Как спорт становится искусством: эксперты рассказывают «Матч ТВ» о хореографии в фигурном катании

Как спорт становится искусством: эксперты рассказывают «Матч ТВ» о хореографии в фигурном катании
Аделина Сотникова с хореографом Ириной Тагаевой / Фото: © РИА Новости/Максим Богодвид
Нюансы профессии и источники вдохновения

Хореография играет важную роль в подготовке фигуриста — исключительно техники уже давно недостаточно для завоевания лидирующих позиций в этом виде спорта. Более того, артистизм, эстетика движений, правильная подача образа и музыкальность исполнения программы часто являются решающими в итоговой оценке за выступление.

«Матч ТВ» поговорил о самых важных вопросах, связанных с хореографией в фигурном катании, с экспертами — ведущими российскими хореографами. 

Алексей Железняков (группа Этери Тутберидзе), Ирина Тагаева (группа Елены Буяновой), Сергей Комолов (УОР № 4 им. А.Я.Гомельского), Татьяна Дручинина (группа Нины Мозер и Артура Дмитриева) рассказали нам:

  • Какие существуют пути в ледовую хореографию
  • В чем роль хореографа в создании соревновательной программы
  • В каком виде фигурного катания чаще всего делают программы про любовь
  • Можно ли упасть на лед и не получить за это штрафной балл
  • Как быть, если своими силами не обойтись
  • Где искать вдохновение
  • Топ любимых постановок и постановщиков у наших экспертов
Алина Загитова / Фото: © Reuters

Как прийти в профессию?

Чаще всего хореографами становятся завершившие спортивную карьеру фигуристы. Примеров множество — Даниил Глейхенгауз, Николай Морозов, Марина Зуева, Трейси Уилсон, Роман Агенауэр, Ше-Линн Бурн, Петр Чернышов, Илья Авербух. Из наших сегодняшних собеседников именно такой путь у Сергея Комолова — он сначала был одиночником, а в 17 лет из-за череды травм перешел в танцы на льду, успев поработать под руководством Александра Жулина и Евгения Платова.

Еще высококлассных хореографов поставляет в фигурное катание балет и театр. Бывшие балерины Людмила Власова, Ирина Тагаева (группа Елены Буяновой), Людмила Шалашова (группа Этери Тутберидзе), Алёна Самарская (группа Ирины Жук и Александра Свинина) работают с лучшими российскими фигуристами.

Хореограф Алексей Железняков из группы Тутберидзе — тоже артист балета и профессиональный танцор. Он выступал в нескольких театрах Москвы, а в мир фигурного катания пришел случайно:

— В 2010 году я ездил на гастроли на Камчатку, выступал там со своим коллективом. Звукорежиссером спектакля был Павел Воротников, его сын Андрей тренировался у Этери Тутберидзе. Когда мы возвращались в Москву, сидели с Павлом рядом в самолете, разговорились. Он спросил, не хочу ли я попробовать преподавать модерн фигуристам? Этери Георгиевна как раз искала педагога-хореографа. Я решил попробовать, познакомился с коллективом «Самбо-70», дал первые уроки. В итоге мне понравилось и я вошел в тренерский штаб. Так случайное знакомство на другом конце страны помогло мне найти интересную работу в родном городе.

Пожалуй, самая неочевидная и редкая дорога в «фигурную» хореографию у бывших гимнасток-художниц Ольги Глинки и Татьяны Дручининой. Обе они когда-то побеждали на серьезных соревнованиях, Татьяна даже завоевала титул чемпионки мира. Обе спортсменки после завершения карьеры выступали в шоу, танцевали в «Театре спорта» и в определенный момент решились на крутой поворот в судьбе. Ольга Глинка много лет работает в группе Евгения Рукавицына, ставит хореографию Алёне Леоновой, Дмитрию Алиеву и другим.

Татьяну Дручинину в конце 90-х годов пригласила в свою группу Тамара Николаевна Москвина.

— Моей задачей было помогать фигуристам оттачивать движения на льду. Вообще фигурное катание мне всегда нравилось, я смотрела по телевизору выступления наших звезд. В детстве научилась стоять на коньках и делать базовые элементы просто как любитель. Так что за новую работу взялась с большим удовольствием.

По количеству Олимпиад, чемпионатов мира и Европы, где ученики Татьяны Дручининой завоевали медали, ее можно назвать одним из самых успешных российских хореографов наряду с Николаем Морозовым.

Татьяна Дручинина / Фото: © РИА Новости/Александр Вильф

В чем главная задача ледового хореографа?

В постановке номера на льду хореограф отвечает за художественную часть. Это работа над образом, пластикой и связками между элементами. Развить у спортсмена чувство ритма, скорректировать осанку, придать движениям выразительность — все это добавляет плюсов производимому впечатлению. 

Что касается прыжков, то хореография помогает улучшить толчки и повороты в воздухе, движение рук и корпуса. А хорошая растяжка позволяет фигуристу легко и свободно выполнять вращения, спирали и другие элементы.

Ирина Тагаева говорит, что хореограф помогает спортсменам не только с сюжетом программы и ее духовной составляющей:

— Мы участвуем в выборе музыки, костюма и макияжа фигуриста. Важно построить взаимоотношения со зрителями и судьями: где-то взмахнуть рукой, перевести взгляд, добавить яркую эмоцию. Добиться синтеза катания на льду, музыки, театра и визуального облика. Просто катание от элемента к элементу, даже на высоком техническом уровне, — это «голая» программа. Благодаря хореографии она станет произведением искусства.

Мария Сотскова и Ирина Тагаева / Фото: © РИА Новости/Александр Вильф

Хореограф и тренер работают вместе. В  группах, как правило, нет единоличного разделения работы:

— Задача хореографа — довести программу до общего соревновательного вида, чтобы она радовала зрителя, — уточняет Татьяна Дручинина.

Хореографы как никто другой понимают важность индивидуальности в восприятии публикой и помогают фигуристам отличиться, используя для этого средства пластической выразительности.

Сергей Комолов / Фото: © Страница VK Сергея Комолова

Сергей Комолов убежден, что необычные находки в программе способны обратить на себя внимание:

— У каждого хореографа есть свои фишки. Например, как Юзуру Ханю выезжает из четверного прыжка в кораблик. Он единственный в мире так делает. Вспомните конец произвольной программы Жени Медведевой на тему фильма «МЫ. Верим в любовь»: она делала затяжку в шпагат и в этот момент поворачивалась через тормоз на 180 градусов.  

Открыть инфографику

В моей программе Астаховой — Рогонова «Куклы» есть период на 20 секунд, когда фигуристы стоят практически на одном месте, не катаются и не выполняют элементы. Но они обыгрывают это красивыми движениями. Так хореографическая находка помогает спортсменам немного отдохнуть в середине программы, и в то же время это часть сюжета.

Открыть видео

Хореография одиночного и парного катания отличается?

В разных видах фигурного катания есть своя специфика. В танцах на льду и у спортивных пар постановщики часто выбирают темы любви. Паре проще пластически отобразить взаимоотношения во всей гамме оттенков — от нежности до страсти. У танцоров есть простор для оригинальных поддержек: каждый сезон хореографы стараются придумать новые комбинации. Но нужно следить за синхронностью движений, чтобы все выполнялось в унисон.

В программах одиночников преобладают технические элементы — прыжки и вращения, зато остается больше возможностей для импровизации.

— Когда обе руки свободны, фигурист способен по ходу программы изменить сценарий, выезд из элемента. Например, если было падение, к следующему прыжку можно быстрее разогнаться, сократить дорожку шагов и так далее. В синхронном катании допустимо даже падение, если оно хореографически обыграно. Например, в прошедшем сезоне у моей юниорской команды была программа на тему «Игры престолов». По сюжету девочка выпивает из кубка отравленный напиток, «теряет сознание» и падает на лед. Партнерши ее уносят. Конечно, все заранее поставлено, это художественный нюанс, — рассказывает Сергей Комолов.

Танцкласс или каток?

Хореограф проводит занятия и в зале, и на льду. В зале легче отработать четкость движений, отдельные позы и элементы. Затем на катке этот навык соединяется с техникой. Как показывает практика, на лед больше переносится «верх».

Татьяна Дручинина говорит,  что опытный хореограф при взгляде на ученика сразу понимает, что и как можно улучшить:

— Все зависит от того, над чем спортсмену надо сейчас работать, какой навык подтянуть. Допустим, заняться растяжкой или связками между элементами.

В группе Этери Тутберидзе три хореографа, и это позволяет разделить обязанности, в том числе площадки для тренировок. Людмила Шалашова преподает балет — именно классический танец у станка — станок отвечает за чистоту линий. 

Алексей Железняков обучает своих подопечных современным танцевальным стилям — от модерна до хип-хопа:

— Мои занятия со спортсменами проходят, в основном, в зале. Я развиваю у них координацию движений, пластику и силу тела, чтобы человек чувствовал музыку каждой клеточкой. Когда фигурист владеет разными стилями танца, это дает широкий выбор тем для постановок. А Даниил Глейхенгауз — именно хореограф-постановщик, он создает номера на льду. Но последнее слово в хореографии всегда за Этери Георгиевной.

А если своими силами не обойтись?

Есть множество стилей хореографии: классический (балет), неоклассический, модерн, латиноамериканские танцы (румба, самба, танго, хастл, джайв и т. п.), фламенко, восточные танцы, хип-хоп, рок-н-ролл и другие. Сейчас в фигурном катании часто используют неоклассику (бессюжетный балет. — «Матч ТВ»). Ирина Тагаева считает, что сначала важно научить фигуриста классической хореографии — тогда ему будет легче освоить современную:

— Классика вечна, но мы следим и за современными тенденциями. Важнее всего понимать амплуа спортсмена и уже под это амплуа выбирать образ.

Хореографы черпают идеи для новых постановок из театра, балета, танцевального искусства, кино, мюзиклов, цирка, путешествий и национальных особенностей страны, которую представляет фигурист.

Юзуру Ханю / Фото: © globallookpress.com

Танцевальные пары иногда приглашают узкоспециализированных профессионалов в том или ином стиле — танго, вальс, латина. Это может быть даже хореограф, не работающий на льду.

Под руководством мастера фигуристы изучают шаги и особенности этого танца, а главный хореограф потом уже доводит программу до совершенства.

Краткосрочное сотрудничество с паркетными танцорами бывает полезным для того, чтобы спортсмены могли ненадолго сменить обстановку, выйти из зоны комфорта, попробовать новые методики — все это развивает хореографическую культуру.

Например, танцоры Сара Уртадо и Кирилл Халявин готовят на грядущий сезон страстное фламенко под руководством испанского хореографа Антонио Нахарро. Когда-то он уже ставил фламенко олимпийским чемпионам Марине Анисиной — Гвендалю Пейзера, работал над коротким танцем «Кармен» Елены Ильиных — Руслана Жиганшина, помогал с программой Стефану Ламбъелю.

Кто фавориты?

По просьбе корреспондента «Матч ТВ» собеседники рассказали о своих любимых программах в фигурном катании с точки зрения хореографии.

Рейтинг получился следующий: Татьяне Дручининой нравился стиль британских танцоров Джейн Торвил и Кристоферв Дина, из сегодняшних — постановки Паскуале Камерленго, Петра Чернышова, Ильи Авербуха, Марины Зуевой, Лори Николь, Романа Агенауэра.

Для Сергея Комолова эталон — обе победные программы Алексея Ягудина в сезоне 2001–2002 годов, хип-хоп «Лебединое озеро» и танго под Пьяцоллу Дайсукэ Такахаши, произвольная программа Флорана Амодио в 2011 году.

Алексей Железняков восторгается стилем Хавьера Фернандеса и программами Евгении Медведевой:

— Женя прекрасно отрабатывала образы от начала и до конца, играла спектакли на льду. Из сегодняшних моих учеников каждый уникален по-своему. От Саши Трусовой идет бешеная энергетика, Алина Загитова гибкая, как кошечка, Алёна Косторная — дама голубых кровей. Все разные: кому-то по внутреннему миру подходит лирика, кому-то страсть, кому-то нечто легкое, зажигательное. Грамотность Этери Георгиевны в том, что она видит, какое амплуа подходит человеку, и никогда не идет против природы фигуриста. Отсюда баланс между спортом и эстетикой.

Что по поводу хореографии говорят правила судейства?

Международный союз конькобежцев выделил для измерения хореографии четыре параметра из пяти, которые образуют так называемую «вторую оценку» — оценку за компоненты от 0 до 10 баллов:

— Связующие элементы (умение переходить с элементов в связки и обратно, сложность и разнообразие связок);

— Артистизм, красота исполнения, единство партнёров;

— Построение программы, оригинальность, способность задействовать весь каток (идея и единство композиции, смысловые и музыкальные акценты);

— Передача музыки и образа движениями на льду.

Эти же параметры являются самыми субъективными с точки зрения судейства. Тем не менее спорт — всегда про то, что нужно делать свой максимум, невзирая на внешние помехи. От того, как спортсмен сможет подать себя, отобразить движениями музыку и сыграть на льду мини-спектакль, и будет зависеть результат. Фигурист, который хочет победить и запомниться, просто не имеет права пренебрегать хореографией.

Читайте также:

* Соцсеть, признанная в России экстремистской