На прошлой неделе велогонщица Тамара Дронова не только защитила титул чемпионки страны в «разделке», но еще и выиграла групповую гонку. На треке она выступает за Marathon-Tula, а на шоссе за Roland Cogeas Edelweiss. В его составе в конце июля она стартует на женском «Тур де Франс».
— Тамара, какой у вас опыт выступления в многодневках? Максимум сколько дней?
— Четыре. Теперь будет ровно в два раза больше гоночных дней на «Туре». Не ездила ни «Тур», ни «Джиро». Перед сезоном мы озвучивали свои пожелания, а потом корректировали их со спортивным директором. Изначально я выбрала «Джиро», но гонка более горная, а на «Туре» есть спринтерские этапы. Так что в итоге еду «Тур».
— Скажем честно, когда вы попали на Игры, речь шла о том, чтобы по такому рельефу доехать и быть максимум в топ-30. В этом году вы в топ-10 на «Гент-Вевельгем». Прогресс?
— Тут однозначно можно сказать, что прогресс случился. Раньше я расценивала шоссе как подготовку к треку, но когда подписалась с Cogeas, мне по-настоящему понравилось ездить шоссейные гонки. Раньше я стартовала только на чемпионате России и на гонках в Майкопе. Так что если у всех нормальных спортсменов сначала были международные гонки, потом чемпионаты Европы, мира и Олимпиада, у меня все наоборот — началось с Олимпиады, потом был чемпионат мира и дальше уже международные гонки.
— Олимпиада придала импульс шоссейной карьере?
— Поняла, что есть люди, которые в меня верят, даже если я сама в себя где-то не верила. Зареклась, что на следующей Олимпиаде, если получится, я уже точно не буду 33-й.
— Не было такого: Тамар, куда ты вообще едешь, там монстры вроде Аннемик ван Флейтен?
— Нет. Я, к радости или к сожалению, особо не осознавала все это. Знала, конечно, что та же Аннемик выигрывает если не все, то практически все. Было интересно.
— Почему вы раньше не начали пробовать себя на шоссе? Там ведь вообще сначала был даже спринт с Настей Войновой на первенстве Европы. Как все это случилось?
— Действительно моя карьера развивалась по странному сценарию. Пришла я в спринт. Там были Настя, Даша Шмелева, Катя Гниденко… Вся боевая обойма. Поэтому не получилось отобраться среди российских «андеров», и меня отправили на темповые виды. В итоге уже там отобралась, выиграла первенство Европы. Но тот мой тренер шоссе тоже для меня не рассматривал. И только спустя пять лет уже с новым тренером начали постепенно думать о шоссе. По линии сборной меня тогда не рассматривали, я была чистым трекачом до недавних событий. Первым шагом к шоссе была бронза на чемпионате России в индивидуальной гонке, заметили в команде Cogeas. Так и пошло.
— Теперь шоссе нравится?
— Нравится. Гонки на треке более энергичные, скоростные, но по времени скоротечные. На шоссе за четыре часа ты можешь умереть, воскреснуть, опять умереть, снова воскреснуть и бороться дальше. Есть в шоссейных гонках своя магия.
— Это уже такой стайерский разговор, а вы со спринта начинали.
— Я думаю, меня взяли в спринт, потому что антропометрически и физически были определенные данные. Но когда я выступала в лыжном спорте, бежала и спринты, и марафоны. Разные гонки по профилю.
— Следили за успехами наших лыжников в Пекине?
— Гонки смотрю, но не так часто. Поначалу вообще было горестно за этим наблюдать.
— Почему?
— Мой уход из лыжного спорта не был в полной мере осознанным. Были сложности с тренером. С горячей руки сказала — все, больше не буду, хотя были предложения из других команд. Я тогда вообще решила заняться учебой, но тот тренер, который привел меня в велоспорт, убедил, что талант растрачивать нельзя. Надо попробовать себя в велоспорте и потом уже решить.
— Шоссе подразумевает больше разъездов, а вы — мама. Как справляетесь?
— В этом плане мне повезло. У меня понимающий муж, на которого можно опереться. Знаю, что у них все будет хорошо и беспокоиться не надо.
— Вы возвращались в спорт с целью начать новый этап в карьере или все-таки с мыслью — просто вернусь и будь как будет?
— Если честно, в первый месяц после рождения ребенка мне было очень тяжело дома… Жизнь спортсмена в какой-то степени тоже рутина, но сидеть на одном месте дома — я этого просто не вынесла. Сказала, что мне скучновато, и решила попробовать вернуться. Муж сказал, что стоит попробовать — он поддерживает меня в моих начинаниях, даже если не всегда согласен.
Через пять месяцев выступила на чемпионате Росси в Омске и увезла оттуда две золотые медали. Конечно, было тяжело, ребенок занимал время и днем, и ночью, были свои проблемы, как у всех деток. Но мы как-то справились. На девятый месяц уже поехала на этап Кубка мира на треке. Сборная дала еще один шанс проявить себя.
— Сколько времени проводите в Турции? Есть ощущение, что если вы не на гонке, то постоянно там.
— Когда сын был маленький, мы ездили тренироваться в Крым. Сочи и Адлер я давно из вариантов убрала — там большой поток машин и много недовольных водителей. Встал вопрос, где тренироваться и жить, чтобы было удобно в Россию возвращаться и на гонки ездить. Выбирали между Кипром и Турцией, с Турцией оказалось попроще, а дальше случился локдаун. Мы остались там ждать, когда все откроется, практически на год в Турции оказались. Так на практике и поняли, что нас все там устраивает. Плюс в нынешней реальности это хороший хаб — сейчас из России лететь в Европу через Турцию минимум 12 часов, плюс билет дорогой.
Тут все удобно, все нравится. Климат позволяет тренироваться, местное население хорошо ведет себя на дороге.
— Как вас встречают в Европе? Негатива не чувствуете?
— Нет. Единственное, в Бельгии меня не объявляли как спортсменку из России, в досье перед представлением были только европейские регалии. А так все хорошо. Девчонки в команде нормально относятся, нет конфликтов, косых взглядов. От других команд не замечала ничего такого, никто не проявляет неуважения.
— Позволяете себе думать: вот занялась бы я шоссе раньше, вот если бы раньше все это сложилось…
— Нет, я считаю, что всему свое время. Благодарна тому, что хотя бы сейчас все это произошло. Не так уж и поздно, кстати. Шоссейный велоспорт вообще для зрелых и опытных.
— Отдых какой-то будет?
— Отдых был — неделя покатушек два часа. Этого было достаточно, чтобы сильно не загружаться, но при этом не выпадать из процесса. После «Тура» перерывов не будет — запланировали гонки в Швеции и в Норвегии, а затем, возможно, если все срастется, будет и Спартакиада сильнейших.
- «В моем окружении хейта нет. Все и всё понимают». Интервью с лидером сборной России по велотреку
- «Тренер увидел меня, лезущую на стену, и пригласил в велоспорт». Как из скалолазки стать призером чемпионата мира на треке
- «В велоспорте битву полов не устроишь». Двукратного призера Игр не оставляют мысли о «мужской» дистанции