина, который, как мы знаем, уже способствовал появлению знаковой постановки на музыку Дебюсси у Каролины Костнер, а новую произвольную программу на сезон 2020/21 ему поставить еще не успели. 

* Соцсеть, признанная в России экстремистской

Больше новостей спорта – в нашем телеграм-канале.