Крепкий середняк. Почему у Халка не получилось в «Формуле-1»

Крепкий середняк. Почему у Халка не получилось в «Формуле-1»
Нико Хюлкенберг / Фото: © HOCH ZWEI / Global Look Press
Рассказываем о пилоте, который покидает «королевские гонки», так и не раскрывшись.

Если ты молодой и очень перспективный гонщик, быстро добравшийся до заветной и желанной «Формулы-1», это не значит, что твоя карьера не может завершиться куда более блекло, чем когда-то началась. Доказано Нико Хюлкенбергом.

Последний этап сезона-2019, скорее всего, станет прощальным для немца в «королевских гонках». Место в «Уильямсе», где Халк дебютировал 9 лет назад, по понятным причинам ему не нужно, а остальным командам не нужен он сам. Разбираемся, как талантливый пилот дошел до звания рекордсмена по количеству гонок без попадания на пьедестал и почему все пошло не так.

Как и многие гонщики «Ф-1», Нико прошел традиционный период становления до попадания в «королеву автоспорта». Он выиграл несколько серий-трамплинов, включая европейскую «Формулу-3» и GP2 (нынешнюю «Ф-2»). Успехи немца проложили ему путь к сотрудничеству с «Уильямсом» — сначала в роли тест-пилота, а затем и в качестве боевого. В 2010 году Халк дебютировал за британский коллектив, который на тот момент еще не пребывал в настолько плачевном положении, поэтому такая площадка для старта была весьма неплохой. В паре с опытным Рубенсом Барикелло Хюлкенберг провел вполне удовлетворительный сезон, однако в «Уильямсе» решили сделать ставку на нового чемпиона GP2 Пастора Мальдонадо, имеющего за плечами еще и солидный мешок с деньгами. Подобное действие даже казалось резонным: 22 очка Нико против 47 у Рубенса давали команде право на поиск нового партнера для ветерана, но после сенсационного поула новичка на предпоследнем этапе в Бразилии такое отстранение было довольно обидным. 

Как и сейчас, на следующий сезон у гонщика не было опций, но ему повезло. Талантливого немца приютили в «Форс Индии» в уже знакомой ему роли тест-пилота, а спустя год он полноценно вернулся за руль автомобиля «Формулы-1».

И не зря. В 2012-м Халк провел сильный и относительно стабильный сезон, кульминацией которого стал финальный Гран-при на «Интерлагосе». Условия были не самыми приятными: это один из тех видов непогоды, когда дождевые шины надевать рано, а на сликах уже нет должного «держака». Суматоха привела к борьбе Нико и Льюиса за первую позицию, но за 16 кругов до конца лидеры столкнулись. Хэмилтон выбыл из борьбы, а Хюлкенберг получил в наказание проезд по пит-лейну и финишировал только пятым в итоговом протоколе. Это был первый и единственный раз, когда Халк приблизился к победе…

Переход в стан «Заубера», как и сам сезон-2013, прошли гладко и без особых нареканий. Однако грядущий год нес интересные варианты для переходов. У Нико появилась возможность оказаться в нужном месте в нужное время. Из «Феррари» уходил Фелипе Масса, которому искали замену в напарники Фернандо Алонсо. Хюлкенберг был одним из главных кандидатов на завидное место, но в скудерии решили не рисковать и пригласить более опытного и хорошо знакомого Кими Райкконена. Халку пришлось вернуться в «Форс Индию», где он и провел следующие три года.

Нельзя сказать, что Хюлкенберг выступал плохо, хотя говорить об обратном в полной мере тоже не получается. В «Форс Индии» он попал в свою среду, однако почему-то за три года его напарник Серхио Перес четырежды отметился на пьедестале, а Нико — ни разу. Если в первый сезон он еще выдерживал прессинг, заодно опередив Чеко в общем зачете, то последующие два даже после победы в великом марафоне «24 часа Ле-Мана» не смогли вывести гонщика на новый уровень. Небольшие, но довольно регулярные осечки закрепили за немцем статус крепкого середняка, не способного прыгнуть выше головы.

Впрочем, все могло измениться в конце 2016-го, когда после своего чемпионства Нико Росберг внезапно объявил о завершении карьеры. И если бы некоторым временем ранее Хюлкенберг не подписал трехлетний контракт с «Рено», его переход в «Мерседес», скорее всего, стал бы делом решенным. Но и здесь Нико не повезло.

Зато вместе с черно-желтыми Халк установил рекорд «Формулы-1». Правда, не самый приятный. В 2017-м немец побил достижение своего соотечественника Адриана Сутиля по количеству гонок без попадания на пьедестал. И до сих пор его обновляет — на данный момент пилот провел 176 Гран-при без финишей в топ-3.

Конец этой затянувшейся серии мог быть положен в 2018-м, но заветный пьедестал на Гран-при Азербайджана был упущен из-за очередной ошибки. Что, впрочем, не помешало Нико стать чемпионом второго дивизиона по итогам сезона. Проблема всех трех лет в «Рено» — не лучшая машина от заводской команды, которая по возможностям находится в стане фаворитов, а по результатам не сильно опережает середняков.

Хюлкенберг умеет хорошо ехать и добиваться высоких позиций — тут в его таланте сомневаться не приходится. Но когда все решается в один-единственный критический момент и кажется, что заветный кубок уже в руках, Нико не может отложить эту мысль и сосредоточиться на гонке. Поэтому ему и предпочитают более спокойных пилотов, способных дотерпеть до финиша и не выйти за грань. Прошедший в этом году Гран-при Германии тому пример: в дождевом хаосе Халк имел все шансы на пьедестал, но ошибся и закончил гонку в стене безопасности. Вероятно, именно эта осечка дала последний толчок к приглашению Эстебана Окона на тепленькое место в «Рено».

Учитывая, как здорово проявляют себя в «Ф-1» молодые пилоты, у 33-летнего Хюлкенберга будет очень мало шансов вернуться в «королевские гонки» в 2021-м. Хотя сам Нико ни о чем не жалеет и вполне доволен своей карьерой. Карьерой, которая наглядно демонстрирует, как из большого таланта можно навсегда превратиться в крепкого середняка. 

Читайте также: