Формула-1

«Если не пользуешься брешью, значит, ты больше не гонщик». Пять аварий, когда чемпионы пошли до конца

От Сенны с Шумахером до Ферстаппена с Хэмилтоном.

В борьбе за титул пилоты «Формулы-1» готовы рисковать до предела, таранить соперников и даже проехаться им по голове, как в случае с Максом Ферстаппеном и Льюисом Хэмилтоном на недавнем Гран-при Италии. 

Открыть видео

Столкновение лидеров чемпионата стало ключевым событием гонки не только в Монце, но и, возможно, всего сезона. Не уступив Льюису в первой шикане, Макс не только отомстил англичанину за вынос в Сильверстоуне, но и показал, что на трассе готов действовать не менее жестко. Насколько оправданным был маневр Ферстаппена (за который он получит штраф в три стартовых позиции на этапе в Сочи), покажет время, которое знает немало похожих историй из прошлого.

Прост против Пике, Зандворт-1983: «Все мы люди, все делаем ошибки»

Контекст. В тот год «Формулой-1» правили турбомоторы. Компанию «Рено» и «Феррари», освоивших подобные двигатели раньше других, составил дуэт «Брэбэма» и БМВ, а ближе к концу сезона к ним присоединился «Макларен». За чемпионство спорили пилоты именно этих конюшен, и наилучшими шансами на победу обладал Ален Прост. За четыре этапа до финиша гонщик «Рено» шел с отрывом в 14 очков от ближайшего конкурента Нельсона Пике из «Брэбэма», который провалил первую половину сезона. На Гран-при Нидерландов Пике наконец пришел в себя и взял поул, а в гонке уверенно лидировал, пока его не выбил шедший следом Прост.

https://twitter.com/f1_experiences/status/1433354010635821057

Во время обгона француз элементарно не справился с управлением и отправил соперника в стену из покрышек. Правда, воспользоваться преимуществом ему не удалось — меньше чем через полкруга Прост уже сам вылетел за пределы трассы.

Что было после аварии. Несмотря на упорную борьбу в чемпионате, оба гонщика восприняли инцидент максимально спокойно. Прост полностью признал ошибку, сославшись на проблемы с передними шинами, а Пике вопреки скандальному характеру отреагировал философски: «Не думаю, что он действовал умышленно. Все мы люди, все делаем ошибки». После гонки в Зандворте Прост сошел в двух из трех последних Гран-при и проиграл титул бразильцу с разницей в два очка.

Сенна против Проста, Сузука-1990: месть — блюдо, которое подают холодным

Контекст. Сузука-90 стала эффектной точкой в войне Алена Проста и Айртона Сенны, которая началась на этом же треке годом ранее. Еще выступая за «Макларен», напарники по команде доборолись здесь до столкновения и вылета, после чего бразилец с помощью маршалов вернулся в гонку и одержал победу. Тогда Прост подал сомнительную апелляцию, и Сенну лишили первого места за срез шиканы после аварии, а вместе с тем и шансов на чемпионство.

В «Макларене» поступок Алена не приняли, и на следующий год ему пришлось уйти в «Феррари», которая в 1990-м построила вполне конкурентный болид. Уже порознь Прост и Сенна продолжили сражение за чемпионство вплоть до возвращения в Японию. Ключевую роль в дальнейших событиях сыграла особенность Сузуки, где обладатель поул-позиции стартует с грязной стороны трассы. Поэтому выигравший квалификацию Сенна проиграл старт Просту и вошел в первый поворот позади алого болида. Сразу после мир увидел одну из самых знаменитых аварий в истории «Формулы-1». 

Уже проиграв первый поворот, бразилец поддел заднее колесо «Феррари», снес сопернику антикрыло, и обе машины вылетели на огромной скорости в ограждения.

Что было после аварии. Оба гонщика избежали травм, но на чемпионских амбициях Проста был поставлен крест. Сенна взял второй титул в карьере, а вместе с тем вернул долг заклятому врагу ровно спустя год. На пресс-конференции после Гран-при «волшебник» произнес знаменитую фразу, оправдывая свой рискованный маневр попыткой обгона: 

«Быть гонщиком — значит, находиться под риском все время. Быть гонщиком — значит, гоняться с другими людьми. И если ты не пользуешься брешью, которая есть, значит, ты больше не гонщик. Потому что мы сражаемся, чтобы выигрывать».

В 91-м Сенна возьмет свой третий чемпионат на фоне мучений Проста в сдавшей «Феррари» и конфликт несколько утихнет. А после ухода и триумфального возвращения француза в «Формулу-1» противники и вовсе станут друзьями до самой последней гонки Айртона. 

Шумахер против Хилла, Аделаида-1994: везение на грани фола

Контекст. Один из самых драматичных сезонов «Формулы-1» должен был завершиться уверенной победой Михаэля Шумахера, но бесконечные претензии судей как к самому немцу, так и к его команде «Бенеттон» позволили Дэймону Хиллу включиться в спор за чемпионство. После гибели Сенны взявший на себя роль лидера «Уильямса» Хилл почти сломил Шумахера на последней гонке в Аделаиде, вынудив его ошибиться под давлением. Пытаясь оторваться, Михаэль вылетел с трассы и критически повредил машину, но успел подставиться под проезжавшего мимо Хилла:

https://twitter.com/F1/status/1062440597955391488

Что было после аварии. Хиллу оставалось просто доехать до финиша на любом зачетном месте, чтобы выиграть чемпионат, но повреждение подвески оказалось безнадежным. Благодаря неоднозначной аварии и откровенному чуду Шумахер взял первый из семи титулов с преимуществом в одно очко, а его сопернику пришлось ждать свой черед еще два года.

Шумахер против Вильнева, Херес-1997: преступление и наказание

Контекст. Если инцидент в Аделаиде еще получилось списать на случайность, то вторая попытка Михаэля утащить за собой соперника по чемпионату потерпела крах. В 1997-м перешедший в «Феррари» Шуми противостоял другому пилоту «Уильямса» Жаку Вильневу и перед последней гонкой в Хересе выигрывал у него ровно один зачетный балл. На 47-м круге Вильнев предпринял атаку на лидировавшего Шумахера и в ответ получил удар в борт. Несмотря на столкновение, болид английской команды продолжил гонку, в то время как «Феррари» отлетела в гравийную ловушку.

Что было после аварии. «Уильямс» Вильнева несколько замедлился из-за повреждений, но все равно довез канадца до третьего места в гонке и первого в чемпионате. В целом безобидный и, как оказалось, бесполезный инцидент судьи оценили в случае с Шумахером максимально жестко и аннулировали его результаты за весь сезон. Столь серьезный штраф был направлен на то, чтобы положить конец любым попыткам таранить конкурентов в будущем.

Хэмилтон против Росберга, Барселона-2016: «серебряная война» в разгаре

Контекст. 2016-й стал третьим подряд годом доминирования «Мерседеса». О преимуществе «серебряных стрел» можно судить даже по видео ниже со стартом гонки в Барселоне, где болиды Нико Росберга и Льюиса Хэмилтона с легкостью уезжают от всех к первому повороту. О том, что титул разыграют между собой именно напарники по команде, было ясно с самого начала — в то время «Мерседес» еще располагал двумя гонщиками с равными амбициями и возможностями. В отличие от Вальттери Боттаса, Росберг играл роль не верного оруженосца, а скорее принца в изгнании, который раз за разом пытался свергнуть Хэмилтона с престола. И без того напряженные отношения друзей детства и раньше доходили до крайностей, но в Барселоне противостояние впервые закончилось аварией. Пытаясь пройти Росберга по внутренней стороне, Льюис вылетел на траву, потерял управление и снес напарника на первом круге гонки:

https://twitter.com/F1/status/1294716237096710145 

Что было после аварии. Для Росберга авария прервала победную серию на старте сезона из четырех гонок и окончательно уничтожила все намеки на общение с Хэмилтоном. С тех пор дружившие еще с картинга пилоты развязали «серебряную войну», разделив «Мерседес» на два враждующих лагеря. Победу в противостоянии одержал Нико, взяв титул чемпиона мира 2016-го, после чего незамедлительно завершил карьеру. А шеф «трехлучевых» Тото Вольфф надолго зарекся брать в пару к Льюису Хэмилтону строптивых гонщиков.

Читайте также: